Вместе с тем, физиогномика, пожалуй, более древняя наука, чем астрология. Разве на физиономии человека не написан его характер, а значит, и его судьба? «Его по морде видать» – приговариваем мы другой раз про какого-нибудь мордоворота. Или: «На его физиономии написаны все его гнусные пороки». Как на том же портрете Дориана Грея.
Считается, что один из первых трактатов по физиогномике составил Аристотель. Он считал, к примеру, что толстый нос характеризует человека, склонного к проявлению низменных страстей, а тонкий нос – к трусости. Но еще задолго до Аристотеля физиогномика была разработана в Китае. Так, по древним китайским преданиям, по крайней мере, двум простым китайцам по их лицам было предсказано, что они станут китайскими императорами, основателями династий Хань и Сун. Так оно потом и случилось.
Кстати, в своей жизни я не раз убеждался в том, что обладатели толстых носов и впрямь большие любители поесть и выпить. И нередко любвеобильны. Даже гиперсексуальны. Но зачастую добры, порядочны и веселы.
Вот и мы разве не уделяем внимание не только носам в форме картошки, но и квадратным челюстям в виде бульдозера? И считаем, что человек с выдающейся челюстью, да еще с английским прикусом, – волевой, а со скошенным подбородком – безвольный. Курносость, подтянутые скулы или залысины сигналят нам о сексуальной озабоченности. А мужчин с плешью на затылке сразу же определяем в бабники. Прощелина между верхними резцами говорит нам о непостоянстве, пышный рот – о чувственности, а сухие тонкие губы – о холодности. А еще мы смотрим на прижатые или оттопыренные, холодные, горящие, соленые, развесистые уши. И, конечно же, на глаза – зеркала души – властные, опасные, невинные, лживые, наглые, добрые, злые, потерянные… И так до бесконечности…
Физиогномика изучает человеческую мимику как в норме, так и в патологии. В медицине даже есть целая классификация лицевой микромоторики, позволяющая диагностировать ту или иную болезнь. А в такой околонаучной науке, как френология, по строению черепа определяются даже врожденные таланты или пороки.
Френологи считают, что по черепным выступам можно вычислить прирожденного преступника. Мы и в быту другой раз замечаем: «Посмотри, у него и башка-то бандитская». Или: «Какие у него выраженные математические бугры на лбу. Лобачевский, да и только!». А низкий лоб и скошенный затылок разве не указывают нам на врожденное слабоумие?.. Другое дело, что нельзя унижать или осуждать человека только за непривычную форму его черепа или нестандартное выражение лица…
С целью вычисления темперамента и характера обращаем мы внимание и на строение человеческого тела. На его стать. На фигуру.
Существует вполне научная классификация человеческих тел: торакальный атлет с могучим торсом, абдоминальный пикник с солидным животом («Эй, мальчик, посмотри, я одел галоши?») и астеник («Дяденька, достань воробышка»). И за каждым «телом» стоит отвечающий ему характер: пикник – любитель попить пива в компании, а астеник – полежать на диване. В полном одиночестве. Без свидетелей…
Многое могут сказать о человеке и особенности строения его рук. Даже без знания хиромантии. Длинные узкие пальцы – пальцы музыканта. Скрипача. Или карманника. Любой из вас, кто увидит у меня на среднем пальце мозоль, сразу же определит, что я много пишу.
Наш председатель психиатрической ВТЭК П. И. Акопян по мозолям на руках определял степень трудоспособности психически больных. И мы называли это симптомами Акопяна. А я обращал внимание комиссии на бурые пятна на прокуренных пальцах наших больных, что зачастую говорило об их тяжелых душевных страданиях. Если и вы обнаружите у кого-нибудь похожий симптом и скажете, что у него душа не на месте, то наверняка окажетесь провидцем.
Влажные, потные руки говорят о нервном истощении. А сухие и горячие – о перевозбуждении. Холодные – о том, что «руки холодные, зато сердце горячее». А трясущиеся – не иначе, кур воровал. Или указывающие на вегетоневроз. Или на делириум тременс. На белую горячку…
По виду и состоянию ногтей можно ставить диагноз, не будучи даже диагностом. Так, пальцы в виде барабанных палочек наверняка указывают на заболевания легких – бронхоэктазия, абсцесс, туберкулез… Если у вашего ребенка обгрызены ногти, то он, несомненно, невротик, или у него гельминты – острицы в кишечнике, лямблии в печени.
В медицинской психологии существуют классификации не только конституций, телосложений, но и типов нервных систем – темпераментов: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики (по Гиппократу). Типы с преобладанием образного или абстрактного мышления – по Павлову. Экстраверты и интроверты – по Юнгу… И еще множество других, более детализированных классификаций, знание которых позволяет врачам ставить диагноз и прогнозировать течение и исход многих болезней. А психологам – строить прогнозы по профориентациям, профпригодности, предвидеть несчастные случаи и прочие опасности, подстерегающие нас на жизненном пути…
Нельзя, к примеру, человеку, меченному татуировками на основе жженой резины, идти в авиацию. Так как в авиации ему непременно упадет на голову самолет… Нет у науки лишь такой классификации человеческих характеров, какая позволила бы создать и классификацию человеческих судеб. Но над этим пока что еще никто по настоящему не задумывался.
И все же, представим себе какого-нибудь мутанта или клона с феноменальными прогностическими способностями или какой-нибудь совершенно уникальный сканер с компьютерным анализатором и синтезатором, способный сканировать любого из нас по всем этим параметрам (как внешним, так и внутренним). И тогда мы непременно получим новоявленного провидца во плоти или невиданную провидческую машину в металлах, полимерах, сверхпроводниках и жидких кристаллах…
Впрочем, нечто подобное наши далекие предки уже пытались изобрести. И по-своему довольно успешно справились с этой сверхзадачей. Имеются в виду гадальные пластины Таро, в которых якобы зашифрована или закодирована вся первая, древнейшая, совершенномудрая человеческая мудрость.
В быту чаще всего гадают и предсказывают с помощью обычных игральных или необычных гадальных – черных цыганских – карт. Или вышеупомянутых пластин Таро, какие можно по праву назвать зашифрованными иллюстрациями к судьбам всех людей и народов. Набором картинок-кодов к любой людской или народной судьбе. В виде метафор и аллегорий, знаков и символов – этих причудливых ключей к информации, заложенной в любом человеческом подсознании с его коллективной памятью, знанием и опытом предшествующих поколений.
Словом, любые гадатели просто отгадывают или узнают по любым картам, что же знает душа спрашивающего.
И не так уж это сложно – узнать самое «душевное» знание! Тем боле – при наличии обильно выпадающих карт с их намеками и подсказками, дающими гадателю обильную пищу для его фантазий и размышлений. Обостряющими его воображение. Его прогностическое чутье. Интуицию или наитие. Мобилизующими его врожденные прогностические способности.
И то правда, к чему, честно говоря, сводится среднеарифметическая человеческая жизнь? К сущей ерунде. К житейской рутине: рождение и смерть, любовь и ненависть, свадьба и поминки; дом, семья, дети, работа, деньги; доброжелатели и завистники; преступление и наказание; сума и тюрьма; здоровье и болезнь; богадельня, больница, дурдом; молодость и старость; несбыточные мечты и утраченные надежды… Или, наконец, светлое будущее! Хотя бы даже в конце того же пресловутого тоннеля. За гробом… И все это – наша земная юдоль. Наша человеческая жизнь. Доля, судьба, планида. «Всю правду скажу, красавица: что было, что будет, чем сердце твое успокоится»…
И это так. Хотя лучше всего гадание удается гадальщикам, как это я неоднократно подчеркивал, незаурядного ума и большого жизненного опыта. Но и они отвечают на вопросы спрашивающего не однозначно. Скорее многозначно. Иносказательно. А если что – «Бабушка надвое сказала», успокаивают они спрашивающих. «Карты не лгут, ошибается человек» – говорят они строго, перекладывая вину с больной головы на здоровую. «У тебя уши разные. Одно левое, другое – правое» – смеются над доверчивыми простаками и простушками. «Слышал звон, да не знаешь где он».
Но обычно спрашивающие слышат именно то, что хотят слышать, о чем я уже упоминал. А если предсказание не сбылось, ну и черт с ним, с предсказанием, утешаются они. Но если сбылось, то это запомнится на всю оставшуюся жизнь. Как чудо, чуднее какого и не бывает.
Более того, гадающий зачастую даже не гадает, а просто внушает. В лучшем случае – то, что хочет услышать человек! Тем более что при гадании спрашивающий находится в глубоком трансе, когда открываются подвалы и подземелья его темного подсознания. И спрашивающему про дорогу во тьме достаточно всучить хоть какой-никакой подорожный светильник. Пусть даже в виде света в конце того же тоннеля. Как предостерегал поэт:
Ярче Солнца светят факелы,
Кстати, чтобы усилить внушаемость спрашивающего, салоны респектабельных гадальщиков или ворожей обставлены подобающим образом, типа тех же тоннелей-подземелий: черепами предков, мощами святых угодников, магическими кристаллами, медными курильницами, сальными свечами… Поражают таинственным полумраком, колеблющимися тенями, возбуждающими воображение, обостряющими чувства, повышающими внушаемость, лишающими офонаревшего от всего этого пещерного интерьера клиента всяческого критического отношения к происходящему.
Однако подобный интерьер рассчитан на самых примитивных клиентов. На доверчивых простаков и простушек. На придурков. И говорит о неуверенности самих гадателей или ворожей в своих умственных способностях.
Вполне естественно, что большинство людей хотят знать о своем будущем немного больше. Но есть и такие, кто не хотят, не желают и даже боятся заглядывать в будущее. Не хотят знать правды. И если гадают, то настроены на обман. На ложь во благо! Особенно те, кто заклинают гадателя: «Только не жалей меня! Скажи мне всю правду!».
Зачем же люди гадают? Ведь, в принципе, у каждого из них есть свой план жизни и свое видение судьбы. И у каждого есть своя причина жить – как врожденная, так и приобретенная жажда или воля к жизни. Хотя бы ради глотка воды, куска хлеба или последнего вздоха. Не говоря уже о прощальном поцелуе. А в тяжелой, казалось бы, безвыходной ситуации – ради одной только надежды! Какую и дает им порою простое гадание. Или непростое психотерапевтическое прогнозирование. Так что и гадалки, и психологи или психотерапевты, которые торгуют гаданиями, торгуют прежде всего теми же надеждами. И не так уж это сложно – гадать. Прорицать, предсказывать будущее. Так как давно известно: «Что будет, то уже было!».
Известно также, что все мы ждем и жаждем чудес. Нам скучен мир, в котором все объяснено и разложено по полочкам…
И все бы ничего, если бы чудеса, каких мы ждем и жаждем, не выдавались нам за чистую монету. За голую правду! За истину в последней инстанции. Надеясь на нашу доверчивость. Тем более что в жизни доверчивых людей значительно больше, чем недоверчивых. И вот нам, жаждущим чудес, простым, доверчивым, полоротым простакам и простушкам, «гонят порожняк». Втирают очки и «толкают в рот медведя» в виде снежного человека или летающих тарелок. Или гениев провидения вроде ветхого Нострадамуса или новомодной Ванги, а потом и гениев финансовых пирамид типа Мавроди. Или навязывают загробную жизнь в обмен на земную. «Земной миг за небесную вечность». Со светопреставлением в конце тоннеля. И всего-то за эти жалкие, презренные «бабки»…
Разумеется, можно и даже нужно верить в чудеса. Мечтать и надеяться. Но не стоит особо заблуждаться на этот счет. Ибо «от заблуждения разума ждать радостей не приходится» (А. И. Китайгородский). И я бы никому не пожелал в жизни, особенно в ее конце, пережить разочарование, самое тяжелое из всех человеческих переживаний переживание, с констатацией плачевного факта: каким же был по жизни круглым дураком! Квадратным идиотом! Или даже кубическим лохом! Какую дурацкую, идиотскую жизнь я прожил! Как ловко они обвели меня вокруг пальца, наставили мне козьи рога и натянули большой длинный нос…