Все новости
ТУСОВКА
9 Декабря 2019, 19:28

«АСАМ» или киноволшебство в Чебоксарах

Обзорный дневник Первого декабря сажусь в автобус, он через Чебоксары идет в Нижний Новгород. Водители разговаривают на башкирском. Я еду на кинофестиваль «АСАМ» (уже после его окончания любезная сценаристка Зоя Илларионова переведет с чувашского как «волшебство», а до этого я буду думать, что это заковыристая аббревиатура). Еду 14 часов, впервые в жизни так далеко на автобусе. Приезжаю ночью, девушки мечтают о платьях Диор, а я мечтаю о межобластных поездах, кто-то взял и отменил нормальный поезд Уфа – Казань.

Утром, 2 декабря, немного опаздываю на пресс-конференцию, зато знакомлюсь с режиссером Юрием Спиридоновым и актером Валерием Тарасовым, и они берут меня с собой на обед в столовую «электротехникума», который когда-то закончил один из них. Мог стать знатным сварщиком, так нет, пошел в институт культуры.
После идем в гости к художнику по костюмам Игорю Дадиани. Юрий еще певец и идет беседовать насчет концертного образа. Дадиани восседает среди колонн с пальцами унизанными перстнями, в белом свитере и черных кожаных штанах. Эдакий модный князь. Рассказывает о работе с режиссером Светланой Дружининой, о костюмных фильмах – он работал над «Гардемаринами» и «Тайнами дворцовых переворотов». Говорим о кино нашем и мировом, о перспективах туризма в Чебоксарах. Снимаю влог. В камеру говорит о любви, родителях, детях и мире. Пытается троллить вопросами о трансгендерах. Но я только улыбаюсь его маникюру и заканчиваю влог. Художники-модельеры такой непростой народ. Позже сниму еще четыре минуты о его последней работе над фильмом «Феодосийская сказка», выйдет весной 2020 года, снимали на Ялтинской киностудии.
Далее прогулялась под закатным солнцем по центральной улице Ленина и поехала на открытие кинофестиваля в ТЮЗ им. Сеспеля. Михаил Сеспель – это такой чувашский пламенный революционный юноша-поэт. Жил так мало, сделал в искусстве так много. Чем-то напоминает по биографии башкирского Бабича. На открытии выступают фольклорные и эстрадные ансамбли и показывают замечательный фильм «В красном море» (в последствии он получит безусловное Гран-при). После организаторы предлагают желающим высказаться.
Я вспархиваю на сцену и благодарю всех создателей фильма, особенно отмечаю работу сценариста, профессионального историка Сергея Щербакова. Произвожу благоприятное впечатление на его семью, ко мне подходят пожать руку его мама, жена и сын. Становится легко, кто-то дотошно выспрашивает, как пишется «Галарина», и возникает стремительная Светлана Азамат с возгласом: «Я вас переводила, мне как-то давно подарили в Башкирии журнал с вашими стихами!».
И потом начинается фестивальная круговерть. На следующий день, 3 декабря, я смотрю 8 фильмов в Чувашкино. Знакомлюсь с молодыми режиссерами Аэлитой Бельской, Оксаной Извановой, Николаем Семеновым. Они студенты института культуры, факультета кино, видео- и фотоискусства. После иду на мастер-класс по питчингам сценаристов к Елене Рябцевой. Потом на встречу писательницы Дины Гавриловой с читателями. Беседую с «великим человеком» и православным марксистом Андреем Берманом о комплементарности народов.
Четвертого декабря питчинг сценаристов. Пять финалистов защищают свои разработки. Об этом надо рассказывать отдельно. Я снимаю ешё влоги с молодыми режиссерами и с потрясающим культуртрегером Атнером Хузангаем, дарю ему книгу афоризмов Айдара Хусаинова «Анти-бусидо. Путь уфимца» и свою книгу «Фламинго-блюз». Поздним вечером долго общаюсь со своей героиней Диной Гавриловой о сложностях творческого пути. Наутро у нее встреча со студентами и преподавателями в местном университете, а потом она улетает.
Пятого числа я записываюсь с утра на местном радио в передаче Светланы Асамат/Азамат. Все звонкие в чувашском при произнесении оглушаются. Произносится не так, как пишется, это сбивает с толку, также как и мои попытки произносить дифтонги. Помнится, пыталась произнести «бобер» по-чувашски, сколько раз не смогла – даже подсчитывать не буду. Заслушивалась переливами голоса Светланы, читающей мои стихи по-чувашски, и сама читала их по-русски.
Потом опять показы фильмов. Беседую с Ильтимером Ефремовым, замечательным оператором и ангелом-хранителем чувашского кино. Защищаю и подробно акцентируюсь на достоинствах работы полюбившихся мне студентов в фильмах «Берёзовый сок» и «Мачеха». Познакомилась со сценаристкой, автором песни и актрисой Зоей Илларионовой.
Все дни напрасно выясняла у молодежи: есть ли в Чебоксарах рок и этно-рок? Ничего не выяснила. Посему иду на концерт «Нейромонаха Феофана» и знакомлюсь с рокерами из Йошкар-Олы, они зовут к себе в Марий Эл, у них есть группа «Шиномонтаж» с классическим роком, есть этно-рок «УЕН» с девичьим вокалом и марийской волынкой. Обещаю как-нибудь приехать к ним. Узнаю у местной молодежи, что в Чебоксарах есть блюзовая команда «15 суток» и рэпер «Атл», который собирает в Москве две тысячи народа на свои выступления, что здесь снимали сериал «Новоюжка». Культура улиц так сильно отличается от планов и кабинетов министерства культуры. Хронопотоки в этом городе совсем не пересекаются.
Шестого декабря брожу по городу, покупаю магнитики и красивые чувашские сказки на русском языке в местном издании. Потом иду на закрытие кинофестиваля, смотрю по дороге на дивного гитариста, играющего в переходе пост-рок, которого в Чебоксарах по уверению деятелей культуры нет. Смотрю на сцену в театре, залихватский гармонист Юрий Сергеев оказывается многогранным гением и режиссером монтажа. Собирает коллекцию из статуэток.
После концерта и вручения дипломов часть молодых кинематографистов приглашает в гости народный художник Аксар. Ведём захватывающие беседы о судьбах и интересах, дарю всем последние свои книги. В полночь уезжаю домой в Уфу, увожу множество впечатлений, забиваю полностью память и на фотоаппарате, и в телефоне.
ГАЛАРИНА
Читайте нас: