Все новости
УФЛИ
11 Ноября 2019, 20:22

«Чертополох с окраины Уфы»…

В ноябре 2019 г. в помещении Национальной библиотеки им. А.З. Валиди по ул. Октябрьской революции, 10 состоялось обсуждение книги журналиста, писателя Фирдаусы Хазиповой «Чертополох на окраине Уфы». Во вступительном слове автор рассказала, что в детстве прочитала книгу Юрия Яковлева, и ей тоже захотелось писать. С 5-го класса она вела дневник, который использовала для создания данного произведения.

На «УФЛИ» обсуждался отрывок из первой части книги. 29 мая с.г. на итоговой годовой встрече данного литературного объединения Фирдауса Хазипова из этого же произведения прочла другой отрывок. «Чертополох на окраине Уфы» по представлению автора был взят на разбор в рамках международного литературного фестиваля им. А.С. Пушкина, проходившего в Судаке в июне 2019 г. Как рассказала Хазипова, она была участником этого фестиваля. Ее работу председатель Интернационального Союза писателей Александр Гриценко оценил как «талантливую, поэтичную, острую, нужную» и рекомендовал заняться построением личного бренда с продвижением книги. Работа имеет положительный отзыв от руководителя Союза российских писателей Светланы Владимировны Василенко.
Автор относит предложенный текст к роману нон-фикшн.
Янине Свице произведение понравилось, она оценила его как мемуарное. «Показано взросление души девочки, характер общения с учителями». Свице отметила, что «родоведение становится полноправным разделом исторической науки. Каждый род достоин описания, а не только дворянский, как считалось ранее. Отражение времени, которое ушло и описание конкретных уголков города – нужное направление. Произведение Хазиповой достойно войти в библиографию Уфаведения в раздел «Уфа в художественной и мемуарной литературе». Автору предложено развить некоторые темы, семейные легенды. Представленный материал достоин того, чтобы обратиться с письмом в администрацию Орджоникидзевского района г. Уфы, чтобы осуществить публикацию произведения.
Гульназ Насыровой произведение «очень понравилось, так как показано влияние ситуаций на психологию действующих лиц». Рекомендовано подробнее описать их внешность.
У Владислава Левитина от прочитанного текста впечатление двойственное. «Это труд исторического, краеведческого или художественного уровня? Интересна преамбула об Уфе, описание семейных дел». Левитин посчитал перегрузкой слишком подробное описание эпизода, когда учительница наблюдает за катанием ученицы с горки, так как это не отчет, а художественное описание. «Девочка выразила сожаление, что вступила в комсомол. В то время из-за этого могла возникнуть серьезная ситуация, но автор не дает оценки этому моменту».
Игорь Вайсман удивлен памяти автора, сохранившей далекие воспоминания. Он тоже жил в Сибае (такие совпадения повышают интерес). Реплика Хазиповой: «Наши родители тогда работали вместе». Вайсман отмечает, что приведенные дневники с констатацией многих житейских фактов и описаний мест проживания интересны больше краеведам и историкам. Представленный материал он находит богатым и рекомендует написать повесть.
Борис Курчатов напомнил выражение Льва Толстого: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, все несчастные семьи несчастливы по-своему». «Интересно сопоставлять детство, оно у всех разное, и у меня было по-другому. Предложенный жанр интересен и распространен. Документальность характеризует эпоху. У автора хороший язык. Местами заметна перегруженность подробностями, а это интересно близким людям, но не всем. Посвящение длинное, а читателя надо захватывать с первых строк».
Ларисе Михайловой произведение понравилось. «Автор взялась за это изложение, чтобы (словами Э. Грина) «приостановиться и окинуть взглядом пройденное». Чертополох с его колючками и «нежными волокнами розово-сиреневых цветов» – метафора для показа разных сторон жизни. Текст читается легко, изложен красиво, даны описания природы. Откровенность автора, желание поделиться прожитым и пережитым привлекает. Понравилось зримое представление мест проживания семьи. Архирейке посвящен целый гимн, это самостоятельное краеведческо-литературное описание местности, смежных территорий и «убогого» жилья. Приведу лишь пару фраз: «Лачуга наша стояла на краю плато, которое стекало вниз домами, огородами». И тут же восклицание: «Зато сколько было вокруг неба и река внизу!»
Черниковск дал семье коммунальное проживание «на почти деревенской улочке с пыльной дорогой, по которой ездил разбитый кособокий автобус № 8; картофельное поле отделяло дома от Курочкиной горы, а пустыри были раздольем для игр детей». Другая обстановка встретила их в Сибае: отдельная квартира, рядом кинотеатр, музыкальная школа, типография, с колоннами дом, в котором, к удивлению, располагалась баня. В произведении даны характеристики матери, отчима и бабушки, которая всегда была спасением для семьи. Их образы складываются у читателя при полном прочтении предложенного текста.
Затрагивают описания кусочков детской жизни: драматический эпизод с лечением йодом; происшествие в очереди за молоком; способ поедания детьми недозрелых яблок и другие трогательные моменты».
Мансур Вахитов отметил, что «в тексте нет вымысла, одни факты, но это не литература». По его мнению, «дан калейдоскоп событий, это наметки произведения, тезисы, пунктир. История начинается, но не завершается».
«Не хватает портретов, описания обстановки. К примеру: кто не был в Черниковке и не увидит ее по тексту. По смыслу произведение очень интересное».
Айдар Хусаинов, как руководитель УФЛИ, в заключительном слове сказал: «Все написанное человеком – художественная литература. Мемуары – это машина времени, раньше любили газету «Сутолока», отражавшую жизнь Уфы. В прошлое нельзя вернуться, но можно вспомнить, а воспоминания расставить по полочкам.
Чертополох с одной стороны подставит колючку, с другой – даст мягкость, снисходительность. Дневник девочки – живая жизнь. Ребенок, писавший дневник, не знал, что дальше будет, а кто пишет мемуары – тот знает все. У мамы – героини повествования, которая постоянно уезжала с родных мест, фактически был «гостевой брак с городом». Мемуары – это чудесный инструмент, чтобы вспомнить родных и учителей, показать как жил город, проследить каждую судьбу. Автор своим произведением делает большое дело, такие рассказы нужны».
Для общего сведения Айдар Гайдарович сообщил, что готовит Антологию уфимской прозы через публикацию в культурной, литературной газете «Истоки».
* * *
Автором представлен богатый материал с отражением многих сторон житейского и городского уклада того времени. Для всех обсуждавших произведение было интересно, отсюда и пожелания облечь понравившиеся эпизоды в новеллы и отойти от сугубо документального изложения. Описание внешности героев было бы иллюстративным сопровождением текста. Выступавшие совершали краткий экскурс в классическую мемуарную литературу.
В заключительном слове автор поблагодарила уфлийцев за советы и добавила, что ее «главной задачей было показать, как сквозь дебри житейских колючек продирается человек, чтобы выйти из серой среды».
Лариса МИХАЙЛОВА
Читайте нас: