Прибегнув к известному приему – развить тему, возникшую в узком кругу, автор начинает с рассказа «Босые ножки». По сюжету подруги рассуждают о несбывшейся любви. Но не той, где «ревновали и тиранили», а красивой, нежной, памятной… 27-летняя героиня рассказа, Надя Лапина, перебрав многое из своей жизни, вспомнила пятилетнего ровесника Альку и словно ощутила его невольные легкие поцелуи своих босых ножек, свисавших с верхней полки каюты. Лишь мгновения заботы и тепла, но мальчик «прикипел». Позже расположение подрастающего Альки скрывалось за резкостью, «обзывалкой», а девчонке разгадать и принять его настроение мешала подростковая стеснительность. С летами все могло бы случиться, но Надя, узнав о проникновении взрослого в их тогдашнюю робкую, детскую ласку, застыдилась, «задичилась». Это стало преградой развитию возможных отношений: «Лучше б мать про нас не рассказывала». Небольшой рассказ поведал о несбывшейся любви и увлек читателя.
В рассказе «Она обещала прощаться красиво» девушка испытала горечь от слов: «Надо расстаться». Это произнес парень, неустанно опекаемый мамой, сутулый и толстый. Несмотря на свои «несовершенства», он удостоился внимания видной девушки. Под очками она разглядела его «шикарные ресницы» и с наивной откровенностью восхитилась ими. Забыв свой облик, он возликовал, возмужал, но вскоре предал избранницу, боясь насмешек дворовой компании. Ребята (конечно, позавидовав) кинули вслед, что такая красавица не по нему. Страдая, девушка пряталась за черной помадой, за фиолетовыми волосами, отчаивалась, но, перетерпев, выздоровела.
«Природа расцветала», расцвела и девичья душа. Весна одарила ее кипой нарциссов, которые героиня, не планируя заранее, импульсивно разбросала в том уголке, где однажды было счастье и … красиво ушла. Этот жест, сравни символической мести, наверняка вызвал раскаяние парня, но запоздало. Не случайно автор наградила героиню эпитетом «волшебная девушка» – ведь она «смогла попасть в его внутреннюю реальность, где он воображал себя повелителем вселенной». Фраза автора: «Нарциссы для нарцисса» могла бы быть вторым заголовком рассказа.
Особо выделяется рассказ «От рассвета до рассвета над морем». Начало воспринимается как эссе. Героиня перебирает свои впечатления от встреченных ею рассветов в разные возрастные периоды. Воспоминания перемежаются с описанием природы, пребыванием в разных местностях, общением с новыми лицами.
Рассветы в юности ассоциировались с недосыпанием, бытовой суетой. Совсем не то – рассветы отпускные: море, Феодосия, Имеретинская бухта... Здесь хотелось созерцать, мысленно описывать «как сереет, выцветает небо», как «отрывается от воды туман и вода становится прозрачной», а «волна сама обрушивается на тебя».
От неспешного эссе о томных рассветах на море внезапный (словно взрыв!) переход к рассветам в мегаполисе. То было время «страстного брака», время «тотальной ревности», когда приходилось трепетать и задумываться: «Убьют тебя завтра, или уже сегодня?»
Ревность для нее – это чудовище, это «улетевшие мини-юбки». У героини возникало удивление: «Почему мужчиной изначально не выбирается девушка в дерюге? Поймать бабочку и оторвать ей крылья!». Так образно автор препарировала ревность. Чудовищем назван не муж, а мрачная ревность, как самостоятельное существо.
Тогда она уповала на рассветы с молитвой; научилась «растворяться в своем доме, исчезать от его взора». За время двухмесячного домашнего ареста цеплялась за философию Марселя Пруста и, читая «В поисках утраченного времени», чувствовала, что утрачена ее жизнь. Уже и вещи перебиты и «до белой шейки» дотянулся… Но нет, еще не утратила. Решилась на уход, сумела расстаться деликатно, не провоцируя, «усыпляя бдительность». Потом решилась и на иные рассветы…
«Она искала дверь в лето, а открыла в зиму». Из своей семейной жизни героиня вынужденно сделала вывод, что «Море и Небо – это лучший любовник, который случается у сгоревшей души».
Рассказ явно не бытовой. Переживания, воспоминания, соображения по поводу событий, отсыл к известной литературе переплетаются с сюжетной линией чьих-то жизней и дают комбинацию литературных жанров.
Рассказ «Рябиновый самогон» заселен многими действующими лицами с именами, прозвищами.
В сюжете две сцены с разрывом в 9 лет. Оба раза это стихийные застолья с пельменями из коробки и рябиновым самогоном. В первом эпизоде зарождается любовь у Ани-Неты и Лося, но влюбленных разделили обстоятельства. Автор, описывая героев, подбрасывает нам сравнения: он с лицом Григория Мелихова, она – девушка с полотен Эдварда Кукуэля. Кукуэлевские девушки красивые, женственные, но Аня пряталась за чуждым ей непривлекательным имиджем, ведь хорошо выглядеть было не для кого.
Коварный любовный треугольник потерял силу и пришел хеппи-энд, радостно встречаемый читателем.
Рябиновый напиток, рябиновые кущи, запорошенные снегом, сыграли в рассказе свою связующую роль, создали особое настроение.
В литературе столько разных сюжетов! Может ли что-то привлечь в очередном рассказе? Конечно, может. Читателю интересен не только сюжет, а подача материала. У Галарины в изложении нет традиционной хронологии, изнуряющих подробностей, ситуации интересно даны в сумбуре чувств героев и понятны читателю.
Все героини, любя, страдали: Надя Лапина, «задичившись» и сбежав, потеряла главного человека жизни. Дали протестные реакции: героиня из второго рассказа становится фиолетовой Мальвиной и Аня, превратившая себя «в наголо стриженое существо из звездолета». Героиня из «Рассветов…» с трудом вырвалась из пут неудачного брака.
Описаны житейские перипетии то трепетно, то трогательно, но всегда сдержанно. Даже в сцене семейной расправы нет криков, истерик, нежелательной лексики, лишь позже последует «ливень из слез».
Автор не перегружает текст пышными метафорами, которые бы только умалили достоинства рассказов, но ёмкие фразы: «боялась всласть» (когда героиня вцепилась в руку своего спутника, преувеличенно реагируя на киношные ужастики) или «было мило и пресно» (и это при близком свидании!) доносят атмосферу эпизодов. Предложения перетекают одно в другое, создавая гладь. Автор способна уместить в небольших рассказах большие отрезки жизни. По многим деталям легко узнаваемо время, например: «Будешь ходить со мной?» – могло прозвучать только на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов.
В рассказах-миниатюрах значимо каждое слово, каждая фраза несет информацию, а абзац вмещает кусок жизни. Хочется перечитывать эти рассказы, оставаясь наедине со стилем.
Рассказы уже вышли к читателю: они опубликованы в известном литературно-культурном издании – электронной газете «Истоки» (в сопровождении удачно подобранных иллюстраций), были очно обсуждены среди литераторов и читателей в аудитории Национальной библиотеки им. Заки Валиди в Уфе. Осталось поместить рассказы на книжные страницы.
Читать рассказы здесь: https://istokirb.ru/articles/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0/Bosie-nogki-Ona-obeshchala-proshchatsya-krasivo-i-drugie-rasskazi-472842/