Настоящая выставка – это новая встреча замечательного российского художника Юрия Ракши со своими земляками. Встреча духовная, ибо его самого уже сорок два года нет на земле. Он предстаёт перед зрителями в своих живописных полотнах, блистательной графике, сполна открывая в них свою душу – чуткую и внимательную, свой талант мыслителя, поэта и профессионала. Своё обращение к зрителям мастер запечатлел в словах: «Как в зеркало мы смотримся в мир и отражаемся в нём. Картины художника – это отражение мира, а значит, и его самого. Поэтому в каждой картине ищите художника, его суть, его отражение – он здесь».
Юрий Ракша родился 2 декабря 1937 года в Уфе. Здесь, в изостудии Дома культуры им. М.И. Калинина получил первые уроки по искусству у замечательного педагога Г.В. Огородова, который порекомендовал ему учиться дальше. С 1954 по 1957 год Юрий Михайлович учился в Московской средней художественной школе при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, которую окончил с серебряной медалью. Затем поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Его ведущими педагогами стали выдающиеся мастера – Ю.И. Пименов, М.А. Богданов, Г.А. Мясников. В 1963 году с отличием окончив институт, он был приглашён работать на киностудию «Мосфильм».
Он стал художником-постановщиком таких выдающихся российских фильмов, как «Время, вперёд!» (1965, реж. М. Швейцер), «Главный свидетель» (1969, реж. А. Манасарова), «Нежданный гость» (1972, реж. В. Монахов). Пережил успех российско-японского фильма «Дерсу Узала» (1975), удостоенного премии «Оскар», и получил новый творческий опыт, работая над ним с самобытным режиссёром Акирой Куросавой. Признание на международных фестивалях получила и лента «Восхождение» (1976, реж. Л. Шепитько). Это был последний фильм Юрия Михайловича, ведь уже много лет он собирался оставить кино и посвятить себя живописи. Но случилось так, что, прочтя предложенную режиссёром Ларисой Шепитько повесть В. Быкова «Сотников», по которой снят фильм, он в одночасье сделал живописный портрет Сотникова, по которому затем и подбирали актёра. Этот глубоко психологический портрет Сотникова, представленный на выставке, определил ёмкую, лаконичную драматургию всего фильма.
Параллельно с работой над фильмами Юрий Михайлович писал картины и много рисовал. В 1970 году был принят в члены Союза художников СССР. В 1960–1980-е годы им были созданы живописные произведения, получившие всесоюзную и мировую известность. Живопись Юрия Михайловича Ракши в собрании Нестеровского музея охватывает период с 1955 по 1980 год. Здесь – большое программное полотно «Тыл» (1970) из цикла произведений, посвящённых событиям Великой Отечественной войны. Оно автобиографично, поскольку на нём изображена семья художника. Ракша писал: «В центре – портретно и канонически – образ моей мамы. В такой форме мне хотелось рассказать о русской женщине, вынесшей на своих плечах тяжесть войны, тяжесть тыла».
Бесценна и коллекция графических работ Ракши, собранная усилиями его жены и музея. Это произведения различных жанров и техник, раскрывающие блестящее мастерство Ракши-рисовальщика, вдохнувшего в рисунок высокую поэзию.
Утром 1 сентября 1980 года оборвалась земная жизнь Юрия Ракши. Он ушёл, но оставил людям своё глубоко эстетичное, вдохновенное искусство, заставляющее зрителя думать, понимать красоту и своё место на земле.
В 1993 году учёные-астрономы решением Российской академии наук и Международного планетарного центра (США) назвали в честь Юрия Михайловича Ракши вновь открытую ими планету № 3332.
Фото: Марат Сарманаев