Все новости
ЛАЙФХАКИ
8 Февраля 2020, 20:20

Тренируем память

Механизмы запоминания Что такое «механизм»? Согласно словарю Ожегова – это система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности. Теперь попытаемся сформулировать это определение по отношению к памяти. Память определенным образом устроена, способна к развитию, усовершенствованию. Она может работать лучше или хуже, в зависимости от ряда причин, среди которых не последнее место занимают применяемые механизмы запоминания.

Разумеется, большое значение имеют душевное равновесие, правильное питание, физическая активность. Но чтобы иметь хорошую память, ее нужно тренировать. Суть тренировок не только в том, чтобы постоянно что-то заучивать, но также в том, чтобы искать, находить и применять новые возможности усвоения информации, с помощью которых информация будет усвоена быстрее, чем при заучивании, и с меньшими затратами умственной энергии. Об этом и пойдет речь в дальнейшем.
Итак, механизмы памяти – это система, устройство, определяющие порядок запоминания информации.
ПРОСТЫЕ СЛОВА
Как запомнить список слов?
Есть два пути: выучить наизусть (но это долго, изнурительно) и запомнить без повторения.
Первый путь – это «дело» механической памяти, он отнимает довольно много энергии и времени. Сложность возрастает по мере увеличения объема информации – то есть вызубрить 10-20 слов не так сложно, а вот когда речь идет о сотне и более слов… В этом случае лучше найти более легкие варианты запоминания.
Например, весь список можно связать в один рассказ. Тем самым слова превратятся в одно целое. И так как мы будем помнить наш необычный (чем интереснее и необычнее будет рассказ, тем дольше он сохранится в памяти; чем больше в нем будут задействованы наши эмоции, тем лучше он запомнится) рассказ, то мы будем помнить наши слова, которые в нем задействованы. И чем лучше задействовано в рассказе каждое слово, тем с большей вероятностью мы это слово вспомним при воспроизведении данного списка. Таким образом, каждое слово превращается в звено, а список – в цепь, где самым главным является первое звено, так как оно «тянет» за собой остальные.
Пример. Нам нужно выучить список следующих слов:
Крыша, Вода, Дерево, Огонь, Окно, Карандаш, Яблоко, Брюки, Кружка, Облако, Телевизор, Бык.
Список небольшой, и его можно вызубрить, но лучше составить рассказ. Это куда эффективнее и полезнее (ведь дополнительно «тренируются» фантазия, эмоции и мышление).
В рассказе все предметы (слова) могут быть живыми, говорящими, чем-то занимающимися – то есть может происходить то, чего не бывает в жизни. Именно благодаря необычности мы и запоминаем этот рассказ. Ведь обыденность – один из злейших врагов памяти, и наоборот, необычность – ее (памяти) друг. Если вы вообразили себе то, чего нет в обычной жизни, то вы это лучше запомните. Наша память острее реагирует (и поэтому запоминает лучше) на все из ряда вон выходящее, новое. А вот от ОБЫДЕННОСТИ, от повторений память наша устает, вянет, как растение в засуху. Так что нам нужно поливать это «растение» «живой водой» нового и неизвестного.
Теперь давайте придумаем сюжет с героями в виде приведенных выше слов. У меня получилось вот что:
КРЫША в поисках ВОДЫ подходит к ДЕРЕВУ, которое начинает гореть ОГНЕМ. Из ОКНА, которое было на Дереве, успевает спастись от пожара КАРАНДАШ, живущий в этом Дереве вместе с ЯБЛОКОМ, своим близким другом. Карандаш выбегает, но Яблоко задерживается, тщетно пытаясь надеть новые, не по размеру купленные БРЮКИ. Тогда Карандаш хватает друга за руку, а тот – за Брюки, и они выходят из Окна, а Крыша им дает КРУЖКУ. Карандаш черпает в эту Кружку немного воды из ОБЛАКОВ и тушит Огонь. Затем они заходят через Окно в дом и видят, что единственное, что в нем уцелело, это ТЕЛЕВИЗОР, подаренный когда-то их другом БЫКОМ.
Даже один раз прочитав данный рассказ, вы с высокой степенью вероятности сможете повторить список из двенадцати слов. Но если сразу не получилось, то ничего страшного. Придумайте свой рассказ, более свойственный вашему чувству юмора, – и тогда у вас получится лучше.
Д. Лектор
Читайте нас: