Краткая информация для тех, кто не в теме (если такие ещё есть):
– Вместо нескольких разновидностей транспортных карт: специальных банковских, социальной, для поездок на электротранспорте – с 1 июля текущего года вводится единая под названием «Алга» (с баш. «вперед»). Известные аналоги карты «Алга» – московская «Тройка», питерский «Подорожник», екатеринбуржская «Екарта».
– Удобная система безналичной оплаты в одно касание, проезд на всех видах городского и пригородного общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, чуть позже – речной транспорт и электрички).
– Терминалы оплаты будут устанавливать не только госпредприятия, но и частные перевозчики
– Пока система отрабатывается в Уфе, следующие на очереди – Стерлитамак и Салават. Со временем – как скоро, пока не уточняется – практика будет распространена на всю республику.
– Стоимость карты «Алга» с нулевым балансом – 50 рублей. Купить можно непосредственно в транспорте, на почте, в газетных киосках, некоторых сетевых магазинах, банках, пунктах обслуживания транспортных карт.
Итак, начнём с банального. Так устроен мир, что человек стремится к максимальному удобству, что, без сомнения, включает в себя разного рода карты: кому в XXI веке нужна эта гремящая мелочь, мнущиеся купюры, которые побывали в десятках рук? Полезешь в карман за монетками, чтобы оплатить проезд, а они и повалятся из рук – не соберёшь. Толстые кошельки – это конечно хорошо, но вот стоит его потерять… Карту в этом смысле «прошляпить» гораздо тяжелее: положил в нагрудный карман и носи спокойно – никому до неё кроме тебя не добраться. Система «антивор». Теперь у среднестатистического жителя будет «стрит-хаус» из карточек: на эту приходит зарплата, на этой всё на расходы, эта с большим кэшбеком, а вот для проезда. Чего же больше: пользы или вреда?
Можно сказать, что введение повсеместных терминалов для оплаты новой картой – это не просто удобство, но этакая «попытка установления системы», а точнее «встройка» людей в эту систему. На наших глазах выстраивается новое мышление «тактического планирования»: как известно ещё со времён Пифагора, числа всегда сопровождают порядок. В тот день, когда человек научится запоминать на какой карте сколько у него денег, станет для нас великим. Мышление числами и планирование собственного бюджета, не говоря уже о капитале семьи, становится всё востребование, но не уносит ли это в небытие определённой романтики, этакого элемента спонтанности? Многие люди сегодня не просто высчитывают каждый пункт в «чеке», но и распределяют максимальный порог средств, которые можно потратить в день. Разумеется, что жизнь в таких жёстких рамках нельзя заключить в рамках «нормы», однако мир, судя по всему, стремиться к чёткости совершенно всех механизмов. Введение новой карты – это вовсе не плохо, но уж очень «по-мещански»: постоянное мышление цифрами, строгость рамок бюджета – уж не ведёт ли это к скупости? Где романтика и радость спонтанности? Неужели не осталось в жизни уголков сумасбродства и мы окончательно «утратили дух авантюризма»? В конце-концов жизнь вносит свои коррективы, и спланировать всё невозможно. Как известно из одного полезного романа Булгакова: обстоятельства могут быть сильнее любых планов.