Недавно картины называли эсперанто культуры. Стыдно было не знать шедевры Репина и Нестерова, Рафаэля и Дали. В школах красовались «малые Третьяковки», было модно коллекционировать открытки, участвовать в викторинах «В мире прекрасного». Неужели все утрачено?
Исследования ученых говорят, что знание языка картин подобно знанию иностранного языка, оно повышает коммуникабельность, расширяет кругозор, умение ориентироваться в жизни. С чего начать обучение? Как ни парадоксально, на помощь приходит Интернет: все крупные музеи имеют сайты. Просматривая их, я остановила внимание на разнообразных образовательных программах, которые предлагает Государственный Русский музей. Здесь же узнала: музей постоянно проводит конкурсы знатоков. Только что закончились два из них – «Сказки Русского Музея» и «300 лет Летнему саду» (кстати, лауреатом стала девочка из провинции). До конца 2004 г. продлится Ретро-конкурс «Народная книга». Планируется выпуск уникальной книги о музее и его шедеврах, где будут собраны воспоминания разных людей – ведь опыт соприкосновения с искусством каждого из нас неповторим!
Недавно я побывала в Санкт-Петербурге. Прошла по залам Русского музея. Постояла около картин, разговор с которыми я веду многие годы.
В Бирске, в школе, где я училась, на переменах мы чинно прогуливались вдоль застекленных репродукций. Одна из них привлекала забавной сценкой любовного свидания. Подпись гласила: «Д. Г.Левицкий. Портрет Е. Н.Хрущёвой и Е. Н.Хованской. 1773 год». Актрисы – догадывалась я; но почему одна из них в мужском костюме? Много позже я узнала, что любовалась своими 11-12-летними ровесницами-смолянками. Воспитанницами Смольного института благородных девиц, первого учебного заведения для женщин в России. Его основала Екатерина II в 1764 году – так что женское образование в нашей стране отметит осенью своё 240-летие.
Императрица мечтала воспитать новую породу людей, владеющих языками, знакомых с наукой и культурой. Она сочла необходимым включить в учебную программу и театральные постановки – балеты, комические оперы, драматические спектакли: «Душа пусть говорит на языке любви»... Сценка из комической оперы «Капризы любви, или Нинетта при дворе» и изображена Левицким. Художник написал серию портретов смолянок. Они помещены в особом зале музея, центр которого занимает мраморное изваяние императрицы. Там всегда многолюдно: зрителей влечет энергия юности и мудрость эпохи Просвещения, открывшей секрет учения с увлечением.
В Уфе училище для девочек открылось в 1860 году, почти через 100 лет после Смольного института. Однако образованными девицами уфимское общество гордилось и в конце XVIII века. К примеру, Марией Николаевной Зубовой (в замужестве Аксаковой), черпавшей знания из передовых книг и переписки с российскими знаменитостями. На театре (так говорили в старину) она не играла. Страсть к театру как веяние времени передалось ее сыну Сергею Аксакову. В раннем детстве он эффектно декламировал стихи, знал их великое множество. В театр впервые попал в Казани, где учился в гимназии. Увиденное обворожило, поселив в душе мечту стать актером. Благодаря хорошей памяти он выучивал наизусть спектакли, виденные на сцене, затем разыгрывал все роли вначале перед самим собой, а позднее перед друзьями, вызывая их восторг.
В 1804 году в Казани открывается университет – первый университет российской провинции. 17 ноября мы будем отмечать его 200-летие, гордясь тем, что наш земляк Сергей Аксаков был в числе первых его питомцев (к слову, ему тогда едва исполнилось 13 лет). Казанские студенты первого набора прославились как отчаянные театралы. Единственный в Казани частный театр П. П. Есипова притягивал молодежь, подобно магниту. Доходило до конфликтов: с занятий убегали, чтобы не пропустить спектакль. Педагоги, уважая юный азарт, шли на компромисс, отпускали пораньше. Вскоре родилась идея организовать театр при университете. Многие записались в актеры. Совместно сочинили устав. Сергея Аксакова, проявившего недюжинные способности, избрали директором с правом назначать все роли. Выделили особую комнату, построили сцену и кулисы, и вскоре на спектакли нового театра стала съезжаться почтенная публика со всей Казани. Правда, студентам пришлось дать слово, что сие благородное удовольствие не будет отвлекать от наук. Сами и декорации рисовали, и костюмы мастерили. Все роли – и мужские, и женские – исполняли исключительно сами студенты. Жаль, в этом комичном виде их не запечатлели живописцы.
Казанские студенты доказали, что провинция богата самородками, и задолго до известной телепередачи стали «сами себе режиссерами». Петербургских смолянок сценическому искусству обучали талантливые актеры, среди которых был Иван Афанасьевич Дмитриевский. Слава его гремела на всю Россию, к нему и из Казани привозили актеров для обучения. Да-да, тех самых, что пленяли в театре П. П. Есипова университетскую молодежь. Незадолго до смерти Дмитриевского, его игру (фрагмент из «Отелло») довелось увидеть Сергею Аксакову. Он расценил это как щедрый подарок судьбы. И к нам оказалась судьба благосклонной, сохранив черты Дмитриевского в картине А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда», первой композиции на тему русской истории. Картина малоизвестна и по достоинству не оценена. История взаимоотношений Владимира и Рогнеды по-шекспировски драматична. Влюбленный князь посватался к полоцкой красавице и, получив отказ, жестоко отомстил ей. Он разорил ее родной город, убил отца и братьев, «с гордою Рогнедой неволей сочетался» – так говорят летописи. Лосенко заставляет своего героя просить прощения за жестокость, изобразив его в смиренной позе покаяния. Просил ли князь прощения у жены? Теперь никто доподлинно не скажет. По воле художника мрачная средневековая драма получила счастливый конец, призывающий к смягчению нравов. Воплотить идею покаяния помог актерский опыт Дмитриевского, позировавшего в роли князя.
Картина «Владимир и Рогнеда» обладает богатым потенциалом. Это позволило современному уфимскому художнику Н. Куприянову написать под ее впечатлением фантастическую феерию «Сон царевича» (1998 год) как сюжет примирения непримиримого: вымысла и реальности, христианства и язычества, войны и мира. Вглядитесь внимательно: на картине мирно уживаются даже все четыре времени года.
Светлана СОБОЛЕВСКАЯ, искусствовед