Все новости
ЛАЙФХАКИ
7 Февраля 2019, 12:18

Проверенные схемы или осознанность?

Мария ЛАРКИНА В той или иной степени мы все являемся заложниками потребления. У всех зависимость проявляется по-разному – кто-то каждый год приобретает телефоны с улучшенными функциями, кто-то пользуется советами коучей – и убирает из жизни неуспешных (но кода-то близких ) людей. Надо выкручиваться, покупать детям то, что есть у всех, чтобы они не чувствовали себя хуже других, надо записывать чад на престижные дорогие курсы, справлять дни рождения в батутных парках, обязательно с дорогущим тортом… Книга теперь не лучший подарок, и воспринимается как экономия денег. Гости задаются вопросом: что подарить? Потому, что у детей, как правило, уже есть много чего…

Два пути
Есть два примера существования – осознанный и неосознанный. Неосознанный, это когда мы делаем так, как привыкли и не задумываемся о последствиях. «Все же сейчас в планшетах “сидят”» или «И что это с моим ребенком-подростком? Совсем ненормальным стал, надо его к психологу отправить» – то есть мы находим оправдание каким-то вещам и явлениям, но не хотим понять и разобраться, а почему собственно ребенку так нужен этот планшет?
Ответ обычно очевиден: никто с ребенком не занимается, потому он там и «сидит». И дело тут не в моде на планшеты. Отправить к психологу, – но не разобраться, а что же происходит у тебя в семье, почему вдруг подросток стал неуправляем, – еще одна тупиковая ситуация. Не ты ли, как родитель, являешься источником его бед – не понимаешь, не разговариваешь.
Осознанное существование предполагает глубокий самоанализ. Для этого необходимо взять на себя ответственность, критично отнестись к себе. Меня очень забавляют школьные чаты, где некоторые матери любят критиковать учителей. «И зачем моему ребенку дополнительный платный курс русского?» – задает вопрос мама, которая при написании сообщений делает ошибки в каждом предложении. Она стремится доказать всем, что учитель хочет нажиться на платном курсе русского… Что ж. Мне тридцать четыре года, и среди моих ровесников полным-полно людей, которые ничего не читают, и, наверное, читали в последний раз разве что «Войну и мир» в кратком изложении. Не секрет, что такое положение дел говорит о тотальной деградации.
Учеными доказано, что для здорового функционирования мозга – этот самый мозг должен беспрерывно трудиться. Тут же возникает вопрос: а когда же отдыхать? Отдыхать можно и с пользой для ума. Почему бы не послушать аудиокнигу, если уж так лень держать книгу в руках? Почему бы вместо американского боевика не ознакомиться с новинками авторского кино? Не хотите идти в театр? Посмотрите постановку в Ютубе.
Смысл предназначения
Деньги – это хорошо. И тот, кто не может их зарабатывать, не может быть уважаем. В такие жесткие рамки загоняет нас современная жизнь. Трудно поспорить с этой мыслью. Вот только деньги не могут быть возведены на пьедестал человеческого счастья. В мире за последние годы появилось много профессий, которые позволяют зарабатывать большие деньги, однако некоторые из этих профессий лишены смысла. Что делает менеджер для общества? Конечно, если хорошенько покопаться, провести глубочайший анализ, то и тут можно найти что-то полезное. Но эта профессия никогда не будет стоять рядом с профессией врача или учителя.
Одна из главных потребностей человека – понять свое предназначение. Кто я? Что я умею делать лучше других? Какую пользу я приношу? Иными словами деятельность человека обязательно должна иметь смысл.
Почему наши дети делают скворечники для птиц? Почему мы хотим, чтобы они помогали старикам, инвалидам, почему рассказываем им про Великую Отечественную войну и ее жертвах? Потому что бескорыстие, сопереживание спасают душу. Человек чувствует себя полноценным, живым, хорошим только в добром взаимодействии с миром. Мир дает отдачу в виде посылов – ты сделал нечто такое, отчего другим стало лучше.
На безрыбье и рак рыба
Я наблюдаю за своей дочерью-подростком и сердце кровью обливается, когда я понимаю, что не могу убедить ее в необходимости чтения. Могу только заставить читать.
Вторая проблема – глупые ролики в Ютубах. Приходится постоянно читать домашние лекции о том, для чего снимают такие ролики, объяснять детям, что Егор Крид и Бузова – это не настоящая, а фальшивая музыка. Затем я вспоминаю свое поколение, выросшее на песнях «Руки вверх» и пожимаю плечами. А мы, дети 90-х, такими не были?
В последнее время все сложнее вести разговоры о политике в компании друзей. И не потому, что собеседники малосведущи, а просто потому, что у всех у нас имеются существенные провалы в знании истории. Как будто мы живем в сегодняшнем времени, не учитывая хронологии, исторических связей, логики. Нет аргументов в спорах, нет четкого понимания перспектив. Что в перспективе у наших детей – не представляю.
Веселье за деньги
В классе у моей дочери скоро выпускной – прощание с начальной школой. Родители заняты сейчас организацией праздника. Все девочки должны быть в одинаковых юбках (на пошив потратили 500 рублей). Лагерь, где справляется выпускной, обойдется родителям в 2 тысячи рублей, на подарки и проч. потратим еще несколько тысяч. Мы вложим немалые деньги в оболочку, в который раз продемонстрируем нашим детям, что веселье покупается за деньги, будем все участвовать в шоу… А дальше?
А дальше будут свадьбы с мальчишниками и девичниками, будут дорогие фотосессии у лучших фотографов, пышные торжества с тамадами, молниеносные разводы, дележка имущества. Мы почему-то не способны уже взять ответственность за хороший выпускной в свои руки – сами организовать программу, не тратя кучу денег на развлечения.
Думающий человек – ипохондрик
Впрочем, психологи считают, что излишняя рефлексия – ведет к ипохондрии. Нормальный ли ты человек, если постоянно пытаешься все анализировать? Куда заведут тебя глубокомысленные убеждения и выводы? Не проще ли воспользоваться проверенной схемой? «Все же “сидят” в планшетах…»
Однако такой подход – путь в никуда. Если не умеют размышлять родители, то как научатся размышлять дети? Нам потоком предлагается куча услуг, рекламируются ненужные товары, и мы становимся заложниками информации, из которой уже сложно понять, где качество, а где ерунда.
Недавно посетили с детьми контактный зоопарк. Я видела, как детишки радовались тому, что зверюшек можно покормить, погладить. И в то же время я представляла, что эти самые зверюшки страдают и мучаются в клетках и загонах, а мы, словно варвары, приходим поучаствовать в этом недоразумении. Так что же делать? Поговорить с детьми о том, что зверюшки мучаются? Обесценить их радость, указать на то, что мы, взрослые, сначала привели их туда, а потом повесили им чувство вины? Вопрос остается открытым. Он сравним с вопросом о том, говорить ли ребенку о том, что Деда Мороза не существует. С одной стороны, если не расскажет родитель, то обязательно засмеют сверстники, скажут, что дурачок. С другой – озвучить то, что Дед Мороз – выдумка, означает закрыть еще одну дверь в детство: ты дурачок, мы тебя обманывали.
Конечно, главное – чтобы ребенок знал, что его любят. Без любви нет настоящей жизни, нет истинной радости и подлинного счастья. Но любить ребенка означает не только испытывать нежные чувства, но и помогать ему «встроиться» в социальную систему.
Да, жизнь думающего человека будет полна тревог. Сможет ли он стать бизнесменом? Ведь для этого ему придется рисковать – здоровьем, финансами, временем. Думающий человек более склонен к тревогам, так как прогнозирует. Сможет ли он полноценно отдыхать и расслабляться, не думая о завтрашнем дне, лежа под пальмой где-нибудь на Мальдивах? Возможно и нет. Скорее, он даже лежа под пальмой будет переживать за героев читаемой им в книги…
А кто достойные герои?
В Интернете можно наткнуться даже на посты и статьи, где о ВОв пишут неправдоподобные вещи, сводят на нет героизм наших предков. Делается это специально или по глупости, не знаю. Меня страшит другое: что такие посты и статьи попадутся на глаза нашим детям и они примут информацию за чистую монету.
Помнится, многие из нас были в шоке от статьи Андрея Бильжо, в которой он, рассуждая о подвиге Зои Космодемьянской, сказал, что она была психически ненормальна. Кто герои наших детей? Шурыгина – девочка из шоу, которая стала такой популярной после скандала? Мало кто захочет проанализировать, почему она вообще попала в такую ситуацию… Если бы наша молодежь это понимала, то не было бы столько лайков у видео с ее участием.
Мы прославляем ТАКИХ героев, при этом показывая в неприглядном виде Владимира Высоцкого в фильме «Спасибо, что живой», мы демонстрируем Владимира Красное Солнышко как слабака в фильме «Викинг», делаем из царя Николая II посмешище в кинокартине «Матильда».
Выбор всегда за нами – хотим ли мы существовать осознанно или нам достаточно схемы, стереотипа, рекламы. Хотим ли мы, чтобы наши дети сами принимали решение или не против того, чтобы за них это делали другие?
Любой здоровый человек все-таки отслеживает свои мотивы и действия. Мы устаем на работе, устаем от информации, но наверняка каждому из нас хочется, чтобы жизнь наша и мы сами были полноценными. А полноценность – это единство. Единство духовного и материального.