От горы Саит-тау до предгорья Алатау. Часть первая
Все новости
ВЕРНИСАЖ
3 Декабря 2019, 20:50

И дорогу осилит… художник юный

Почему некоторая прослойка людей, умеющая держать кисть, и видящая «пальцами», глазами, по сути безупречную компоновку рисунка так и не становится художниками? Какая стена вдруг возникает между их умением и возможным будущим? Именно возможным. Или чёрная кошка пробежала… Имея за плечами профессиональные навыки и соответствующее образование всё равно сложно сразу «осветить» мир своими созданными полотнами. Они после выхода из вуза по воле случая остаются в тени. И как вырваться из этого «пятна» тени?

Невольно вспоминается Ван Гог, который в расцвете творческих сил не пользовался огромным, бешенным успехом у публики. Его картина «Красные виноградники в Арле» продалась в конце 1899 года впервые за такую существенную сумму – 400 франков на брюссельской выставке «Группы двадцати». И первая восторженная статья об этой картине за подписью Альбера Орье, появившаяся в январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году. А так было четырнадцать сделок о продаже картин, но суммы за его работы незначительны, ибо публика покупала их неохотно. И это до рокового 1891 года, когда он выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре. Ошеломительный успех призадержался. А ведь Ван Гог бросил Париж в 1888 году и перебрался на юг Франции – в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» – неординарное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Самую значительную роль в будущей мастерской Ван Гог хотел отдать Полю Гогену. Но конфликт, что впоследствии возник между художниками, помешал воплощению мечты. И сейчас можно смело предположить, если бы тогда Ван Гогу удалось создать эту южную мастерскую художников, вероятно, ещё при жизни он мог бы купаться в лучах славы. Но судьба, к сожалению, распорядилась иначе.
И если подвести итог, взяв кратко биографию Ван Гога, можно выстроить цепочку конечных мыслей, которая подсказывает, что союз, объединения, специализированные проекты – не такая уж плохая идея. Именно они и дают мощный пинок начинающим творцам – куда и как дальше двигаться.
Как-то однажды в своей ёмкой рецензии на выставку молодых художников в ЦСИ «Облака» Айрат Терегулов сказал: «Вне всякого сомнения, выставки молодых художников должны быть явлением постоянным». К сожалению, сегодня показать свои произведения начинающим и юным авторам-художникам довольно-таки сложно. Здесь кроется изъян выставочных площадей, осторожное отношение галерейщиков, отдающих предпочтение уже известным маститым «своим» авторам. И, разумеется, нельзя не подчеркнуть присутствие коммерциализации «стенок» в крупных выставочных и торговых центрах. И особенно важно, как отметил мастер «В процессе выставкома и на вернисаже происходит общение молодых художников, как между собой, так и с более опытными коллегами, что позволяет увидеть себя со стороны и реально оценить свое место и перспективы движения. С сожалением вижу, как приходит в упадок мой родной вуз – художественно графический факультет Башгоспединститута. В наше время каждый выпуск давал республике по 3–5 художников, чего не скажешь о практике последних лет».
Стоит вспомнить, что тогда во второй половине восьмидесятых и первой половине девяностых в Уфе регулярно проходили молодежные республиканские выставки. В том числе случались и столичные выставки. Можно отметить и масштабную Молодежную выставку, на которой наши авторы были представлены очень маленькой группой в Москве. Сергей Краснов, вспоминая выставкомы советских времен, кроме мотивации отказа идеологией, отмечал явный непрофессиализм молодых авторов. Отдельные попытки сделать молодежные выставки и проекты носили разовый характер, проводились в основном на энтузиазме организаторов и не имели должного продолжения. Например, достойный внимания и серьезной поддержки проект «Образы истории», или выставки в учебных заведениях где «благодаря» пропускной системе зрителями являются сами авторы. Именно поэтому проект проведения Международной молодежной выставки конкурса художественных работ «Моя малая Родина: прошлое, настоящее, будущее» заслуживает особого внимания и очень нуждается в поддержке в первую очередь руководства и преподавательского состава всех профильных учебных заведений. Представленный здесь проект нацелен на серьёзную и плодотворную работу с молодыми авторами.
Так же запланировано создание электронного информационного справочника «Новое искусство Республики Башкортостан», включающего представителей молодежного художественного искусства от 18 до 30 лет, участников вернисажа.
Вторым направлением проекта является социальная адаптация креативных молодых художников, выпускников профильных вузов и училищ от 18 до 30 лет, с возможностью дальнейшего трудоустройства, реализации творческих работ. В процессе работы над проектом организаторы получили неоценимую поддержку со стороны следующих организаций в лице их руководителей: Бейбутов Эйнур (Арт-квадрат), руководитель проекта Рим Бикмаев, аренда – Эйнур Бейбутов, универмаг «Фабрика» – Римма Просвирова, организация мероприятий – Карина Абдулхаева.
Также по окончании отчетной выставки победителей конкурса экспозиция будет показана в других городах республики. Уже поступают заявки на показ работ талантливой молодежи, составляется график её передвижения. И, наверное, самое главное – это заинтересовать самих художников с представлением прекрасных их серьёзных творческих работ, а не «обязаловки» из проходных учебных работ, откровенно слабых, но прецизионных тем с дешевой вычурной красивостью и повторяющихся клише. Победители конкурса, кроме документа, получат также призы, за которые стоит действительно побороться и двигаться дальше в своё светлое творческое будущее.
В завершении следует добавить, что не стоит пропускать поклонникам изобразительного искусства выставку молодых авторов, где они продемонстрируют своё волшебное мастерство и незамутнённое временем «мировидение». Сама выставка пройдёт в Арт-Квадрате с 10 по 20 января 2020 г. Затем с февраля месяца выставка начнёт путешествовать по городам республики, и первый город на её пути – это Бирск с историко-краеведческим музеем. В апреле пройдёт презентация сайта «Новое искусство РБ». Не пропустите мимо юное искусство! Окунитесь в него без остатка!
Алексей ЧУГУНОВ
Читайте нас: