Все новости
ВЕРНИСАЖ
22 Сентября 2022, 12:30

В традициях японского искусства

В сентябрьские дни в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова успешно проходит выставка «Путь к Фудзи», представляющая более ста редких артефактов японского искусства XX–XXI века из частных коллекций и произведения современных уральских мастеров, созданные в традиционных техниках Японии.

Значительную часть экспозиции составила японская керамика екатеринбургского коллекционера Ивана Льва.

В рамках выставки была подготовлена творческая программа, в которую вошли мастер-классы по художественному текстилю в традиционных техниках народов Азии, а также лекции с участием сотрудников нестеровского музея и организаторов выставки.

Так, художник декоративно-прикладного искусства, заведующий выставочным залом «Ижад» Стелла Маркова познакомила участников своего мастер-класса с особенностями корейского лоскутного шитья Pojagi для тонких тканей: шёлка, хлопка, крепа, шифона и органзы. Этот вид лоскутного шитья зародился в Корее около семисот лет назад. Особенность корейского лоскутного шитья Pojagi заключается в том, что лоскутное полотно двустороннее. То, что можно принять за окантовку лоскутных блоков, на самом деле является очень аккуратными двусторонними швами. А то, что начиналось как ткань для упаковки, теперь является предметом искусства, привлекая внимание коллекционеров и восхищая мастериц по всему миру. Сейчас эта техника очень популярна в Америке и Европе.

Мастер декоративно-прикладного искусства Гузель Мустафина, сотрудник выставочного зала «Ижад», провела несколько мастер-классов. На первом занятии участники познакомились с традиционной техникой стежковой вышивки – «боро» и «сашико», очень популярной в Японии. «Боро» – японское искусство заплатки, означающей «обрывки, тряпки», то есть одежда, состоящая из многочисленных сшитых друг с другом тряпок и лоскутов. Простая и красивая техника «сашико», зародившаяся в Японии ещё в XVI веке, в настоящее время используется в украшении подушек, стёганых одеял, сумок и других изделий.

Следующее занятие было посвящено увлекательной технике японского батика «сибори» (шибори) – от японского глагола «сибору» (скручивать, сжимать, сдавливать). Это особая техника батика, созданная в Японии ещё в VIII веке, нашла широкий отклик по всему миру: в Африке, Китае, Европе, Индии, Индонезии и многих других странах. При окрашивании материала таким способом, часть ткани защищается от красителя, благодаря чему появляются красивые узоры.

Участники мероприятий с большим увлечением и азартом создавали собственные узоры, восхищаясь оригинальной техникой японского искусства.

Выставка продолжит работу до 2 октября, а посетителей ждут другие мероприятия. Например, мастер-класс по созданию оригинальной сумочки-узелка из платка фуросики по японской технологии. Такими платками в Японии издревле пользовались для ношения или хранения важных вещей. Они очень удобны в применении: мягкая многослойная ткань, принимая форму заворачиваемого предмета, приобретает особую выразительность, а преобразованные из ткани ручки позволяют легко переносить груз. Кстати, подобные платки-фуросики с оригинальными по цвету и композиции пейзажными мотивами зритель может увидеть в экспозиции выставки.

В своей лекции «Лики прекрасного в японском искусстве» кандидат искусствоведения, сотрудник БГХМ им. М.В. Нестерова Татьяна Капина на примере произведений из собраний отечественных и зарубежных музеев, а также коллекции БГХМ им. М.В. Нестерова раскроет слушателю тайну мировосприятия японских мастеров и специфику японского искусства.

Востоковед, директор ИКЦ коммуникаций со странами Востока, председатель Челябинского регионального отделения Общества «Россия-Япония» (член Центрального правления ОРЯ) Наталья Смирнова погрузит участников в искусство каллиграфии. В программу её мастер-класса войдёт: знакомство с основами Пути письма-сёдо, «Четырьмя сокровищами каллиграфа» – бумагой (ками), кистью (фудэ), тушью (суми), тушечницей (судзури); практические навыки правильно держать кисть, растирать тушь, писать свои первые иероглифы; беседа об особенностях мировосприятия на Дальнем Востоке, о роли каллиграфии в нашей жизни; создание художественной работы, которую можно будет унести с собой и подарить близким.

В завершение выставки, в одном из экспозиционных залов, на фоне монументального баннера «Красная Фудзи», посетителей познакомят с красивой церемонией традиционного японского чаепития. Перед зрителем предстанет предметный мир – это чугунные котелки, уникальная посуда в стиле «раку», покрытая пепельно-чёрной и прозрачной глазурью, керамические чайники и чайницы, изумительные чаши с подглазурной полихромной росписью, изящные бамбуковые ложечки с резьбой. Каждый атрибут отражает различные мысли хозяина, связанные с сезоном и эпохой, а их нестандартный, естественный внешний вид выражает традиционные эстетические представления японцев – стремления к беззастенчивости, элегантности и скромной простоте.

Украшением церемониальной обстановки станут свитки из папируса и пергамента с пейзажными мотивами и жанровыми сценками в японском стиле, а также авторские листы с прекрасными японскими цветами челябинского художника Натальи Курбатовой, возрождающие классическую технику японской монохромной живописи суми-э, т. е. живопись тушью, похожей на акварель. Изысканностью рисунка и романтической возвышенностью образов покорят «Японские мотивы» уральского мастера Натальи Смирновой.

Фото автора

Автор:Ольга ПОЛЕНОК
Читайте нас: