Разумеется, большое значение имеют душевное равновесие, правильное питание, физическая активность. Но чтобы иметь хорошую память, ее нужно тренировать. Суть тренировок не только в том, чтобы постоянно что-то заучивать, но также в том, чтобы искать, находить и применять новые возможности усвоения информации, с помощью которых информация будет усвоена быстрее, чем при заучивании, и с меньшими затратами умственной энергии. Об этом и пойдет речь в дальнейшем.
Итак, механизмы памяти – это система, устройство, определяющие порядок запоминания информации.
Как запомнить список слов?
Есть два пути: выучить наизусть (но это долго, изнурительно) и запомнить без повторения.
Первый путь – это «дело» механической памяти, он отнимает довольно много энергии и времени. Сложность возрастает по мере увеличения объема информации – то есть вызубрить 10-20 слов не так сложно, а вот когда речь идет о сотне и более слов… В этом случае лучше найти более легкие варианты запоминания.
Например, весь список можно связать в один рассказ. Тем самым слова превратятся в одно целое. И так как мы будем помнить наш необычный (чем интереснее и необычнее будет рассказ, тем дольше он сохранится в памяти; чем больше в нем будут задействованы наши эмоции, тем лучше он запомнится) рассказ, то мы будем помнить наши слова, которые в нем задействованы. И чем лучше задействовано в рассказе каждое слово, тем с большей вероятностью мы это слово вспомним при воспроизведении данного списка. Таким образом, каждое слово превращается в звено, а список – в цепь, где самым главным является первое звено, так как оно «тянет» за собой остальные.
Пример. Нам нужно выучить список следующих слов:
Крыша, Вода, Дерево, Огонь, Окно, Карандаш, Яблоко, Брюки, Кружка, Облако, Телевизор, Бык.
Список небольшой, и его можно вызубрить, но лучше составить рассказ. Это куда эффективнее и полезнее (ведь дополнительно «тренируются» фантазия, эмоции и мышление).
В рассказе все предметы (слова) могут быть живыми, говорящими, чем-то занимающимися – то есть может происходить то, чего не бывает в жизни. Именно благодаря необычности мы и запоминаем этот рассказ. Ведь обыденность – один из злейших врагов памяти, и наоборот, необычность – ее (памяти) друг. Если вы вообразили себе то, чего нет в обычной жизни, то вы это лучше запомните. Наша память острее реагирует (и поэтому запоминает лучше) на все из ряда вон выходящее, новое. А вот от ОБЫДЕННОСТИ, от повторений память наша устает, вянет, как растение в засуху. Так что нам нужно поливать это «растение» «живой водой» нового и неизвестного.
Теперь давайте придумаем сюжет с героями в виде приведенных выше слов. У меня получилось вот что:
КРЫША в поисках ВОДЫ подходит к ДЕРЕВУ, которое начинает гореть ОГНЕМ. Из ОКНА, которое было на Дереве, успевает спастись от пожара КАРАНДАШ, живущий в этом Дереве вместе с ЯБЛОКОМ, своим близким другом. Карандаш выбегает, но Яблоко задерживается, тщетно пытаясь надеть новые, не по размеру купленные БРЮКИ. Тогда Карандаш хватает друга за руку, а тот – за Брюки, и они выходят из Окна, а Крыша им дает КРУЖКУ. Карандаш черпает в эту Кружку немного воды из ОБЛАКОВ и тушит Огонь. Затем они заходят через Окно в дом и видят, что единственное, что в нем уцелело, это ТЕЛЕВИЗОР, подаренный когда-то их другом БЫКОМ.
Даже один раз прочитав данный рассказ, вы с высокой степенью вероятности сможете повторить список из двенадцати слов. Но если сразу не получилось, то ничего страшного. Придумайте свой рассказ, более свойственный вашему чувству юмора, – и тогда у вас получится лучше.