Здание музея находится в историческом центре города за Троицкой площадью в двухэтажном здании. В шаговой доступности располагаются другие достопримечательности единственного в Башкирии города, который смело можно сравнить с каким-нибудь английским тауном или польским местечком: Свято-Троицкий собор, Свято-Никольская церковь, здание земской управы, кирпичная «готическая» арка и пожарная каланча. Здесь же, по правой стороне Троицкой площади, протянулись старинные торговые ряды. Они и сейчас действуют по своему прямому назначению.
Миновав ворота и прекрасно вычищенный от снега двор, мы очутились в фойе. Администратор предупредила, что второй этаж музея и смотровая площадка каланчи – платные, но туда можно будет попасть только после 9 января. Этому обстоятельству мы не сильно огорчились, ведь целью нашей культурной вылазки был «Ший корно» (именно так на марийском языке звучит название выставки).
Экспозиция занимала две просторные комнаты. Я был впечатлен, как на сравнительно небольшой площади удалось разместить столько уникальных экспонатов. Большинство из них было собрано усилиями хранительницы музея села Бахтыбаево (марийское название – Кунжур) Бирского района. С десяток марийских женских костюмов самой прихотливой расцветки, образцы утвари, рабочих и музыкальных инструментов, предметов быта. Особенно впечатлили люлька для укачивания младенца, деревянный ткацкий станок, а также наряды жениха и жреца. Любопытной оказалась персть – сплетенная из лыка охотничья сумка. К сожалению, в разделе музыкальных инструментов не нашлось места шювыру – марийской волынке, но такие, говорят, нынче делает только один мастер и продает за очень большие деньги. Волынки пользуются стабильным спросом у иностранных гостей.
На фото 1 (слева направо): люлька, ткацкий станок, женское платье, свадебное женское платье, картина, наряд жениха, одеяние жреца.
Супруге очень пришлись по вкусу расцветки и формы традиционных кафтанчиков. Она даже подумала о том, чтобы заказать себе один такой же, как на фото ниже (платье в середине):
На фото 2 и 3 (люлька и ткацкий станок крупным планом).
А вот я и сам на фоне жреческого одеяния. Примерить бы похожее не решился, но рядом постоять – пожалуйста!
Выставка сочетала демонстрацию предметов материальной культуры с объяснительным материалом. Так один стенд сообщал о значении элементов марийской вышивки: деревьев, птиц, зверей и даже… богинь.
Кстати, большой удачей выставки оказалось наличие книг по марийской мифологии талантливого, но, увы, уже ушедшего из жизни ученого Ю.А. Калиева. Исследователь особенно прославился записью народных песен о Юмынудыр – дочери верховного марийского бога Куго-Юмо:
Под раскидистой березой восседая,
Рано поутру Юмынудыр пряжу прядет
Кленовым веретеном, с серебряной пряслицей.
Слышится легкое жужжание на небесах.
То телом ладная, лицом пригожая,
С прекрасной длинной косой,
Юмынудыр мотает золотые нити в клубок…
Я не вытерпел и даже сфотографировал одну из страниц труда Ю.А. Калиева с текстом удивительно поэтического заговора, придающего особую магическую силу всходам ячменя, полбы и пшена, проросших из зерен, посеянных Юмынудыр и ее сестрами: дочерью бога судьбы и дочерью бога грома.
Посещение выставки только лишний раз доказало мне, что даже небольшие выставки, собранные силами деревенских музейщиков и энтузиастов, могут что называется задать фору любому столичному, хорошо разрекламированному собранию древностей. Так что еще немало сокровищ традиционной материальной и духовной картины народов России таится в провинциальной глубинке. Только нужно найти время и желание пройти по тонкому и чистому «серебряному пути», соединяющему нас с предками.