Выставка посвящена светлой памяти В.Э. Меоса и 80-летию со дня его рождения.
Формирование будущего художника прошло в среде его талантливых педагогов по уфимским изостудиям – П.М. Лебедева и Г.В. Огородова. Многому научился он и у замечательного преподавателя Г.И. Орловского в Ленинградском художественно-графическом училище, бесценны также живописные традиции уфимских художников – А.Э. Тюлькина и К.А. Девлеткильдеева.
Ранний период творчества Владислава Меоса представлен ностальгическими этюдами 1970-х годов, ведущими живописное повествование о его детских впечатлениях, проведённых в уфимских дворах («Уфимский двор», «Двор моего детства»).
Эпические пейзажи 1980-х отмечены выверенной композицией, где передний план занимают охристые горы или вспаханная земля, второй план – синие дали с кучевыми облаками, озарёнными утренним рассветом и глубоким котлованом бескрайних полей, обрамлённых вереницей леса. В данном случае кисть художника широкая, пастозная, уверенная («Облачный день над Белой», «Пашня»).
Для художника, тонкого ценителя прекрасного, каждое время года привлекательно по-своему. Эта тема проходит через всё его творчество. В этом отношении живописная манера Владислава Меоса очень близка демократическим принципам русской реалистической школы, которой он оставался верным до конца. Тонким лиризмом проникнуты пейзажи «Мать и Мачеха» и «Весенним днём». Любое время года вдохновляет художника: бурное весеннее цветение и разлив на реке Белой, ожидание зимы («Сирень, умытая дождём», «Над Белой. Разлив», «Скоро зима»).
Владислав Эдуардович исколесил с этюдником всю Башкирию, побывал во многих городах России. В результате этих путешествий в его творческом багаже стали появляться многочисленные серии и циклы, посвящённые природе и архитектуре сёл и городов Башкортостана и России: «Воскресенское», «Край заветный. Николо-Берёзовка», «Моё Белоречье», «Мурадымово», «Зилаир», «Мотивы Красноусолья», «Уфа – любимый город», «Память войны. Под мирным небом», «Москва героическая», «Новгород Великий», «Памяти Тюлькина». Каждая работа из этих серий, отличаясь исторической подлинностью, показывала величие русской природы и родного Башкортостана, пробуждая в зрителе чувство патриотизма.
«Я влюблён в нашу Землю. Да, влюблён! – признавался Меос, – и это не ложная патетика. Само понятие любви не может быть модным, временным. Любовь к матери, женщине, природе, земле – постоянная и вечно действующая категория. Как радует наступающее над землёй утро, цветная круговерть или тихая грусть осени, весеннее обновление природы!».
Светлые чувства переполняют художника во время создания цикла картин, посвящённых России – её истории, архитектурным памятникам старины, живописной природе («Часовня. Вечерний час», «Пугачёвская церковь», «На родине З. Исмагилова. Серменево»).
Прекрасны в своём золотистом одеянии цветы подсолнуха. Они будто пытаются горделиво выделиться своей лучезарной красотой среди разнообразных полевых цветов и трав. Но их тонкий стан раскачивает порывистый ветер, пытаясь сорвать нежные лепестки. Мрачное небо с надвигающимися грозовыми облаками говорит о состоянии природы перед дождём.
Создавая тот или иной пейзажный мотив, художник применяет разную манеру живописи. Так, этюду «Майский снег» присуща миниатюрность, тонкое прикосновение кисти к холсту придаёт лирический настрой. В «Окраине Белорецка» – уверенная кисть, мощно создающая заснеженные сугробы, охристую дорогу и синие склоны гор, окрашивает произведение эпическими нотами. Ярко и декоративно строится живописная палитра полотна «Августовские дожди». Композиция картины более упрощена, чётко обозначены контраст земли и неба, очертания стогов сена на поле, широкие гряды пашни, пёстрые облака с ливневым дождём.
Без особых прикрас, с подробным описательским характером, рисует художник повседневный быт жителей Зилаирского района, с их неказистыми домиками, но гостеприимными дворами и раскрытыми настежь воротами, сквозь которые проглядывает скромная домашняя утварь, да небольшое хозяйство. В подобном жизненном укладе заключена удивительная гармония человека и природы («Зилаир. Пожарный переулок», «Зилаирские лабазы», «Воскресный день»).
В серию «Города России» вошли такие камерные произведения, как «Невский проспект», «Филилеевский переулок» и «На Красной площади». В них автор раскрывает поэтическую красоту городского мотива с юности знакомыми проспектами и переулками Ленинграда, торжественной площадью с величественным Кремлём и мощным собором Василия Блаженного в Москве.
В одной из работ следующего цикла, впечатлённый старинной красотой архитектуры Великого Новгорода, художник живописно передаёт мощные стены Антоньева монастыря.
Яркая, мажорная живопись Меоса буквально завораживает зрителя. Порой поражает, какие удивительно смелые живописные вариации использует художник в изображении неба: от насыщенно-синего с примесью свинцово-оранжевого до нежно-розового, голубого и изумрудного («Снег сходит», «Поля Красноусолья», «Осень в Малиновке», «Розовые облака», «Тёплый вечер»).
В лучших традициях реализма решена миниатюрная композиция 1976 года «Бабушкино окно». Всю свою любовь и тепло вложил художник в его незамысловатый сюжет. Тонкая передача обстановки маленькой комнаты деревенского дома со скромной мебелью: резным столиком, кроватью и старинным сундуком говорит о чём-то, личном, сокровенном. Мастерски передано освещение комнаты от холодного света морозного окна до тёплого мерцающего огонька от свечи у православных икон. Извилистые стебли комнатного растения на подоконнике своим рисунком повторяют витиеватый узор прикроватной спинки.
В экспозицию выставки вошли также 13 произведений из собрания Владислава Меоса. Это пейзажи 1980–2000-х годов, созданные на основе многочисленных поездок по Башкирии и России. Излюбленный мотив бесконечно повторяет изгибы старых просёлочных троп, кое-где помятых гусеницами тракторов, машинных колёс, либо следами повозок с лошадьми, исчезнувших за горизонтом. Крыши деревенских домов мелькают то за синими горами, то за покосившимися по обочинам дорог серыми фонарными столбами, то за запорошенным снежным холмом. Цветущие яблони, прикрыв своей кроной крыльцо деревенской избы, бережно охраняют покой своих домочадцев. Художник виртуозно создаёт форму листвы и цветов, чётко вырисовывая на освещённом солнцем фасаде тонкие силуэты деревьев («Вечер в Айгире», «Радуга над Кагой», «Тихая заводь», «У колодца. Мурадымово», «Лесная падь. К вечеру», «Дорога в поле»).
Исторические города – Москва, Суздаль, Владимир, их привлекательные достопримечательности – по-прежнему остаются в центре внимания художника («Андронников монастырь. Октябрь», «Спасский собор. Пристанище Андрея Рублёва», «Золотые ворота. Владимир», «Утро в Суздале», «Аристарховский переулок. Москва»).
Следует отметить, что Владислав Меос – не только замечательный живописец, но и талантливый писатель-публицист, автор многочисленных статей, в которых художник делится с читателем о самом сокровенном, что порой терзало его, о том, о чём он не мог поведать в живописи. В своих рассказах он не только вспоминал прошлое, но и дал собственную оценку происходящему, размышляя о будущем. Так, в литературно-художественном издании «Светлый снег памяти» (Башкирское издательство «Китап» им. Зайнаб Биишевой, Уфа, 2008) Владислав Эдуардович опубликовал серию интересных статей о своём детстве, юности, годах учёбы, первых учителях, незабываемых встречах с известными художниками. Часть из них посвящена хроникально-биографическим данным мастеров башкирского искусства. В виде лирического отступления представлены воспоминания «Времена года», «На этюдах», в которых художник с увлечением рассказывает о своих путешествиях по России, Уралу, где его вдохновляла природа, и он предавался живописи. В это же издание вошли также публикации о В.Э. Меосе известных искусствоведов, литераторов, художников, журналистов.
Популярность художника очевидна. С 1964 года он был экспонентом республиканских, зональных, региональных, межрегиональных, всероссийских, в том числе специальной (пастель), всесоюзных, международных и зарубежных выставок. Произведения Владислава Эдуардовича Меоса хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, музеях и картинных галереях Республики Башкортостан, а также в частных коллекциях России, Германии, Италии, США, Финляндии, Франции, Южной Кореи, Японии.
«Неистовым мастером» как-то назвал Владислава Меоса Мустай Карим, самобытным художником считал его А.Д. Бурзянцев, мягкость, лиризм и изящество подчеркнул в его творчестве Б.Ф. Домашников.
Выставка продлится по 13 декабря.
Ольга ПОЛЕНОК, фото автора