Новый центр Астаны
Астана похожа на лего-сити. Дома однотипно разноцветные, но как из конструктора. Иногда встречаются дома-флешки. Иногда с изюминкой в виде «китайской пагоды на крыше». Или еще какие загогулины. И бесконечные арт-объекты...
Изучали новый Центр развития искусственного интеллекта (вот этот вот шарик) и его окрестности, стелу в честь 25-летия Казахстана и театр казахской драмы и комедии. Арт-объекты и детские площадки непременная деталь лего-пейзажа Астаны.
Читаем всякие вывески интуитивно понятные башкортостанскому пришельцу. Жабык – закрыто. Китап – книги. Токта – стоп.
Театр «Астана Балет» имеет академическую форму с колоннадой.
Фигурные кусты и неизвестные ягоды, которые привлекают внимание, но не опознаны.
А внутри торгового центра есть карусель, за полосой с киберспортом)) Ещё там каток есть, но не сфотографировала, потому что он был пустой.
Метро наземное таки строится, видела рабочих на эстакаде, и даже потом подвижной состав, и законченную снаружи станцию.
Монумент Байтерек – арт-объект высотой 97 метров, есть смотровая площадка, но очередь здоровая. Не стали ждать.
Полюбовались сорокой. Здесь они заменяют ворон, очень много сорок. Полюбовались киберпанковыми львами.
Попали под моментальный дождь. И домой на такси. Но папа с дочей вечером пошли в Ботанический сад, совсем юный сад с деревьями-прутиками и фонтаном «светящейся чашей Грааля».
Старая часть Астаны
На следующие выходные дни гуляли по старой части Астаны. Понимали, насколько юный город. И даже это можно сделать достоинством – настолько очаровательно оформлено. Много деталей – ландшафтный дизайн, декор зданий и муралы на них, решетки, скамейки, фонтаны, скульптуры.
Старая часть здесь – значит, где-то всего 20–50 лет назад построено, а не 2 года, как в лего-сити.
Продолжаем осваивать: казахский язык – вот выучили «балмуздак\ мороженое», и мировые реалии – не только бюст Ленина, но и эмалированный бидон – это антиквариат...
Поняли, что у сайгаков выпученные глаза благодаря памятнику. Обнаружили не только лего-дома, но и более привычные формы домов, правда, с более резным декором, чем у нас. Замечательный способ ландшафтного дизайна – клумба из цветов вокруг ствола каждого молодого деревца.
Забрели в художественный салон: казахская резьба по кости и сувениры. Приобрели шелковые шарфики с приваляными цветами в подарок бабушкам и вышитую сумочку. Намерилась национальных головных уборов. Но дочь отговорила.
Ещё шахматный сквер и привлек внимание флюгер на солнечных батареях. При здешнем климате тут и солнечные и ветряные электростанции можно ставить. Всегда ветра и бешеное солнце.
На рынке приобрели много неожиданного: включая разливной шубат (это напиток из верблюжьего молока), запеченную конину и в китайском магазине печеные каштаны в вакуумной упаковке (наконец я познаю вкус Монмартра и осени в Париже, о котором столько читала, оказалось, что-то среднее между печеной картошкой и арахисом).
Кстати, замечу, что еда в Казахстане великолепная, очень свежее мясо, очень вкусная выпечка – мука вся твердых сортов, поэтому полное ощущение вкусов Средиземного моря. Фрукты и ягоды очень разнообразны, многое привозят из Узбекистана, поскольку он недалеко, а бензин в Казахстане на треть дешевле, чем у нас, ценники приятно удивляют и радуют. День прошел очень насыщенно, во всех смыслах.
Пешеходная улица типа «Арбат» ведет к набережной реки Ишим. Решили пройтись поглазеть на творчество и умельцев. Умельцы были разных уровней и категорий – от ручного труда до сложного, вполне промышленного, типа гальванопластики и горячей эмали. Купили сувениров – кожаную брошку Нюшу из «Смешариков» и серьги «made in Karaganda» – крылья из серебра с горячей эмалью и жемчугом: там, на стенде, были удивительно красивые дизайнерские разработки, карагандинским ювелирам моё восхищение. Местное производство такого художественного уровня нуждается в поощрении.
Набережная Ишима. Так и хотелось спеть «у чистых с лебедем прудов...» – потому что славные лодочки-лебеди для катания стоят у причала. Река неожиданно немаленькая и красивая. Стоит конный памятник Кенесары хану (местный вариант нашего башкирского Салавата Юлаева). И гулять вдоль Ишима было очаровательно, и мосты, все три, очень красивые... Пешеходный мост в виде условного осетра и с памятником «Каспийскому осетру». Прошлись по нему, с одной стороны был виден вантовый мост с тросами веером, с другой обычный – автомобильные оба.
Центральный парк в Астане просторный. В честь воскресенья много детишек. И красивые водопады-фонтаны. И опять мне нравится, что вокруг деревьев в приствольный квадрат посадили цветы.
На набережной играли на национальных инструментах молодые совсем парнишки. Электродумбыра против обычных рулит. А кахон добавляет четкости. И ребята универсалы – менялись инструментами. А дуэт акустик было почти не слышно, поэтому и на видео записывать их не стала. «Потомки» Кенесары хана играют музыку, прошедшую века, на свеженькой набережной Ишима, блистающей золоченостями решёток.
В Астане самый далекий от морей океанариум в мире. И мы решили его посетить, специально смотрели трафик, вроде в понедельник самая низкая посещаемость. Но народу было – тьма. И впечатлений тоже тьма. Акулы носятся так, что завораживают своей стремительностью, не успеваешь за ними, но гигантская черепаха их не боится. Да, даже маленькие черепахи ничего не боятся – гордо восседают на спине крокодила. Скат элегантнейшее существо. Тропические яркие рыбки явно мои фавориты в мире цветовых трендов. «Гуппи... и сомик есть», – обрадовался муж, в детстве он держал рыбок. А я взирала на псевдо-ацтекские элементы на стенах, ну и декорация кораблекрушения.
Полярные моря были представлены просто макетом с муляжами, но фигурки-пингвинчики милые, все маленькие детки обнимали пингвиненка с мамой.
Какой океан без Посейдона – скульптура Владыки морей и пасть акулы любимые объекты для фотографирования. Океанариум – возможность бесконечных восторгов для детей. Бассейн из шариков, водяной желоб и большой бассейн в отдельной мокрой зоне. Туда мы не пошли. Просто устали.
Прошлись еще раз по пустынному в честь будней парку и «Арбату», и разглядели аллею музыкальный фонарей – условные фигуры изогнутых столбов держат в руках различные инструменты. Аллея началась с четверки «Битлз» и вывела к зданию филармонии.
Вечерняя прогулка. Оказывается, вечером шар «искусственного интеллекта» все время покрывается разными узорами и надписями.
Ботанический сад в вечернее время со светящейся «чашей Грааля» умиротворяет, и догорает закат за «Астана-ареной». Прекрасный ещё один пешеходный мост через реку. Вечерние огни в воде дрожат, все домищи – лего-сити в подсветке.
И ночная музыка живая от замечательного саксофониста на этом мосту.
А по бокам от него обнаруживаем еще два мостика. Успокоенные, перевыполнившие норматив шагов, идем спать. А наутро сборы в дорогу.
Попрощались с душой Казахстана, под крылом самолета степь сменилась облаками, а потом лесами. И здравствуй, прекрасное на закате, старое здание аэропорта Кольцово. И закат пылает в стекла нового аэропорта Екатеринбурга, и мы близимся к дому, еще пара часов и Уфа...
Что оттуда я привезла: немного тряпочек и украшений, много мыслей и впечатлений, полный блокнотик стихов. Пытаюсь сравнить и понять свои мысли, вспомнила цитату из другого поэта.
«Хороший город, он как сон», А. Хусаинов.
Самара – ошеломляет.
Саратов – обескураживает.
Пенза – совпадает с ощущением города из русской классики.
Астана – золотая стрела, устремленная в будущее, так и тянет там побывать лет через десять или пять, посмотреть – как запустят метро, как подрастут деревья в новых кварталах. Очень тянет в будущее туда, куда она устремлена, где она разовьется и интересно как, как заработает Центр исследования искусственного интеллекта, возродят ли популяцию осетра в Ишиме. Почему-то не хочется скепсиса, а хочется верить, что приеду туда через лет десять и увижу всё это.