Все новости
ВОЯЖ
6 Октября 2022, 14:00

Зачарованный град Хвалынск. Часть вторая

Путешествие вдоль Волги…

По дороге из Саратова на Хвалынск, после Балакова, на горизонте марево невероятной сини. Далекая Волга. Невероятная синь и в небольшой речке колышется тоже. Вечером на турбазе "Солнечная поляна" разговор с соседкой из Пензы о художнике Петрове-Водкине, уроженце здешних мест. Разговор был такой аморфный, что восстановить в памяти не удастся, кроме одной моей фразы: "А вы когда ехали сюда, не обратили внимание на ультра-синюю полоску вдоль горизонта. Я когда увидела, сразу подумала вот откуда Петров-Водкин взял свой синий цвет. Художники, они отражают мир и помогают его увидеть". Показала ей эти фото с синей полосой. Она удивилась и обещала посмотреть на горизонт. В общем, расширяйте горизонт сознания.

Кстати, из Пензы до Хвалынска всего 90 километров. Надо было три часа электричкой из Самары дотуда, а не ночь на поезде до Саратова и оттуда пять с половиной часов на маршрутке по такой июльской жаре. Но кто ж знал. Опыт дело наживное.

Когда фестиваль «Радуга 2022» закончился, я очень захотела пожить в самом городе Хвалынске и спрашивала – как снять там комнату и где? Вопрос остался без ответа. Но добрая душа Лиза предложила мне остановиться у нее. И поверьте, люди зачастую интереснее зданий. А уж как удивительны женщины русских селений – к необыкновенным бирюзовым глазам Лизы, которые я углядела на речной прогулке, а ещё раньше их один художник углядел и нарисовал её портрет, при близком знакомстве добавился деятельный интеллект и три высших образования. И увлекательные рассказы о волонтерстве – Лиза была как волонтер на Байкале и в Петербурге. И трогательные и вдохновляющие беседы о непростой женской судьбе и материнстве. У Лизы взрослый сын-аспирант и чудесная дочь, чуть младше моей, и мы как мамы нашли темы для разговоров. Много доверительного и поддерживающего сказали друг другу. Это просто фантастика какая-то была. Хочу еще раз поблагодарить свою хозяйку за прекрасные ужины и возможность самостоятельно завтракать, во всех провинциальных маленьких городах традиционно плохой общепит и нормально поесть проблема. Малые города не областные миллионники, где можно найти пятизвездочные отзывы о кафе, и они точно будут «реально вкуснейшие манты» в Самаре, недалеко от речного вокзала. Или «мясные рёбрышки» Саратова, как писала в своих путевых заметках моя коллега Луновская. Но в райцентрах России всё ещё сложно с вкусной едой для туристов. Эх, когда уж и у нас разовьется гастрономический туризм.

Ещё Лиза была самым замечательным гидом – столько мне показала и объяснила, откуда что взялось и на какие гранты было построено, обновлено, восстановлено. Никакой Гугл и Яндекс не сможет так объяснить пространство, в котором обитают неравнодушные к красоте люди.

В Хвалынске сразу обратила внимание на красивый собор. В чудесном розарии перед собором стоят макеты церквей, которые когда-то были в этом городе. Дивная мысль, а то мы в Уфе только по открыткам Прокудина-Горского о многих зданиях знаем.

Когда моя хозяйка на работе, я брожу по городу одна. Гуляю по Хвалынску так – либо на пляж двигаюсь, либо с пляжа. Пляж «Кучугуры» восхитительно оформлен – в какой-то стильной художественной концепции – спасательная вышка, название, площадка с кабинкой для переодевания и шезлонгами, даже мусорные баки задекорированы. Вот она, сила малых форм архитектуры. Море Хвалынское хлорофиллово-изумрудно-зелёное из-за цветения микроскопической водоросли. Вода теплая как кисель. В общем, здесь отличный оборудованный пляж, вода теплая-претеплая. Спуск в воду пологий, дно песчаное. Я первого августа два раза купалась – утром и вечером. Волга необыкновенная, просто я в июле-начале августа никогда в Волге не купалась. Вечно июнь, или конец мая, или последние числа августа, когда вода весьма бодряща бывает. Мне сообщили, что я посвежела на лицо, ну еще бы, уже две недели полощусь в живительной воде. Да ещё в ледяной святой источник в заповеднике по три раза окуналась.

Вдоль Волги длинная дамба, километра четыре, и она выше уровня улиц. Дамба предотвращает затопление исторической части Хвалынска и по ней здорово гулять. Много очень красивых домов, палаты каменные встречаются аж 1814 года… Есть, конечно, и заброшенные, но, надеюсь, их спасут. Лиза показывала мне из окна такси дома, которые они покрасили благодаря «Том-Сойер фесту». Это очень крутое мероприятие, жаль в Уфе я про него не слышала, а то бы поучаствовала.

А так брожу по жаре, любуюсь колючими каштанами и зреющими абрикосами которых просто тьма на уличных деревьях. Днём ходила по городу, смотрела на домики и облизывалась на абрикосы, растущие вдоль улиц. Ещё обнаружила совершенно мне неизвестное растение, весьма южного вида – с листьями как у пальмы и странными бархатными красными гроздочками соцветий-соплодиков. Такие южное настроение. Как в любом живом и действующем районном центре, в Хвалынске – новое и старое вперемешку. Жаль только что сувенирная лавка и выставочный зал в скучной типовой двухэтажке, когда рядом такие прекрасные нарядные домики и в некоторых из них магазины.

Придумала шикарную фразу «Хвалынское время застыло в музее Петрова-Водкина, здесь живописные срезы разных эпох».

А Галина Перекальская меня мягко поправляет: «В картинной галерее имени Петрова-Водкина, а музей в деревянном доме, Галя». Задумчиво бормочу себе – музей меня будет ждать до следующего раза, ибо сил до него дойти по жаре не хватило. Музей поправляю на Галерея. Первоначально Петров-Водкин учился иконописи. А ещё он книжки писал. Удивительный и многогранный человек. А галерея проводит Хвалынские пленэры, на входе коллаж участников. А внутри, в цокольном этаже, картины с них. А еще там есть предметы быта – кресло "топоры" и другое прекрасное и удивительное – двери, скатерть филейная, зеркала, арка фигурная и прочие красоты минувших времен... И много красных коней с какого-то перформанса. И чудная «Песнь песней» в скульптуре... Всего не перескажешь и даже не перефотографируешь, только в глубинах сознания оседают впечатления новым культурным слоем.

Беседка Хармса и качели со мной на фото во дворе краеведческого музея в доме Радищева, который внук того самого Радищева, который "Путешествие из Петербурга в Москву" написал. Кстати, Хармс тоже здесь бывал. Беседовала с директором музея и моим добровольным гидом Лизой, качалась на качелях, смотрела в небо и на арт-объект «Беседка Хармса», тут тоже, как в Самаре – у музея двор-продолжение и перетекание музея в современность.

У меня в путешествиях появляются новые друзья – и среди них канадский сфинкс Сеня. На третий день он удивил хозяек, пришел ко мне на колени и мурлыкал. А так-то он пугливый, главный сторож самого верхнего дома на горе, с которой видно весь Хвалынск, всего-то 14 тысяч жителей вместе с районом. Но какой богатый на старинную русскую архитектуру, ряды домов, один другого краше. Эта ненарушенная (почти не нарушенная) ансамблевость канувшей столетие назад эпохи заслуживает охранной грамоты от всех эстетов и историков России. И все это на фоне широченной Волги, у которой здесь другого края не видать.

В ожидании такси до Саратова сфотографировала рассвет – последнее очень раннее утро моего первого пребывания в Хвалынске. Звучит несколько астрономически. Поэтому можно прочесть и так: последствие моего первого пребывания в Хвалынске. А они таковы, что я очень хочу когда-нибудь вернуться к этим водам, берегам, зданиям, картинам, лесам, улицам и главное к уникальным потрясающим людям. Столько души они вкладывают в жизнь своего города и в свою жизнь. Столько радости и красоты они приносят нам, путешественникам, тем, кто соприкасается хоть ненадолго и с фестивалем, и просто с этим заколдованным городом с его музеями и арт-объектами.

Фото автора

Автор:Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: