Башкортостан – орлиная держава,
Твой гордый дух восславили орлы.
Я дорожу твоею вольной славой –
Тебе не впору вражьи кандалы.
Жить без тебя душа моя не сможет,
Рассудок мой немыслим без тебя…
Твой черный хлеб всех сладостей дороже,
Ведь выращен он в солнечных степях.
Мне без тебя чужих краев не надо –
Пусть много их на всех материках.
Башкортостан, души моей отрада,
Пускай в тебе покоится мой прах.
Рами Гарипов
10 февраля в малом зале второго корпуса Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди Республики Башкортостан – в Доме купца Чижова открылась персональная выставка уфимского художника Мунира Абубакирова «Родина Рами Гарипова».
Героиня фильма «Москва слезам не верит» как-то сказала: «В 40 лет жизнь только начинается». У Мунира Ризаевича творческая жизнь началась только после выхода на пенсию. Автор выставки, художник-любитель, врач по профессии, взял в руки кисть и начал серьезно писать уже в зрелые годы. Родился и вырос художник в селе Аркаул Салаватского района Республики Башкортостан, в одном из самых красивых районов Башкирии, где, кажется, сама природа располагает к творчеству, к живописи, а потому он посвятил выставку своему любимому поэту и земляку – Народному поэту Башкортостана Рами Гарипову, чей 90-летний юбилей республика широко отметила 12 февраля.
Сам художник свое позднее увлечение живописью объясняет так:
– Деревенская жизнь – это работа, работа и работа с раннего утра и до позднего вечера. Нас в семье было пятеро детей. Коровы, овцы, труд в колхозе, к которому детей приобщают очень рано… Я, наверное, характером больше на маму похож. Она всю жизнь была депутатом сельского Совета, членом женсовета деревни, потом председателем ревизионной комиссии. Отец работал механизатором: и на комбайне трудился, и на тракторе. Художников в родне нет, но в детских воспоминаниях запечатлелось, как отец подошел и, не отрывая карандаша от бумаги, одним движением нарисовал петуха. «Вот так надо рисовать!». Я помню, как удивился. Примерно в то же время, где-то во втором классе, на уроке рисования первый раз учитель похвалил меня, и в памяти это осталось. Было задание нарисовать топор, учитель посмотрел внимательно на мою картинку и сказал: «Так красиво получилось – настоящий топор!». Потом всё как-то забылось, долго не рисовал. Потом, во время работы санитарным врачом уже в районе, в Малоязе, в свободное время я начал заниматься резьбой по дереву. Увлекся: вырезал что-то для себя, на подарки… Позже с друзьями по вечерам после работы сообща рубили деревянные скульптуры для сказочного городка в детском саду, всё это бесплатно, конечно. Когда мне 55 лет исполнилось, дети подарили мне набор красок, кисточки и несколько холстов на подрамниках. И вот потихоньку, в свободное время, когда оно появлялось, я начал писать. Какая-то тяга была, и пошло, пошло, пошло… Сейчас, на пенсии, времени, казалось бы, должно быть много, но мне его теперь вообще не хватает. Не только картины пишу, не оставляю и своих спортивных увлечений! Это волейбол, настольный теннис, а зимой обязательно лыжи.
Много добрых слов в адрес юбиляра сказали гости – участники выставки:
Эльвира Еникеева, специалист центра выставок и культурных программ НБ им. А. З. Валиди: «Мунир Ризаевич художник самодеятельный, любитель, хотя, судя по картинам сложно согласиться с такой формулировкой. Картины очень светлые, душевные, сердечные, хочется окунуться, уйти в эти места».
Амир Мазитов, декан факультета изобразительных искусств УИИ им. З. Исмагилова, профессор, заслуженный художник Республики Башкортостан:
«Поздравляю автора, выставка очень душевная, мне лично нравятся те работы, где много простора. Вот посмотрите на картину «Жаворонок», огромное такое поле, мироздание, небо, широта, тем более это Салаватский район, я там бывал не раз. Или, вот наверху, осенний мотив, написан буквально двумя-тремя красками, а насколько получилось душевно и вот синенькая полынь на переднем плане – это же находка. Я непременно отправлю на эту выставку своих учеников».
Зульфия Зинурова, преподаватель БГПУ им. М. Акмуллы, племянница автора картин начала со стихов:
Что нужно нам для счастья? Нужно – Небо,
Немного веры в то, что мы нужны,
И место на Земле – то место, где бы
Была важна любовь и мы – важны.
Мунир Абубакиров – мой дядя, и когда я была маленькая, хорошо его запомнила, как он мастерски делал чеканку, то есть, хочу сказать, что творческое начало в нем было всегда и, увидев эту выставку, скажу – это художник, который рисует душой!
Булат Зинуров, директор Уфимской городской башкирской гимназии № 20 им. Фатимы Хамидовны Мустафиной: «Скажу, как директор гимназии, если все будет хорошо в эпидемиологическом плане, то наши ученики обязательно посетят эту выставку, тем более, что у нас есть учащиеся и с Салаватского района, им будет интересно, что их земляк такой красивой выставкой прославляет их район».
Леонард Халилов, профессор, д.х.н. Института нефтехимии и катализа РАН:
«Хотел сказать, что у него какое-то особое видение природы, особый дар. Когда я как-то попал к нему домой, я был ошарашен картиной, я не скажу, что она слишком большая, но я «запал» на неё и отойти не могу, спрашиваю, а не продашь ли её, нет, говорит, она еще не готова. А через три года справлял я очередной юбилей – 60 лет, он приносит в подарок эту картину. Мунир Ризаевич человек, который в свои работы прежде всего вкладывает душу и то, что мы сейчас видим, его глазами, мы видим нашу родину – Салаватский район».
Сам Мунир Абубакиров так отзывается о своем творчестве: «Есть преимущество сельского жителя, которое никуда не исчезает с годами жизни в городе. Я прекрасно помню, как с матерью ходили косить сено, вижу до сих пор эти пейзажи до самых мелких подробностей. Какие травы, как они растут, деревья – до отдельных веточек. Всё в памяти осталось. В детстве память самая, самая… Поэтому, иногда картина кажется завершенной, потом через какой-то промежуток времени вижу – не так… Рисую родные места. Уфу пробовал, но в городских каменных пейзажах нет души. Не моё это. Года четыре тому назад ездил на родину, там с родными встречались на берегу Юрюзани. Сгустились сумерки, смотрю – луна вот такая… В течение недели написал работу.
Мне близок реализм, пейзаж, в основном – сельский. Портреты пытался писать, но пока сложно. Есть желание ещё попробовать, поработать серьезно. Хочется не просто лицо показать, а передать эмоции, взгляд. Это сложнее, чем пейзаж. Вот, например, портрет жены я раз сорок переделывал. Всё равно в душе есть то, что переносится на холст. А потому я рисую, как мне нравится, как душа велит. Когда начал плотнее заниматься пейзажной живописью, стал более наблюдательным: замечаю, как трава утром выглядит, как – вечером, какие деревья в солнечную погоду, какие – осенью, зимой... Наблюдательность «на автомате» развивается. Вроде бы и раньше всё это знал, но, когда рисуешь, мельчайшие нюансы всплывают. Всё равно в душе есть то, что переносится на холст. Наброски делаю карандашом, когда в родном районе оказываюсь. Память пока зрительная хорошая, места все знакомые: просто память освежить, чтобы в картинах достоверно отображать природу своего района.
Впечатления участники выставки получили самые проникновенные. В яркой и красочной экспозиции представлено более 30 живописных работ, в основном, пейзажей, с неповторимой красотой родного края, светлых и лиричных, написанных с особой душевной теплотой. Если внимательно всмотреться в изображения и прислушаться к ощущениям, то можно заметить звенящую тишину вечерних сумерек, услышать пение птиц в лесах Каратау, тихий всплеск реки Юрюзань, уловить душистый запах цветущих трав и убранного в стога сена.
Работы Мунира Абубакирова выставлялись в музее «Салавата Юлаева» в Малоязе, в санатории Янган-Тау. Художник является лауреатом проекта «Любимые художники Башкирии».
Выставка будет работать до 25 марта 2022 года.