Все новости
ЛАЙФХАКИ
28 Марта 2020, 20:00

О психологии

В последние лет десять частым в употреблении стали слово «психология» и все однокоренные или каким-то образом связанные с ним слова. Все мы приблизительно знаем и понимаем, о чем идет речь. Но насколько верным является наше представление об этой науке?Психология появилась на свет не вчера и даже не 10, не 20 лет назад. Интерес к психике человека, к душе возник тысячи лет тому назад. И до того, как принять тот вид, который она имеет сейчас, эта наука прошла несколько этапов развития.

Наука о душе
Потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности – Демокрит, Лукреций, Эпикур – понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, возникающее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Считалось, что душа присутствовала везде, где есть движение и теплота. Душа понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами. Это учение называлось анимизмом. Но идеалист-философ Платон (427-347 гг. до н. э.) понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Платон разделял 3 части души: разум (в голове), мужество (в груди), вожделение (в брюшной полости). Преобладание той или иной части души у человека связывалось с его индивидуальностью и соотносилось с социальным происхождением. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и по контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциаций психических явлений.
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
Психология как наука о сознании
Такое понимание возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Этот период характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое, дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривал душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.
Сознание есть высший уровень психического отражения обобщенного отражения действительности с выделением существенных свойств и признаков и регулирующее поведение человека. Сознание является структурой образов взаимосвязанных между собой элементов. Компоненты, составляющие сознание, являются отличительным признаком психики человека.
Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Эта наука называлась «интерприсионизм». В этот период вводится слово «психология». Этот термин состоит из двух греческих слов («psyche» – «душа», и «logos» – «знание»), означая науку о душе.
Наука о поведении (бихевиоризм)
Это направление в психологии возникло в начале XX в. Основатели бихевиоризма считали, что психология должна изучать не сознание, а поведение. При этом психика и сознание не берутся во внимание, так как не могут быть непосредственно наблюдаемы. По мнению главных представителей бихевиоризма Э. Торндайка и Дж. Уотсона, поведение есть совокупность отношений «стимул-реакции», и, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт человека, можно изучать процессы образования новых форм поведения (как условных рефлексов) и научения в целом. Таким образом, задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 г., В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
На различных участках экспериментальной работы складывались представления об особых закономерностях и факторах, отличных как от представлений физиологов, так и тех, кто относились к психологии в качестве ветви философии, имеющей своим предметом явления сознания, изучаемые внутренним опытом. Наряду с лабораторной работой физиологов по изучению органов чувств и движений, успехи эволюции в биологии и медицине готовили новую психологию. Открывается целый мир психологических явлений, доступных такому же объективному изучению, как любые другие природные факторы.
Было установлено с опорой на экспериментальные и количественные методы, что в этом психологическом мире действуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделения психологии как от физиологии, так и от философии.
Следует различать реальную жизнь науки и ее отражение в теоретических программах. К 70-м годам прошлого века в жизни науки созрела потребность в том, чтобы объединить разрозненные знания о психологии в научную дисциплину, отличную от других.
Когда время пришло, стали определять статус психологии как самостоятельной науки, и тогда почти одновременно сложилось несколько программ ее разработки. Они по-разному определяли предмет психологии, вектор ее развития.
Современная психология
Предметом психологии является психика как субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (животному) для того, чтобы активно в нем ориентироваться и управлять своим поведением.
Психология – наука о самых сложных явлениях, которые известны человеку. Познать эти явления – значит научиться ими управлять, контролировать свои психические процессы: познавательные (ощущение, восприятие, мышление, речь, воля, память, воображение, внимание) и эмоционально-волевые (эмоции, чувства, воля); свойства: характер, темперамент, способности, направленность (влечение, желания, интересы); состояния: апатия, активность, пассивность, бодрость, усталость, стресс, фрустрация. Познавая себя, человек тем самым себя изменяет. Помимо индивидуальных явлений, изучаемых психологией, можно выделить и групповые явления, представляющие немалый интерес для исследования.
Другая специфика психологии: в ней человек одновременно выступает как субъект познания и как его объект. Кроме того, возрастающая роль и значение людей, их психики и сознания в современном мире придают психологии чрезвычайную перспективность.
И еще одна особенность: собственно единой психологии не существует, а есть различные научные направления, школы и течения: бихевиоризм и необихевиоризм (Д. Уотсон, У. Хантер и др.), фрейдизм и неофрейдизм (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.), гуманистическая психология (К. Роджерс, Г. Оппорт, А. Маслоу и др.), генетическая психология (Ж. Пиаже), индивидуальная психология (А. Адлер), феноменалистическая психология (Р. Бернс), аналитическая психология (К. Юнг)...
Отличительными признаками отечественной психологической науки всегда были и остаются гуманизм, стремление к объективному подходу к психологическим явлениям, глубокому проникновению в их суть, тщательно разработанная методология, концептуальное единство и экспериментальная основательность. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1903). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
Отечественная психология прошла сложный путь развития, включая период запрета в 30-е годы. И только с середины 50-х годов ее исследования были вновь возобновлены и развернуты М. Я. Басовым, П. П. Блонским, Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Б. Г. Ананьевым, Б. М. Тепловым, А. В. Петровским и многими другими учеными.
Сейчас, после длительного процесса развития, психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем – психическом – мире человека.
В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины:
1) она – наука о самом сложном, что пока известно человечеству;
2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием;
3) ее практические следствия уникальны – они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные, поскольку познать нечто – значит овладеть им и научиться управлять; управление своими психическими процессами, функциями и способностями – задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.
Вообще, перед психологией стоит двоякая задача: все дальше развивать теоретические исследования и адекватно решать – иногда срочно – практические проблемы. Такое призвание психологии дает основание рассматривать ее как научное исследование поведения и психических процессов, в том числе умственной деятельности, а также как практическое применение приобретенных знаний.