Слово «кунсткамера» вошло в обиход русскоязычного человека в ироничном значении, синонима «цирка уродцев», сборище нелепых персонажей, коллекции эмбрионов с анатомическими аномалиями. Именно так мы и думали, направляясь всей семьей в этот музей. Даже сомневались, брать ли с собой дочь, ведь ей всего 10 лет. На самом же деле здесь нас ожидал приятный сюрприз – Кунсткамера является очень серьезным музеем, который собирает под своей крышей редкости со всего мира. Недаром же он официально полностью зовется Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук.
Немного истории. Кунсткамера является одним из старейших этнографических музеев мира и первым в России. Его история началась с того, что основатель музея Петр Великий начал собирать диковины – чучела животных, модели кораблей, инструменты и астрономические приборы.
Коллекция музея долгое время хранилась в Кремле, доме царей, до момента переноса столицы в Петербург. В хранилища Кремля привозили из самых отдаленных уголков России минералы, золотые самородки, редкие сокровища из древних курганов.
Личное собрание коллекций царя перевезли в Петербург в специальную часть Летнего дворца в 1714 году. Здесь коллекция была открыта для любознательной публики, которой предлагали бесплатный вход, чашку кофе или рюмку водки в качестве дополнительного стимула для получения знаний. Надо же, сегодня сам доставай кошелек! Но деньги вполне оправдывают то удовольствие, которое здесь можно получить.
Сегодня поход в Кунсткамеру – это кругосветное путешествие. Ее коллекция разделена на экспозиции по частям света: Северная и Латинская Америки, Африка, Ближний и Средний Восток, азиатские регионы. Прогулки по коридорам позволят «заглянуть» в каждый из этих уголков планеты, познакомиться с коренными жителями, узнать, из чего состоял их быт. Поразительно, но экспонаты музея разрешено фотографировать (без вспышки), тогда как в похожем Музее медицинской истории Мюттера (Филадельфия) или Наррентурме (Вена) делать фотографии запрещено.
Экспозиция Кунсткамеры находится в стеклянных витринах, где выставлены фигуры представителей коренного населения и предметы, которыми они пользовались: транспорт, оружие, ритуальные атрибуты, посуда, одежда, украшения и многое другое.
Все экспонаты – подлинные, уникальные, многие из них существуют в единственном экземпляре. И даже не в России, в мире.
На фоне экспозиций об их северных соседях создается впечатление, что у южан – жителей Латинской Америки – было побольше времени для праздника: климат располагал, например, к скорее красивой одежде, чем теплой.
В зале Северной Америки мы путешествуем с севера на юг, и нас встречают фигуры представителей коренного населения: эскимосы, атапаски, танкиты, ирокезы, поселенцев равнин и Калифорнии. Бросается в глаза, как на фоне своих южных соседей индейцы Северной Америки вынуждены были гораздо больше внимания уделять более теплой одежде, обуви и обустройству своей жизни.
А вот украшений почти нет, встречаются они лишь на стендах с ритуальными обрядами. Зато уж мимо этих фигур не пройдешь: с головы до ног одетые в черные перья шаманы уже готовы провести религиозный ритуал. Перья эти изначально принадлежали горным орлам и черным воронам. Калифорнийские индейцы верили, что эти птицы были священными и создали все живое. Занятно, что «святость» пернатых не означала неприкосновенность их оперения.
Отдельная полка посвящена играм – индейцы, оказывается, были азартными ребятами. У тлинкитов самой распространенной была игра в палочки: перед участниками стояла задача отгадать, в какой из пачек находится козырная палочка партнера. Выигрывал тот, к кому перешли все палочки. А вместе с ними переходило и имущество проигравшего.
А вот ирокезы с помощью палок, напоминающих биты с сетками, играли в мяч. Правила затерялись, но можно предположить, что это могло быть похоже на современный хоккей на траве.
Обстоятельно показаны чайная и свадебная церемонии. Очаровывают игрушки для детей: проработанные до мелких деталей куколки, посудка и украшения никого не оставят равнодушными.
Следующим открывает свои двери зал Африки, и мы погружаемся в местную культуру земледелия, скотоводства и ткачества. Не обошли вниманием оружие, музыкальные инструменты и яркие украшения, без которых не представить образ жителей этого континента и сегодня, оружие, украшения, предметы быта африканских племен.
Среди довольно ожидаемых африканских атрибутов быта внезапно находятся также и образцы иконописи на христианскую тематику: легко угадываются изображения Георгия Победоносца (нет, не в качестве местного божества, а как отражение влияния извне, в данном случае, очевидно, русского) и Девы Марии с Иисусом на руках.
Мы узнаем, что традиции эфиопской живописи уже более полутора тысячи лет, и с приходом на континент европейцев в творчество добавились библейские сюжеты. Хранящиеся здесь образцы относятся приблизительно к концу XIX и началу XX веков.
Секция Индии радует посетителей в первую очередь яркими костюмами. Традиционная одежда женщин – сари – представляет собой полотно ткани, расшитое узором. По манере повязывать ткань и вышивке можно было узнать касту, этническую принадлежность и благосостояние женщины, но в целом эта одежда отличается своей простотой.
Завершает этнографическую часть обширный зал о Ближнем Востоке и Азии. Монголия, Корея, Китай – каждой стране выделена своя секция.
Как и в предыдущих залах, посетители получают возможность рассмотреть предметы одежды и быта, оружие. Интересны макеты жилья и образцы транспорта.
Несколько объектов оставлены вне стеклянных ограждений, так что можно подойти к ним почти вплотную и посмотреть детали. Среди них, например, есть китайская ширма из шелка и черного дерева, которая датируется концом XIX – началом XX века, китайский рикша.
Выставлены и большие курильницы в форме слонов. Подобные атрибуты украшали интерьеры дворцов и подносились в качестве дипломатических даров. Ну как не сфотографироваться рядом с такими красавцами!
Уникальным экспонатом является Ладья Небесная. Это китайская механическая игрушка, приобретенная в Пекине в 1719–1720 годах, выполненная в форме традиционного прогулочного кораблика с пассажирами из слоновой кости. С помощью механизма игрушка приходила в движение. После пожара 1747 года долгое время считалось, что все объекты петровского времени утеряны, но спустя долгие годы ладья была найдена и восстановлена.
В обширной и разнообразной коллекции музея выделяется естественнонаучная экспозиция, с которой, собственно, музей и начинался. Она располагается примерно в середине маршрута.
Но наибольшее внимание посетителей неизменно привлекают препараты анатомических ошибок человека и животных. Наука с начала XVI века пыталась описать и объяснить их, и хотя полноценные исследования начались лишь в XIX веке, сегодня человечество уже точно понимает: виной всему генетические ошибки, а не какое-нибудь, например, проклятье. И все же, вид их щекочет нервы.
Многие экспонаты помещены в банки с формалиновым раствором, что позволяет сохранять их в первоначальном виде. Больше других впечатляют сиамские близнецы: таких точно не увидишь каждый день. Бедняжкам не удалось разделиться на клеточном этапе развития, и они так и выросли «в обнимку» в целых человечков. В Кунсткамере хранятся несколько таких образцов в форме эмбрионов и в форме скелетов. Есть здесь и чучело двухголового теленка.
В центре этой коллекции по-настоящему диковинных вещей в качестве одного из экспонатов помещена посмертная маска ее первого владельца – Петра I.
Изюминка музея – трехметровый Готторпский глобус. Экспонат был доставлен в Санкт-Петербург из замка Готторп, на перевозку потребовалось целых 4 года. Словом, музей достоин того, чтобы его посетить и узнать много интересного из жизни нашей планеты, развития человечества.
И еще небольшой совет тем, кто только собирается посетить этот уникальный музей. У Кунсткамеры есть мобильное приложение, которое позволит отправиться в виртуальное путешествие по залам музея. Это бесплатный гид с описанием всех экспонатов. И после посещения музея можно использовать его для того, чтобы рассказать об этом замечательном музее друзьям, знакомым и родственникам, что я собственно и делаю.
Анна КОЛЬЦОВА, фото автора