Все новости
ВЕРНИСАЖ
1 Февраля 2021, 13:36

«Богоявленская» – в Уфе!

Вспомните послов князя Владимира, которые пришли в Константинопольский храм Софии – услышали пение, увидели архитектуру, иконы, мозаики, и сказали: мы не знаем, на земле находимся или на небесах. Наверное, именно такое чувство испытывали те, кому совсем недавно, в последней декаде января довелось посетить православную выставку-ярмарку «Богоявленская». Открытие выставки, по благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского НИКОНА, состоялось в Уфе 21 января на ВДНХ-Экспо.

Я не просто пишу о небесной красоте, дело в том, что в выставке участвовали представители лучших храмов и монастырей России, ближнего и дальнего зарубежья, был представлен широкий ассортимент духовной литературы, церковной утвари, русских икон, ароматизированных масел и благовоний, ювелирных изделий. Свои палатки красочно и живописно оформили представители монастырей Сирии, Сербии, Греции, Украины и др. Обязательное условие посещения выставки – наличие индивидуальной защитной маски и в ходе ее проведения соблюдение социальной дистанции 1,5 метра.
У монастыря богатая история: в 1940 году он был полностью разрушен. Восстановление началось в 1998 году и сейчас это комплекс из храмов и часовен, популярное место у паломников.
Молебен перед началом работы выставки-ярмарки возглавили Благочинный храмов г. Уфы протоиерей Ромил Гареев, в сослужении настоятелей храмов города. Программа выставки предлагала прямые эфиры с протоиереем Андреем Ткачевым, иереем Владиславом Береговым и Сергеем Комаровым, концерты композитора, певицы Наталии Гражданкиной. Напомним, в 2019 году в Уфу для встречи с верующими приезжал протоиерей Андрей Ткачёв.
Посетителям выставки, прибывающим в надежде получить у святынь духовную и телесную помощь, рассказали о главных экспонатах выставки. По благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона на выставку привезли список чудотворного образа Божией Матери со святой горы Афон «Скоропослушница» (находящийся с 2015 года для поклонения верующих в храме в честь блж. Матроны Московской), и мощевик с частицами мощей святых угодников Божиих, среди которых находится частица мощей св. великомученика и целителя Пантелеимона.
Еще немаловажным является то, что образ может и избавить от многих болезней. Имеются также и свидетельства того, что обращение к лику помогало излечиться от рака, хромоты, а незрячим людям даровалось зрение.
В программе выставки прошли духовные онлайн-беседы со священнослужителями, выступление исполнителей духовной музыки. У главных святынь ежедневно проводились молебны. Кстати, здесь посетители выставки получили ответ о чудотворности икон.
Икона – это окно в горний мир, пояснили священнослужители. Для верующего человека она важна потому, что изображает Царство Божие, «пришедшее в силе», ведь на иконах кроме Бога и Ангелов изображаются святые – то есть такие люди, которые своим жизненным подвигом угодили Богу.
А источник чудес в этом мире только один – Господь, который по неизреченной любви посылает нам Свою милость и благость. Так, святитель Феофан Затворник пишет: «Некоторые иконы бывают чудотворными потому, что Богу так угодно, и сила тут не в иконах, и не в людях к ним прибегающих, а в Божией милости». Чудо как раз и есть проявление милости Божией к нам, грешным людям. Господь может сотворить чудо где угодно, когда угодно и через что угодно. Но так как милость Божия, по мысли святых отцов, чаще всего проявляется в ответ на молитву человека, то и чудеса, соответственно, чаще всего происходят в тех местах, где такие молитвы совершаются, то есть в храмах: за богослужением, в Таинствах Церковных, а также перед святыми иконами, мощами и т. п.
В ходе выставки состоялась длительная беседа в онлайн-формате с иереем Владиславом Береговым. Это один из самых популярных инстаграм-блогеров. Каждый вечер он читает Евангелие, отвечает на вопросы подписчиков, рассказывает о Христе. Его страница по охвату аудитории вполне сопоставима с крупным церковным СМИ. Вместо камеры, диктофона и микрофона – обычный смартфон. Вместо софитов – настольная лампа. За одну неделю его страницу посещают около 200 тысяч пользователей Инстаграма.
На вопрос, как он пришел к Богу, к вере отец Владислав ответил:
