Моя первая профессия – водитель. Сначала я работала на электрокаре, потом, окончив автошколу, шофером на грузовой машине «ГАЗ-51», но еще раньше – в семнадцать лет – я получила права мотоциклиста и занималась мотокроссом. Интерес к психологии водителя возник у меня давно, когда, будучи маленьким ребенком, я наблюдала за шофером небольшого автобуса, возившим меня в детский сад.
Это было в начале 60-х годов; проспект Октября только-только начал застраиваться, светофоров было мало, дороги зимой заносило снегом, автотранспорт ходил редко, машины вязли в снегу, буксовали. Помню, как водители выручали друг друга: тянули на буксире, делились бензином, если вдруг у кого-то кончалось в дороге топливо. Никому не приходило в голову требовать за помощь деньги, а того, кто пытался отблагодарить рублем, могли и послать подальше. Соблюдалась дорожная этика и в отношении похоронных процессий. По неписаным правилам, катафалки беспрепятственно пропускали, и медленно двигающаяся колонна с траурными лентами на бортах никому не мешала, никого не раздражала. Тогда другим был не только ритм жизни, но и сама культура человеческих взаимоотношений.
Любопытный факт: до 60-х годов XX века к перевозке пассажиров допускали шоферов I класса. Потом, в связи с растущим спросом на профессию, на автобусы стали брать водителей и II класса. Ныне любой (даже впервые приехавший из деревни человек) через 3-4 месяца обучения садится за руль многоместных автобусов. Между тем, даже городскому жителю навык ориентировки в большом потоке многополосных дорог приходится развивать. Вождение автомобиля – это, на самом-то деле, такое же искусство, как профессия режиссера или следователя. Человек за рулем должен за несколько секунд решать задачи, которые ставят перед ним дорога, коллеги-водители, пешеходы и погодные условия. Чем выше интеллект человека, тем надежнее стиль его езды в перегруженном транспортными средствами городе.
Мой водительский стаж – более 30 лет. Я люблю грузовые автомобили – этих «работяг среднего тоннажа», рядом с которыми суетливые легковушки мелькают где-то на уровне колес. По тому, насколько резко и безграмотно срывается с места какая-нибудь иномарка, можно безошибочно определить возраст ее водителя, его характер и амбиции. О многом может рассказать доносящаяся из салона автомобиля громкая музыка-какофония. Одуревший от этих звуков «водила» озабочен только тем, чтобы привлечь к себе внимание. Именно такие люди создают аварийные ситуации на дорогах, а их наглый стиль вождения, превышение допустимой скорости, как правило, становятся причиной трагедий. Ну, а об уровне интеллекта молодого поколения наглядно говорит статистика дорожно-транспортных происшествий.
К сожалению, прошло то время, когда опытный водитель мог гарантировать безопасность своим пассажирам. Сегодня поездка в транспорте порой походит на игру в «русскую рулетку». Человек за рулем испытывает тяжелые психологические нагрузки, и его физические возможности не всегда позволяют справляться с ними.
Одна из «мин замедленного действия» – частные автобусы. Никто не контролирует состояние здоровья водителя-частника, «газелька» или «пазик» которого ночуют под окном своего владельца. О том, как «проходят» ежегодную медкомиссию и техосмотр водители, неоднократно писали в газетах, рассказывали по телевидению. Естественно, на государственных предприятиях положение обстоит несколько лучше. Но и здесь возникает множество вопросов. К примеру, мне известен одноглазый (!) шофер грузового автомобиля, у которого второй глаз не видит вообще, – медкомиссию за него проходит товарищ по гаражу. Среди водителей «газелек» много жителей сельской местности, которые работают вахтовым методом. Стереотипы мышления, скорость реакции и даже координация движения у этой категории водителей отличаются от этих же характеристик их городских коллег не в лучшую сторону. Сделать справку о допуске к работе для сердечника или эпилептика с помощью взятки – тоже не проблема. На днях я была свидетелем эпилептического приступа у водителя уфимской «газели». Хорошо, что все происходило на конечной остановке, и двое пассажиров оказались врачами.
Среди моих знакомых много шоферов-профессионалов. В основном это люди пожилого возраста, с большим опытом работы. Несмотря на трудности этой профессии, они любят технику, с уважением относятся к коллегам и пешеходам. Я горжусь тем, что моими инструкторами в автошколе были умные, добрые педагоги, которые не только научили меня вождению автомобиля, но еще и дали хорошие уроки жизни. Хочется верить, что мои советы пригодятся и другим.
Как нужно себя вести, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий или – в крайнем случае – свести их последствия к минимуму?
Вспомните, сколько раз вам приходилось в чьем-нибудь рассказе о несчастном случае на дороге слышать примерно такие сетования: «Кто мог предполагать, что он такое вдруг выкинет!». Или: «Я был уже совсем рядом, а он вдруг непонятно почему как тормознет!». Получается, что вашему рассказчику в определенный момент были неясны намерения других водителей, однако никаких мер предосторожности он все-таки не предпринял. Не сумев предвидеть дальнейший ход событий, он, естественно, не смог правильно просчитать ни действия других, ни свои собственные.
Умение предвидеть развитие дорожно-транспортной ситуации – один из самых важных элементов водительского мастерства. Учиться этому искусству надо каждый день, в каждой поездке. Предвидение – это, с одной стороны, точный расчет, с другой – результат наблюдательности и интуиции. Расчет предполагает приобретение навыка правильно оценивать взаимное расположение транспортных средств и пешеходов на дороге, расстояние до них, их скорости и другие факторы. Наблюдательность – умение распознавать, в частности, какой водитель за рулем автомобиля, начинающий или достаточно опытный (стало быть, каких действий от него можно ожидать), отличать признаки, по которым можно предвидеть возникновение опасной ситуации.
Хорошего водителя всегда отличает плавность во всех действиях. Он не срывается с места, не бросает автомобиль в стороны, резко не тормозит. Он умеет выдерживать нужную скорость, редко прибегает к торможению. Речь в данном случае идет не о замедлении движения – уменьшать скорость то и дело всем приходится, – а именно о пользовании тормозами. Хороший водитель так рассчитывает остановку на дороге, что снижает скорость только уменьшением подачи топлива или переключением на низкие передачи. Присмотритесь к такому водителю, и вы увидите, что стоп-сигналы его автомобиля загораются лишь тогда, когда ему нужно остановиться совсем или объехать неожиданное препятствие. Основной же рабочий инструмент у него – педаль газа.
Степень мастерства водителя ярко проявляется и в том, каким образом он выполняет обгоны и проходит повороты. Интенсивный обгон (без превышения допустимой скорости) с разумными дистанциями и интервалами отличает умелого водителя. Затяжной обгон, выезд на полосу встречного движения на слишком большом расстоянии от обгоняемого или, наоборот, резкий бросок влево в начале обгона или вправо в его конце, а тем более несостоявшийся обгон свидетельствуют о низкой квалификации водителя. С таким надо быть настороже.
Для безопасного движения надо видеть и оценивать все, что делается спереди, сзади и по сторонам автомобиля. Незначительные, на первый взгляд, детали могут поведать о многом. Иногородний номерной знак на движущемся впереди автомобиле сообщает, что водитель попал в незнакомые и непривычные для него условия. Он может внезапно остановиться, чтобы узнать дорогу, или даже резко повернуть, заметив нужную ему дорогу в последний момент. Медленно движущийся таксомотор без пассажиров может в любой момент резко вильнуть вправо и остановиться, так как его водитель в этот момент целиком поглощен поисками пассажиров. Нельзя оставить без внимания и автомобиль, снижающий скорость на середине дороги, – возможно, его водитель ищет место для разворота, забыв включить указатель, сигнализирующий о маневре. Если тяжелый грузовик с сигналом правого поворота вдруг начинает забирать влево, ни в коем случае не пытайтесь проскочить между ним и тротуаром. Видимо, его водитель готовится к правому повороту в узкий проезд, а из первого ряда автомобиль не вписывается в поворот, вот и приходится делать это из второго. Вообще, профессиональное предвидение водителей позволяет некоторым из них просчитывать ситуацию на 5-10 секунд вперед.
Нет правил, справедливых для всех условий движения, кроме одного – за рулем всегда быть максимально осторожным и внимательным.
Ездите понятно для окружающих! Старайтесь управлять автомобилем так, чтобы ваши действия никогда не были неожиданными для других водителей и пешеходов.
Когда поведение другого водителя вам не очень понятно, снижайте скорость.
Не будьте самоуверенным, но остерегайтесь неуверенных водителей.
Привыкайте управлять автомобилем, заглядывая подальше и вперед, и назад.
Нельзя водить автомобиль в расчете на то, что избежать опасности вам помогут умение и благоразумие других водителей. Надо всегда самому быть готовым предотвратить последствия их ошибок или легкомыслия.
С каждым днем на улицах Уфы появляются десятки новых автомобилей и мотоциклов. Не секрет, что из-за многочисленных пробок доехать из одного конца города в другой порою бывает быстрее на велосипеде, чем на машине, но, увы, двухколесное средство передвижения доступно лишь здоровым и молодым людям, да и то в летнее время. Пожилые предпочитают троллейбус или трамвай, реже автобус. Читая сводки дорожных происшествий, невольно ловлю себя на мысли, что за последние 10-15 лет увеличилось количество аварий с участием общественного транспорта. Почему это происходит, и как уберечь себя от таких ситуаций?
Воскресное утро. По проспекту Октября от остановки «Госцирк» к улице Шафиева движется троллейбус. Транспорта на дороге мало, «рогатая» машина едет со скоростью чуть больше 40 км в час. Подъезжая к стрелке, троллейбус резко тормозит. Тут же в него врезается иномарка. Водитель легковушки взбешен: он считает, что на дороге не было никаких видимых препятствий, следовательно, резкое торможение ничем не оправдано. О том, что троллейбус, проезжая стрелку, снижает скорость, автомобилисты и мотоциклисты часто просто не задумываются. Конечно, водитель троллейбуса должен задумываться о возможных последствиях, но в этом конкретном эпизоде ответственность несет человек, сидящий за рулем иномарки, потому как получается, что именно он не рассчитал дистанцию и скорость, что и привело к столкновению. Наверное, подобных происшествий станет меньше, если в группу «Предупреждающие знаки» ввести специальный знак, информирующий водителей о наличии троллейбусной стрелки (то есть о том, что троллейбус на данном отрезке снижает скорость).
Что касается безопасности пассажиров… В городе с интенсивным движением столкновения автомобилей – явление нередкое. Здоровье и жизнь пассажиров зависят от того, насколько надежно они пристегнуты ремнем безопасности или насколько крепко держатся за поручни. По статистике, самое опасное место в машине – рядом с водителем. Серьезную травму можно получить в автобусах, где часть пола поднята на одну-две ступеньки: при резком торможении именно с этих ступенек падают пассажиры. Причем в первую очередь страдают пенсионеры, больные и физически слабые люди.
Советы пассажирам: по возможности постарайтесь найти свободное место и сесть. Если вы едете стоя, держите ноги на ширине плеч и чуть согните их в коленях. Желательно держаться за поручни обеими руками. Проанализируйте, насколько безопасно ваше положение, если водитель применит резкое торможение.