Полёт «Бурана»
Все новости
ЛАЙФХАКИ
19 Октября 2020, 19:21

«Алга»: мифы и реальность

В нашей жизни слишком много «наворотов». Платежи онлайн, куча приложений от разных банков, тонны карточек «лояльности», теперь вот ещё «Алга». Местный эксклюзив, можно так выразиться. Ни один сосед республики «транспортным» нововведением похвастаться не может: Челябинск и Татарстан платят в автобусах и маршрутках «по-старинке» – наличными, в то время как житель Башкортостана «достаёт из широких штанин» карту. Каким образом мы обзавелись таким чудом? Магия! Удобно и практично: теперь можно вообще не иметь наличности при себе: всё через терминалы и интернет. Но пошло ли людям на пользу «обезналичивание»?

Краткая информация для тех, кто не в теме (если такие ещё есть):
– Вместо нескольких разновидностей транспортных карт: специальных банковских, социальной, для поездок на электротранспорте – с 1 июля текущего года вводится единая под названием «Алга» (с баш. «вперед»). Известные аналоги карты «Алга» – московская «Тройка», питерский «Подорожник», екатеринбуржская «Екарта».
– Удобная система безналичной оплаты в одно касание, проезд на всех видах городского и пригородного общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, чуть позже – речной транспорт и электрички).
– Терминалы оплаты будут устанавливать не только госпредприятия, но и частные перевозчики
– Пока система отрабатывается в Уфе, следующие на очереди – Стерлитамак и Салават. Со временем – как скоро, пока не уточняется – практика будет распространена на всю республику.
– Стоимость карты «Алга» с нулевым балансом – 50 рублей. Купить можно непосредственно в транспорте, на почте, в газетных киосках, некоторых сетевых магазинах, банках, пунктах обслуживания транспортных карт.
Итак, начнём с банального. Так устроен мир, что человек стремится к максимальному удобству, что, без сомнения, включает в себя разного рода карты: кому в XXI веке нужна эта гремящая мелочь, мнущиеся купюры, которые побывали в десятках рук? Полезешь в карман за монетками, чтобы оплатить проезд, а они и повалятся из рук – не соберёшь. Толстые кошельки – это конечно хорошо, но вот стоит его потерять… Карту в этом смысле «прошляпить» гораздо тяжелее: положил в нагрудный карман и носи спокойно – никому до неё кроме тебя не добраться. Система «антивор». Теперь у среднестатистического жителя будет «стрит-хаус» из карточек: на эту приходит зарплата, на этой всё на расходы, эта с большим кэшбеком, а вот для проезда. Чего же больше: пользы или вреда?
Можно сказать, что введение повсеместных терминалов для оплаты новой картой – это не просто удобство, но этакая «попытка установления системы», а точнее «встройка» людей в эту систему. На наших глазах выстраивается новое мышление «тактического планирования»: как известно ещё со времён Пифагора, числа всегда сопровождают порядок. В тот день, когда человек научится запоминать на какой карте сколько у него денег, станет для нас великим. Мышление числами и планирование собственного бюджета, не говоря уже о капитале семьи, становится всё востребование, но не уносит ли это в небытие определённой романтики, этакого элемента спонтанности? Многие люди сегодня не просто высчитывают каждый пункт в «чеке», но и распределяют максимальный порог средств, которые можно потратить в день. Разумеется, что жизнь в таких жёстких рамках нельзя заключить в рамках «нормы», однако мир, судя по всему, стремиться к чёткости совершенно всех механизмов. Введение новой карты – это вовсе не плохо, но уж очень «по-мещански»: постоянное мышление цифрами, строгость рамок бюджета – уж не ведёт ли это к скупости? Где романтика и радость спонтанности? Неужели не осталось в жизни уголков сумасбродства и мы окончательно «утратили дух авантюризма»? В конце-концов жизнь вносит свои коррективы, и спланировать всё невозможно. Как известно из одного полезного романа Булгакова: обстоятельства могут быть сильнее любых планов.
Степан АТАМАНОВ
Читайте нас: