Фильм посвящен Розе Михайловне Ефремовой, которая стала ему второй матерью в его 49 лет. Благодаря ей, Салават «элементарно выжил» в трудные для себя годы. «По-моему любая женщина может достичь образа Богородицы, я намеками это давал. Это фильм о «маленьких» людях, богатых душой. Я поставил себе задачу не показывать боль, о трагедиях заявлено лишь в конце фильма. Пока делали фильм, я весь монтаж проплакал. Обыденное общение героев фильма – это разговоры обо всем и всех: о Лунгине, царе, Брюллове, Цветаевой, Ахматовой и др. Эти беседы как критерий чистоты. Это фильм вопросов, не ответов».
Анатолий Игнатьев был немногословен в оценке. Он считает, что «титры, появившиеся на последних кадрах, должны предварять фильм».
Анвер Юмагулов: «Фильм показывает, что общность людей, братство возможны. Такие фильмы помогают объединиться. Жертвы транспортных происшествий не сдались, работают на созидание».
Ларисе Михайловой фильм очень понравился. Он сродни тем документальным фильмам телевизионного канала «Культура», в которых неспешно рассказывается об интересных людях, о душе человека. «Под покровом…» завораживает с первых кадров: доброе семейное общение, кошка Сонька, взлетевшая на форточку балконного окна, любование взрослых сном ребенка, за чаем мужской разговор, голос уфимской поэтессы Галарины… Спокойная, умиротворенная атмосфера создается Розой Михайловной (Поликсенией). Ее мудрости, ее мужеству и посвящен фильм. Альбом с черно-белыми фото возвращает в прошлое, когда еще все было хорошо. Фильм снят без нарочито постановочных моментов, это привлекает».
Алексей Чугунов сделал акцент на технической стороне съемки фильма: «Интересно как гуляет камера и ловит кота, как сняты прогулки по улице Ленина, хорошо получились кадры с уличным гармонистом. Хороший ход со вставленными стихами. Интересна световая передача, смена цветных и черно-белых кадров с легкой розоватостью. Документальное кино отлично смотрится».
Гульназ Насырова предлагает «расширить фильм, высказаться более полно по факту развития бытия и о чувашской культуре».
Евгений Рахимкулов, посмотрев фильм, понял, что не может пропустить обсуждение фильма, так затронувшего его. Захотелось увидеть Костю, которого знает давно. «Просмотр проходит на высоком эмоциональном уровне. Я почувствовал любовь к человеку. После фильма стал больше понимать тех, кого просто знал, главное, лучше узнал Галю. Фильм рождает мысли и рассуждения по поводу ухода человека в вечность. Вспомнил Валеру Смирнова…»
Галарина: «Это один из серийных фильмов о доброте, не той доброте, когда у человека есть лишнее, а когда он не может не поделиться. Моя мама – Роза Михайловна – умудрилась в 70 лет завести сына, и у Салавата возникло новое творческое дыхание. Она духовная опора для тех, кто попал в наш дом. Котейка в фильме из числа подобранных, спасенных. То, что сделано, то осталось. В Уфе развивается региональное кино, создателям приходится продираться сквозь монтажные, сценарные дебри. О жизни чувашей сделаны за мизерный бюджет два фильма: “Красное море” о расстрелянных чувашах-эсерах и про родной язык». Галарина затронула тему современного виртуального общения, когда живому общению предпочитают «сидение» ВКонтакте – «это разъединяет людей».
Константин Ефремов, образно рассуждая, сказал: «Жизнь это клубок, а не линия, которая рвется. Из клубка можно достать нить, вытянуть истории. Для рассказа или кино истории должны быть не веревкой, а целым канатом».
Алия Гайнатуллина: «Показан город Уфа, Галарина читает стихи. Вначале взгляд режиссера жестковатый… Понятно, что фильм о матери, о том, что жизнь надо воспринимать не трагически. Титры при просмотре напугали немного, заставили встряхнуться, попить зеленого чаю. Даны трогательные моменты речи Розы Михайловны. Снято сильно, здорово. Успехов!».
Айдар Гайдарович Хусаинов: «Фильм оказывает большое эмоциональное воздействие. У всех проблемы общие. Этот фильм показал родство, кровь. Сегодня зачастую у людей на душе пустота, нет радости, нет чувств, семейные отношения разрушены, семьи зачастую суррогатные. Наше «УФЛИ» – это семья.
Есть тотальное нежелание поделиться крупицей. Раньше у башкир не было сирот, осиротевших забирали родственники. Этот фильм показывает, что гармония может быть. Начав просмотр, я отложил все дела. Фильм замечательный, своевременный, его надо везде показывать».
Айдар Гайдарович поддержал тему Галарины о современном общении, которое «доведено до абсурда, даже на “УФЛИ” стали меньше ходить, видимо, уходят ВКонтакт».
Остается добавить, что авторами фильма, кроме Салавата (в крещении – Александра) Вахитова, стали: оператор Людмила Ятчени, монтаж – Константин Ефремов, продюсеры Салават Вахитов и Юнир Аминев. Снято при содействии киностудий «Акбузат» и «Башкортостан» им. А. Абдразакова.
Кто посмотрел фильм один раз, наверняка вернется к нему для повторного просмотра. Кто не видел фильм – смотрите.
Вы познакомитесь с обаятельной Розой – Поликсенией. Толкование этого имени при переводе с греческого: многостранствующая, гостеприимная.
Вы услышите ее рассуждения, узнаете о ее нелегкой жизни и убедитесь в силе ее духа.
Вы почувствуете, как с прочтением Галариной цепочки стихов, меняется настроение зрителя; умиление от строчек о кролике, которого гладит рука ребенка, проходит, так как читаются иные стихи, вызывающие напряжение, и звучит строка о мрачном: «…только что хорошо было вроде бы…»
Вы встретитесь с тем, что человек может преодолеть многое, что суровый медицинский прогноз: «Не сможет…, не сможет…» не оправдывается, если за сына вступится молитва матери.
Вы не останетесь равнодушными к тексту с обращением сына к матери, который звучит как белый стих, как высокая поэзия и высокая проза одновременно.
Вы услышите истину из уст поэтессы, писателя Галарины, что «творческие люди питают друг друга тем или иным способом»; что «не надо отдавать столько много, сколько человек не может вернуть»; что «мелкой душе понять человека, который выше ее, невозможно». И еще многое.
Заключительные слова Розы Михайловны: «Как все быстро проходит…» сопровождает мелодия «Аве Мария».
Фильм так преподнесен, что хочется дальнейшего обмена впечатлениями и разговора такого же неспешного, откровенного, как с экрана. Словом, фильм объединяет людей.
Лариса МИХАЙЛОВА, фото Алексея Чугунова в фотогалерее