Все новости
ВОЯЖ
1 Сентября 2022, 15:00

Дневник арктического сюрреалиста. Часть восьмая

31 августа Проснулся в 4-50. Прослушал ранее сделанные музыкальные фрагменты. Начал писать сцену из рок-оперы, где корабль затирает льдами. К завтраку написал полторы минуты. Уже хорошо, вхожу в рабочий режим.

До конца плавания осталось меньше месяца. Здесь это кажется совсем скоро, учитывая, что недели пролетают одна за другой незаметно. До обеда писал. Но уже началось движение людей, и мысль постоянно сбивается. Думаю, что надо доделать пару фрагментов до логического завершения, чтобы они вошли в альбом. Боярский хочет прикрепить его к новому тому о Земле Франца-Иосифа.

Днем корабль снялся с якоря, и мы двинулись в сторону о. Колчака, на котором должны установить памятник.

Ребята весь рейс занимаются изготовлением постамента. Никита очень важный, это его идея. Роман сделал памятную табличку с именами участников установки. На корабле нашли латунную табличку и зубным бором, в кабинете доктора, два дня то Рома, то Никита бурили текст. Вышло хорошо.

Вечером сказали, что высаживаемся в 23-30, поэтому после ужина мы затащили памятник в вертолет. Но через полчаса пришло указание вытаскивать, так как на Колчака будем высаживаться утром. Ночью был вылет на о. Русский, где томчане сняли сломанную автоматическую станцию. Но я этого уже не слышал, так как спал сладким полярным сном. Так закончилось мое лето 2009 года, о чем я совершенно не жалею, а только рад уникальной возможности побывать в трех морях и в Северном Ледовитом океане. Это первый океан, в котором я был. И даст Бог, не последний раз.

 

1 сентября

Проснулся в 7-07, загадал желание. К завтраку вышел в бодром духе, полон сил и энергии для предстоящей высадки. Сразу после завтрака начали собираться. Команда небольшая, 17 человек. Почему-то не было девушек, кроме работниц Гидромета. Капитан, «сафаристы» и МАКЭ. Полетели. Остров невелик: 20 км в длину и 5 км в ширину. Но всего его не видно – туман. Хотя это кажется туманом только издалека, а на самом деле это мелкий снег, который жжет лицо. Первая попытка приземлиться была неудачной – слишком мягкая почва. И, помаявшись несколько минут, полетели к другому мысу, там почва каменистая. Пилоты высокого класса, приземляются совсем близко к берегу очень точно.

Оперативно выгрузились. Установили. Работников было достаточно, и я в основном фотографировал. Недалеко оказалась сломанная деревянная конструкция. Непонятно кем сделана. Колчак был на этом острове, ставил навигационные вышки. Это либо одна из них, либо уже советских полярников.

В 1937 году коммунисты переименовали о. Колчак в о. Расторгуева, а в 2005 году остров переименован снова. Теперь он называется о. Колчака[1].

Я наковырял там несколько гвоздиков, один из них кованый. Значит, достаточно старый. Захватил деревяшку и камней. Тем временем Никита разложил на камнях у барельефа картины, книги и фуражку Колчака. Сделал фотки. Это было так трогательно... Побыв там всего 35 минут, успев еще и сфотографироваться, мы свернулись и полетели обратно. Вскоре после нашего прибытия зашел Боярский и забрал для музея мой кованый гвоздик. А я так хотел привезти его домой! Ладно, это мое участие в музейной жизни, почти археология.

Сейчас 15-30. Дописываю эти строки и несу на отправку моей Наталье. Привет, родная! Не скучай, я уже скоро буду! Всего лишь 25 дней…

 

3 сентября

Утром, проснувшись, я увидел солнце, такое долгожданное солнце! Открыл окна, каюту заполнил теплый воздух. Мы около материка. За 80-й широтой. Это «юг».

Весь день шли в разливе Енисея. Невероятно красивые места. Светило солнце, вдалеке – земля и могучие облака. Это та река, о которой поют тувинцы. Река, которая питает многие города. Она же несет продукты переработки и отходы человеческой жизнедеятельности. Именно здесь Енисей выходит в Карское море. Сначала вода была по составу такой же, как в море. Эта невероятная смесь всех драгоценных металлов. Густая, плотная вода переливается благородными цветами. Затем она становится коричневой, непрозрачной и рябит мелкой волной. Речная вода, имеющая своеобразный запах. Даже повеяло нашей рекой Белой. Желтоватые берега, невысокие холмы. День выдался прекрасный.

По пути я увидел несколько триангулярных знаков. На берегу много плавника. После полдника начали снимать сцену, где я вывожу Арктику (Кулагину) на прогулку по палубе. Отсняли забавный эпизод и разошлись на ужин. После ужина, обсудив детали нового поворота сценария, в котором я узрел явное присутствие Кулагиной – она довела историю девочки до финальной точки, а историю двух мужчин, которые весь фильм тужились и разруливали ситуацию, оставила как открытый финал, сказал Володе, что надо довести и наши истории до конца.

После ужина я, лежа на столе у доктора, играл мертвого человека. Сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми. Оказалось, что держать веки без движения – сложная штука! Снявшись в этом эпизоде, я пришел в свою каюту. Здесь уже собрались Борис Михалыч и Роман. Мы под пиво просмотрели фильм «Хозяин Морей». Сейчас 0 часов 25 минут, и я собираюсь спать, так как завтра в 6-30 нам с Ромой нужно караулить вертолет. Он должен отвезти нас на станцию Сопочная Карга. Дай бог, чтобы все получилось. Споки ночи.

4 сентября

В 6-30 утра с Романом стоим у вертолетной площадки. И вот мы летим на станцию Сопочная Карга. Вертолет забит продуктами питания. В кабине нас всего двое. Прилетели, помогли разгрузить. Томчане стали устанавливать свою станцию передачи измерений. Я пошел бродить по берегу, Роман – снимать. Погода за ночь испортилась. Дул сильный ветер, на реке волны. Но все равно походить ногами по земле в радость. Дошли до полярки. Разговорились с обитателями. Они рассказали о волчице с волчонком, которые живут неподалеку и приходит к ним поесть собачьей каши. После мы пошли дальше, к холму.

Несмотря на пасмурную погоду, мои ноги и глаза радовались забытым ощущениям. Мягкая земля, трава, мох, ромашки, мелкая северная береза.

Потом все побродили по свалке, которая, к сожалению, и здесь достаточно обширна. Все те же трактора, вездеходы, дизельные двигатели и детали к ним.

Увидели кладбище. Старое. Кресты подгнившие, гробы почти на земле, так как в вечной мерзлоте не закопать их глубоко. Двинулись дальше, поднялись на холм, увидели развалившиеся здания и вышки. Искали ненецкий чум, о котором рассказали полярники, но его не было видно. Только вдалеке, при увеличении на фотоаппарате, я смог разглядеть, что две точки, которые мы приняли за бочки, оказались людьми. Решили не ходить дальше, и, спустившись на берег, побрели вдоль воды. Весь берег усыпан бревнами плавника разного размера. Даже встретил огромный ствол, метров 10 в длину и несколько обхватов в ширину. По дороге я нашел кусочки янтаря, и все, опустив голову, шли в поисках этой древней смолы.

Вдобавок к ветру начался дождь. Пока дошли до станции, внешний слой куртки пропитался влагой. Зашли в помещении станции. Погрелись и через некоторое время поступила команда на загрузку в вертолет. Перед этим мы попросили начальника рейса, оставшегося на станции, при возможности привезти рыбы. К ним ехал рыбак, вез на продажу для команды.

Вернулись на пароход к обеду. Я поспал. Разбудил Витя, который принес пакет с РЫБОЙ! Мы ее тут же разделали и попробовали. Рыба с Енисея. Соленая… Вечером под пиво мы распробовали пару рыбешек. Остальные 4 штуки повесили вялиться в коморке недалеко от лаборатории.

Вечером пошли в сторону Диксона. Завтра будет связь, буду звонить своим. Должна быть высадка в порт. Уже несколько раз день сменяется ночью. И я понял, что с моей боязнью темноты полярный день радует тем, что не нужно на ночь включать свет. А последние дни я включаю лампочки и сплю со светом.

 

5-7 сентября

Стоим у порта Диксон на рейде. Происходит разгрузка топлива в город и грузов на полярную станцию. Все три дня есть связь, названиваем родным. Я разговаривал с Натальей утром, днем и вечером. Как в городе. Приятно позвонить с далеких берегов Енисея и рассказать о своих впечатлениях. Хотя словами это передать трудно, а увиденное навсегда останется в памяти.

За три дня проходило несколько речных судов и пролетали катера. 6-го сентября простояли впустую, ожидая погоды. Разыгрался небольшой шторм, баржа не ходила и вертолет не летал. Оно и к лучшему, подольше на связи. Высадки так и не случилось, потому что отмечали день рождения Никиты, пили пиво, ели рыбу. Кстати, рыба – омуль. Малосольная, очень вкусная. Ее накануне закупили в порту. Много, команда и экспедиция, каждый взял себе по нескольку рыбешек, заморозили в холодильнике. Особо ничего интересного не произошло за эти дни, кроме новостей с земли, которые все обсуждали.

 

8 сентября

Снялись с якоря, и корабль пошел к мысу Стерлигова. Высадки не планировалось – один рейс вертолета, и по плану идем дальше, к острову Голомянный.

 

*  *  *

Снимали на палубе, где я объясняюсь Кулагиной в любви. Мы отыграли сцену. Она оказалась удачной на пике эмоций, хотя я изменил текст. На ее реплику «Скажи, Марат, а есть ли причина, из-за чего я должна жить, после того, что со мной сделали люди?» в предыдущих дублях я отвечал «Я люблю тебя. Это – причина?» А в этот раз я, взяв паузу и пристально посмотрев в ее заплаканные глаза, сказал: «Любовь. Это – причина?». Получилось убедительно. Оператор меня отпустил, и я вернулся в каюту.

 

[1] В советский период истории нашего государства все географические названия, связанные с именем А.В. Колчака, были упразднены. В 2005 году по ходатайству Русского географического общества и постановлению Таймырской окружной думы было возвращено исходное имя Колчака острову Расторгуева. В 2009 году на нём был установлен памятный знак адмиралу

Продолжение следует…

 

Автор:Марат ФАЙЗУЛЛИН (ТАТУРАС)
Читайте нас: