Все новости
ВЕРНИСАЖ
25 Января 2020, 12:39

Япония внутри нас

Вы думаете — Япония далеко? Но оглядитесь и увидите книги Харуки Мураками, премьеры полнометражных аниме, вывески суши-баров и так далее. А в музее Нестерова решили порадовать любителей японского искусства не только великолепной выставкой, но и серией специальных лекций: сегодня 25 января в 14.00 там будет «дзяпонидзуму» от Моне до Ван Гога.

«Само слово «дзяпонидзуму» происходит от французского japonisme. Так в конце 19 века называли поголовное увлечение японской культурой и искусством. Всем, от гравюр до кимоно. Увлечение охватило сначала Европу, а потом и Россию. Этот термин чётко привязан к определённой исторической эпохе. Если точнее, это последняя четверть 19 века и первая четверть 20 века. Кстати, сейчас мы с вами наблюдаем, как Россию накрыла вторая волна японизма. Помните, наверное, как в 2000-е годы считалось, что в каждом приличном доме должно быть кимоно, а на стенах — старинные гравюры в стиле укиё-э или хотя бы их новейшие копии» Василий Молодяков, исследователь Японии и русского японизма. Вот-вот, я опять благодаря японскому искусству и музею Нестерова, открыла для себя нового автора и интересного ученого. Если когда-то, написав статью о выставке японского прикладного искусства, я пошла далее и прочла книгу антрополога Рут Бенедикт «Хризантема и меч» о японской культуре, одолела самостоятельно все эти «ко» и «гири», моральные издержки и противовесы ментальной модели японской вселенной. То теперь можно сходить на лекции, и вам всё расскажут и покажут. Ещё они будут 1 и 8 февраля: постигайте чайную церемонию и дзен, узнайте о русском японизме.
Например, у Молодякова же я вычитала про пейзаж с хираганой(надпись японской азбукой): «Гравюра была воспроизведена на обложке журнала «Весы» в октябре 1904 года. Лучший журнал русского символизма, которым руководил Валерий Яковлевич Брюсов, решил посвятить два номера японскому искусству. Представьте себе, самый разгар войны с Японией, пресса полна японофобскими заклинаниями, но несмотря на это «Весы» решают выпустить два номера со статьями о японском искусстве. Ход, прямо скажем, нетривиальный. Иллюстрацию сопровождает следующий текст: «Помещая на страницах нашего журнала эту гравюру, мы хотим напомнить о той Японии, которую мы любим, о стране художников, а не солдат».
Итак, всем кто любит далекую Японию, как страну художников, у вас роскошная возможность узнать много интересного в Башкирском художественном музее им. Нестерова, ну и полюбоваться выставкой японской гравюры.
ГАЛАРИНА