13 августа
Северная Земля (о. Домашний)
Зимовье Ушакова*
После обеда вертолет забросил нашу группу на о. Домашний. В вертолете были только сотрудники МАКЭ – рейс специально для изучения зимовья. Очень маленький остров, виден весь – от берега до берега. На возвышении 3 монумента: 1 – Могила Георгия Алексеевича Ушакова. 2 – Новая могила Г.А. Ушакова. 3 – Могила.
В отдалении от солидных монументов лежит груда камней, валяется тренога. Как выяснилось, это развороченная могила И.И. Шенцова, механика полярной станции. Умер в 1943 году. Гроб лежит прямо на земле и прикрыт камнями. Наверное, песцы или медведь копался. Тела, конечно, не видно. Но гроб виден.
На острове у нас была миссия. Дочь Ушакова попросила возложить венок и гирлянду из искусственных цветов. Мы засняли все на видео. Сделали несколько дублей, Володя как режиссер наснимал наши действия в разной крупности. Потом мы отсалютовали из ружья. Выдающийся полярный исследователь, два года изучавший и наносивший на карту архипелаг Северная Земля, вызывает у меня чувство глубокого уважения.
Потом мы спустились с холма к остаткам домика, сарая и бани. Петр сказал, что был здесь 4 раза и впервые видит остров без снега. Открытая земля и камни. Ни одного цветка или другой растительности на острове. Я покопался в остатках печки и... нашел дверцу поддува. В останках дома нашел пузырек и кучу ржавых пуль. Как потом выяснилось, эти предметы имеют историческую ценность, и их разместят в музее Арктики с моим именем, как нашедшего их. Приятно. На высадку нам дали 4 часа. Обойдя остров, мы вернулись к месту высадки, недалеко от могил. И Роман взялся восстанавливать могилу Шенцова. Наносил камней, поднял упавшую треногу с табличкой. В итоге к нему присоединились Никита, Володя и я. Сделали хорошо. Укрепили все камнем, установили и закрепили табличку. Помянули героев и стали ждать вертолет. Прилетел он, как и договаривались, ровно в 4 часа. Вернулись на корабль.
Жизнь вошла в привычное, неторопливое русло. Вечерами мы с Романом раскуриваем трубки у меня в лаборатории, разговариваем на разные темы и в общем-то приятно проводим время. Я пристрастился курить трубку с хорошим табаком. Это занятие примерно на 30-50 минут. Неторопливо потягивая, выдыхая большую часть дыма, как бы куря не взатяжку. Во рту остается приятное послевкусие. Из шести сортов, которые я приобрел в Архангельске, мне понравился самый простой табак, без ароматических добавок. В сигаретах смесь имеет мало общего с табачным листом. Иной раз под разговор и хорошую закуску мы выпиваем немного водочки или шампанского, для настроения. Такие вот приятные минуты присутствуют в жизни.
14 августа
День рождения Володи
Я спал до обеда, до полдника занимался музыкой. Потом начали снимать сцену фильма, где Петр в роли профессора выкладывает свою теорию переворота Земли, а я, обалдев, говорю, что не позволю ему этого сделать. Сцена длинная и сложная. В итоге, просидев 8 часов, мы так и не сняли ничего, но зато отрепетировали.
После съемок небольшим составом собрались у меня в лаборатории. Повар Лариса приготовила пироги с северной ягодой, яблоками и творогом – такое на корабле бывает очень редко. Володя выставил шампанское. Ели, пили, говорили. К двум часам ночи я, сильно утомившись от прожитого дня, залег на боковую. Ребята сидели до четырех. Утром я обнаружил 8 пустых бутылок шампанского – это почти по полторы бутылки на брата. Судя по фотографиям, обнаруженным в моем аппарате, праздник удался.
15-16 августа
Ничего примечательного не происходило. Пароход стоял у островов Известий ЦИК, разгружались.
17-го вечером двинулись на Хатангу. Маршрут изменился.
18-го августа попали в сильную ледовую, трясло, как в поезде. Иногда – видимо, сталкивались с толстыми льдинами – трясло очень прилично. Вызвали ледокол. Говорят, прошел недалеко. Я его так и не увидел. Атомный ледокол «50 лет Победы» самый большой в мире, по утверждению Петра. Судя по тому, что мы шли потом полным ходом по колее, ледокол был ОГРОМНЫМ. Но все равно потряхивало. За бортом крошка толстого, метра в два-три, льда. Шли проливом Велькицкого.
В эти дни произошли изменения в отношениях нашей группы. Уже в самом начале сформировались небольшие подгруппы, временами даже противодействовавшие друг другу. Я понял одно: мне очень повезло с моей женой. На фоне присутствующих на корабле дам моя Наталья просто золото. Здесь, в замкнутом пространстве, проявляются все скрытые особенности психики каждого. Ломаются барьеры, которые воздвигаются в городе, и фобии налицо.
В итоге я перестал общаться с несколькими барышнями, и мне стало спокойнее.
Мы с Ромой так же собирались вечерами у меня, курили трубки. Обсуждали разные вопросы: природу, книги. Какое счастье, что моя Наталья спокойный, уравновешенный человек! Не устраивает истерик, рационально делает то, что считает необходимым. Человек, который принимает мир таким, какой он есть. И не считает, что все крутится вокруг его персоны. Очень скучаю…
Каждый сам выбирает свой собственный путь. Я абсолютно не жалею о том, что пошел в это путешествие. Много новых, правильных мыслей, идей. А еще полпути впереди. Я решил не позволять нарушать мои границы, не впускать лишнее, мешающее.
Дорогая моя Наталья! Здесь, в Арктике, мы сейчас находимся на западе полуострова Таймыр, около острова Андрея. Я бесконечно думаю о тебе, ты снова стала для меня той мечтой, ради которой я иду вперед. Ты, которая носит под сердцем нашего малыша. Смело идущая через трудности, но каждый раз поддерживающая меня, мои идеи. Готовая жертвовать собой ради наших целей. Люблю тебя, моя Наталья, и никто не сравнится с твоей уверенной, честной позицией восприятия этого мира, в котором мое присутствие имеет такую важную роль. Благодарен тебе. Держись. Береги себя и нашего малыша!
19 августа
Мы знали, что Борис Михайлович, по прозвищу Крест Михалыч – человек преклонного возраста, с густой белой бородой, добрыми и мудрыми глазами, сидевший с нами за обеденным столом – собирается поставить крест в память о писателе Конецком**, исходившего весь белый свет в роли капитана дальнего плавания. И сегодня за ужином Борис Михайлович сказал: «Марат, я считаю, тебе нужно почитать Конецкого». После трапезы, как обычно, мы собрались в курилке, и он рассказал мне, как проникся творчеством Конецкого и в течение нескольких лет мечтал познакомиться с ним. В какой-то момент Борис Михайлович узнал телефон писателя, приехал в Питер, позвонил... Конецкий ответил: «Приходите, конечно, мы с женой Вас ждем».
Борис Михайлович пришел в их дом и они подружились… После смерти друга Михалыч решил восстановить захоронения известных людей в Арктике, установить там таблички. Начал искать пути, чтобы попасть в Арктику. Писал письма разным людям, капитанам и министрам, боцманам и мотористам. Кто-то обещал помочь устроиться на корабль, кто-то – устроить специальную экспедицию, но ничего дальше разговоров так и не шло.
Семь лет он пытался попасть сюда. И в итоге, дойдя до Росгидромета, убедил взять в рейс. Получилось. Он установил памятный крест Конецкому на острове Хейса. В общем, договорились обменяться книгами для чтения. Я пришел к Михалычу в каюту. Он показал фотографию с Конецким. Рассказал про их дружбу и общение. И я, поняв, что Борис Михайлович посвятил часть своей жизни воплощению высоких идей масштабного человека, так проникся, что навернулись слезы. Слезы сочувствия и гордости за самоотверженность этих людей.
Второе событие – дописал основные вехи сценария оперы.
Опера в 3-х актах, 6-ти сценах
Синтез жанров: симфонизм, электроника, песенные номера
Действующие лица:
Император
Георгий – капитан
Вахтенный офицер
Ерминия – героиня
Валериан – штурман
Боцман
Матросы (основные: машинист, кочегар, парусный мастер, гарпунер,
охотник-помор, юнга Витя, плотник, кок, палубная команда)
Помор-сказитель
Юнга Витя хочет построить свою яхту из подручных нелепых материалов и отправиться в плавание. Команда все время подначивает его глупыми вопросами об устройстве, конструкции, предполагаемых маршрутах. Юнга уверенно отвечает.
Народ в порту.
Основная декорация – корабль, на котором происходит действие. Корабль в порту, в море, во льдах. Разрушение корабля льдом.
Льды. Поход людей по льдам и сияющая Арктика во льдах.
Сцена 1. Вступление
Собираются матросы. Судно начинает жить своей жизнью. Загораются огни в каютах, натягиваются паруса. Проверяется машина.
Прибытие в порт императора и придворных (хор).
Возложение ответственности императором на отплывающих. Дарение освещенной иконы Николая Чудотворца («Расширить границы Российские, открыть земли неизведанные. Называй первооткрытые земли именами людей знатных»).
Сцена 2. Поход к Арктике
Оба ненавязчиво, по-офицерски признаются Ерминии в симпатии. Она не делает предпочтений, ссылаясь на свою судовую роль корабельного врача, говорит им: «Вернемся на землю, тогда посмотрим, а на корабле я – врач» (ответственная, разумная женщина).
Сцена 3. В Арктике
Острова и архипелаги.
Обзорные номера, в которых герои поют о реальных исторических персоналиях.
Исторические справки с подачи капитана, штурмана, Ерминии.
Новая земля.
Савва Лошкин (поморы, которые промышляли в этих водах).
Русанов.
Баренц.
Путь на север, к полюсу и на запад закрыт льдами. Из-за ледовой обстановки они продолжают движение на восток вдоль кромки льда.
Наносят увиденное на карту. Дают названия мысам и горам. Штурман называет один из мысов именем Ерминии. Это не нравится капитану.
Сцена 4. Полярная ночь
Жизнь во льдах (позитивные настроения капитана, дрейфовать до Шпицбергена, как «Фрам»*** вышел из льдов).
Жизнь команды (песня в миноре).
Северное сияние.
Матрос выходит на лед с котомкой (сумасшествие), радостно со всеми прощается и, напевая песенку, уходит).
Матрос умирает от цинги (бич Арктики).
Кто-то предлагает пить кровь (тюленя, медведя) для избавления от цинги. Не все хотят пить кровь. Предпосылка к расколу команды.
Штурману приходит видение. Ночью, когда все спят, он выходит на палубу и Николай Чудотворец говорит ему, что необходимо идти к Земле Франца-Иосифа, там он найдет спасение. Утром штурман предлагает пойти по льдам до земли на горизонте – там могут быть китобои или охотники на медведя, тюленя. Там должен быть склад с продуктами, оставленный другой экспедицией. Упоминает о зимовке Нансена. Решают, что в таком случае продуктов хватит на всех и спасется большинство.
Его мотив – донести до Большой Земли часть карты Северной Земли, сделанную им.
Последний дуэт Георгия и Ерминии. Издалека начинается сжатие льда, потом все ближе и громче. Торосы давят корабль. Остатки команды, Ерминия и капитан остаются на льду.
Сцена 5. Спасение
Песня команды. Раскрытие разных психотипов – кто-то верит в возвращение, кто-то не верит, кто-то хочет вернуться на корабль и т. д.
Гибель большей части группы: один решил вернуться на судно и погибает; другого задирает медведь, кто-то проваливается в трещину; затем – убийство из-за хлеба и безумия, причем матрос убивает и убегает. Один истощен и не может идти дальше, просит оставить его.
Остаются двое (штурман и машинист).
Сцена 6. Финал
Арктика и встающие из льдов покорители. Становятся в один ряд у ног Арктики. И отвечают: «Они искали, но нашли лишь славу на века».
(Яркая, очень массивная и красивая, временами добрая, временами грозная)
25 номеров.
Музыкальные темы:
Капитан. Бравурный, прагматичный, не верит в чудеса, только в Бога. Ответственный (Сцены 1, 2, 4).
Штурман. Романтичный, рисковый, натуралист, любит природу и планету. Космополит (сцены 1, 2, 4, 5).
Ерминия. Трогательная, нежная, но одновременно серьезная. Готовая к самопожертвованию (2, 4).
Команда. Бравые ребята, не особо думающие о смысле жизни, тверды и уверенны. Любят море, приключения, с радостью выполняют свою работу, тем более, в такой необычной экспедиции к Северному полюсу: «Аж до самого полюса мы идем!» Олицетворяют собой корабль в целом (1 – размеренная, знакомство. 2 – бравая песня, 4 – достаточно уверенно держатся, но сомневаются; разделение команды. 5 – гибель).
Море. Объемное, массивное, неоднозначное (струнные натягивают и ослабляют струну – штиль. Шторм – медь с выездом к акценту, потом холостой продув, будто волны о корабль).
Лед. 2-я сцена – красивый, сияющий и переливающийся в мажоре. 3-я сцена – прочный, статичный, неотступный, в миноре. 4-я сцена – издалека надвигающийся.
Арктика. Красивая, необъятная. За гранью воображения. Бескомпромиссная, фатальная, абсолютно безразличная к людям.
__________
* Георгий Алексеевич Ушаков – советский исследователь Арктики, доктор географических наук, автор 50 научных открытий.
** Виктор Викторович Конецкий – советский и российский писатель, киносценарист, капитан дальнего плавания.
*** Фрам» – (норв. «вперед») норвежская деревянная парусно-моторная шхуна, специально построенная для нужд полярных исследований, в частности, длительного дрейфа в паковых льдах. Конструктор – Колин Арчер, автором проекта был Фритьоф Нансен, строительство велось под наблюдением Отто Свердрупа. От самой постройки судно было государственной собственностью. На «Фраме» в 1893–1912 годах были совершены три экспедиции к Северному и Южному полюсам.
Продолжение следует…