– Все приходили в храм, сначала доверяя опыту папы, мамы, бабушки, ну а потом подростковый возраст. В этот период ты вообще уходишь из Церкви, если родители занимаются только собой, а ты им интересен только как человек, которого нужно кормить, поить, одевать и давать ему образование; если вера не входит в воспитание, то интерес к ней тухнет. А если они пытаются к чему-нибудь подтолкнуть, тогда можно потихоньку вырулить к настоящему богообщению. Мне повезло, что на моем пути оказались хорошие лекторы, хорошие педагоги, хорошие священники, хорошие знакомые, хорошие книги, что самое главное. Середина 1990-х – расцвет деятельности церковных апологетов. Расцвет книжного издательства, доступных лекций. Эпоха воодушевления у всех священнослужителей, которые восстанавливали храмы, молились, трудились. Золотой век христианства. Это сейчас, к сожалению, прослеживается некоторый упадок. Храмов больше, а людей в них все меньше.
А то, что жизнь вечная существует, – это принципиальный тезис для любого верующего человека. Пока ты не придешь к ответу на вопрос, зачем я здесь живу, в чем смысл моей жизни, жизни моих родных, будешь искать не просто личный смысл жизни, а общий, объективный. Сначала нужно решить вопрос: зачем я живу? Мне казалось, что я все ответы на житейские вопросы нашел.
На вопрос о важности и эффективности интернет-просвещения батюшка ответил следующее:
– Оказалось, достаточно много людей укрепляются в вере, приходят к ней благодаря тому, что я говорю, пишу, публикую. Оказалось, что нужны и такие миссионеры, как я. Я совсем не дотягиваю до известных имен, но и я занял на миссионерском поприще какую-то нишу. Какое-то количество людей слушают меня с удовольствием и пишут: «Батюшка, если бы не вы, то мы бы уже давно с христианством покончили. Или даже бы и не начинали». Я вижу какие-то плоды деятельности Бога через мое интернет-просвещение. И думаю, что, наверное, некое призвание у меня в этом плане было. Раз, невзирая на мои недостатки, люди все равно к Богу приходят.
– Не подменяет ли интернет-проповедь молитву в храме?
– Это разные вещи, но они должны идти рука об руку. Где у нас крупнейшие миссионерские школы? Где у нас серьезные богословские курсы для мирян? Где у нас общение с людьми, которые не сами пришли в храм, а к которым ты сам приходишь и говоришь им о Христе? Все крещенные – они не враги Церкви, но их в Церкви нет. Они не атеисты, но их и верующими не назвать. Они могут прийти раз в год набрать крещенской водички, могут куличики освятить, могут даже детей своих крестить. Потом они опять пропадают. Люди крещенные верой не живут. К ним надо идти и говорить о вере. Как? Используя протестантские методы? Чтобы батюшка в рясе взял список квартир в своем районе и начал ходить, звонить и спрашивать: а вы не хотите поговорить о Боге? Это выглядит как профанация. Во-вторых, это уже копирование, мы уже все это проходили. Никто им двери не откроет, да и батюшки не пойдут, им не до этого.
Поэтому, чтобы найти подход к людям, которые не против послушать о вере, но до храма не доходят, есть очень действенный способ – интернет. Других средств сейчас просто нет. Или православное телевидение. Они тоже молодцы. Сайты с православной тематикой. Но на сайтах с православной тематикой практически нет обратной реакции. Ты что-то написал, но нет обратного отклика.
– И что же делать?
Но в целом, видя, какую колоссальную пользу приносят все священнослужители, которые говорят о Боге в соцсетях, можно приравнять эту работу к деятельности целых епархий. Работает где-нибудь целый издательский отдел. Работают над сайтом, вкладывают туда миллионы. Один компьютер в издательском отделе может стоить кучу денег. Дайте их священнику-блогеру, который найдет возможность популяризировать собственную страницу, которая цепляет людей. И по факту он один приведет к Богу большее количество людей, чем огромный штат сотрудников.
– Отец Владислав, в каких же условиях и при каких обстоятельствах ваши подписчики слушают ваши прямые эфиры?
– Я задавал им этот вопрос. Мне отвечали: кто-то гладит белье, кто-то ребенка укачивает, кто-то засыпает уже, кто-то в метро, кто-то в аэропорту, в маршрутке, некоторые устраивают целый семейный просмотр – по-разному. Но главное преимущество всех этих интернет-эфиров в том, что мы приходим сами к ним домой, мы к ним по сути стучимся в дверь. А люди открывают или нет – это уже как получится. У меня был совместный эфир с другим батюшкой о суевериях. Его посмотрели 800 человек. Понятно, что кто-то из них минуту посмотрел, кто-то все полтора часа, это было видно по комментариям. Это же какой нам нужно было зал снять в Москве или Санкт-Петербурге, чтобы вместить все эти 800 человек? Это же полторы консерватории.
Какая честь и почет был бы священнику, который собрал бы в один вечер 500 человек! А здесь простой блогер собирает такое же количество зрителей. Потому что есть колоссальный запрос на хорошую проповедь.
Все, что мы хотим, это чтобы наши собратья поняли: миссия в интернете – это огромный труд. Даже чтобы на практике набрать 70 тысяч подписчиков – это же времени нужно немало. К каждому нужно постучаться и достучаться!
Подготовил Василий АРТЕМЬЕВ
Читайте нас: