Все новости
ВОЯЖ
20 Апреля 2021, 16:32

В гостях у «Капитана Драницына»!

Северный полюс – это самое загадочное, неопознанное место на всей планете. Оно переплело в себе романтику, интригу и героизм. Красивое и умиротворенное место. Ледники, глубоко погрязшие в воде, айсберги, отливающие всеми оттенками голубизны, длинными грядами нагроможденные торосы, между которыми ледяная вода лазурного цвета – всё это неповторимые пейзажи севера, от которых захватывает дух.

Оказаться на Северном полюсе – это мечта многих путешественников. Но, увы, пока она для многих остается просто несбыточной мечтой. А вот побывать на атомном ледоколе – проще простого. Как известно, петербуржцы народ предприимчивый. И с недавнего времени взяли и организовали экскурсии на достроечную набережную Балтийского завода, где строятся и ремонтируются суда Росатомфлота.
На одной из таких экскурсий мы и побывали в один из выходных дней. Настало время делиться впечатлениями! За 40 минут до начала экскурсии на привокзальной площади было немноголюдно. Удивил размер морского вокзала. Не каждый железнодорожный вокзал имеет такие площади.
И вот запустили первую группу из 20 человек, минут через 10 вторую, мы попали только в третью. Сотруднику по рации сообщили, что больше запускать гостей некуда. Да и гида всего три. Следующая экскурсия будет только через 2 часа.
Объект нашей экскурсии сегодня «Капитан Драницын» – не атомный, а дизельный ледокол, названный в честь полярника и капитана советского арктического флота Германа Васильевича Драницына. Судно было построено в Хельсинки на верфи «Вяртсиля» (Финляндия) в 1980 году.
Несмотря на то, что ледокол предназначен для работы в арктических морях, на его счету несколько полярных кругосветных путешествий и множество круизов с туристами по Северному Ледовитому океану. Судно располагает вертолётной площадкой и вертолётным ангаром, рассчитанными для работы с вертолётами МИ‐2 и BO‐105. Вертолёт может использоваться для высадки пассажиров на льдины и арктические острова.
В ноябре 2019 года «Капитан Драницын» первым среди дизель-электрических ледоколов в зимний период самостоятельно достиг самой высокой точки Арктики – 88°13′ северной широты, 31°37′ восточной долготы. Это единственный неатомный ледокол в мире, сумевший пробиться сквозь многолетние льды Северного Ледовитого океана.
28 февраля 2020 года в окружении полярной ночи ледокол прибыл к местоположению дрейфующего научно-исследовательского ледокола Polarstern, вмороженного во льды в рамках международной полярной экспедиции MOSAiC. «Капитан Драницын» доставил сменных специалистов-полярников и членов экипажа для научного судна, а также 43 тонны необходимого оборудования, снабжения и продовольствия.
Ледокол имеет 49 комфортных кают с ванными комнатами, двумя нижними койками и письменными столами. На судне также есть бар, спортзал, сауна, бассейн с подогретой морской водой, библиотека, лифт и небольшой госпиталь. Везде хорошая вентиляция, всегда очень тепло и комфортно. В летний период ледокол осуществляет регулярные туристические плавания в Арктику. Он даже оснащён лёгкими надувными лодками для прогулки вдоль кромки льда или айсберга.
Практический опыт работы экипажа ледокола «Капитан Драницын» в сложных навигационных и метеорологических условиях будет применим и в дальнейшем. Минприроды России планирует участие судна в другой научной экспедиции, которая стартует во второй половине этого года. Ледокол будет вморожен в многолетний лёд в районе Северного полюса для обеспечения исследований Арктического региона.
«Капитан Драницын» – уникальное судно, которое, согласно проекту, имеет полугодовую автономность по запасам провизии. Но на ледоколе есть все необходимое для таких долгих рейсов. Во время экскурсии нам даже показали камбуз, где есть собственная пекарня. К примеру, есть и помещение для переработки мусора.
Пока мы поднимаемся к капитанскому мостику, нам показывают дифферентные насосы ледокола. Их необходимо использовать для раскачивания судна, если оно застрянет во льдах.
А гид рассказал еще много интересного. Сегодня балтийцы заняты далеко не самой простой задачей – строительством трех самых мощных в мире атомных ледоколов. «Росатомфлот» планирует увеличить число подобных судов до семи. Причем ввести в эксплуатацию уже в 2024 году. Конечно, эти заказы будут выполняться на Балтийском заводе.
Не имеете понятия, сколько стоит тур на Северный полюс? Держитесь крепче, сейчас будет штормить. Минимальная стоимость путешествия – 23 тысячи долларов (это уже со скидкой 3000, если вы бронировали заранее), максимальная стоимость при размещении в самой роскошной каюте – 46 тысяч долларов. Туристов размещают по двое, так что если пожелаете проживать один – милости просим оплатить второй билет.
Кстати, капитан и члены экипажа денег туристов не видят. Они делают свою работу, а только часть судна во время пути находится во владении туроператоров.
– Во время путешествия на ледоколе к Северному полюсу находится 100–120 туристов, – рассказывает наш гид Дмитрий. – Плюс еще члены экипажа. Всего на судне в это время насчитывается порядка 300 человек. За сезон ледокол совершает пять круизов.
Дмитрий показал нам и помещения, где размещаются и отдыхают покорители Северного полюса, и рабочие "кабинеты". Мы долго ходили по узким коридорам и крутым лестницам, наблюдали за работой моряков, фотографировали всё, что видели.
Снимать разрешили не везде. Были и секретные помещения, где как раз и наблюдалось большинство сотрудников. Они сидели за компьютерами, обставленные панелями с кнопками, важными чертежами и документами. На стене висел список работников, из которого я узнала, что самому молодому из них – 32 года.
В полдень, разумеется, звонили в колокол в русском флоте и до того, как появилось это выражение. Вахтенный офицер командовал часовому, стоявшему у корабельного колокола, принятую издавна английскую команду «Ring the belli» («Звони в колокол!»), и матрос выполнял ее. Со временем эта команда была переделана на русский лад, слово ring было заменено сходным по звучанию устаревшим словом рында, a bell – словом бей. Первоначально выражение звучало рынду бей. А потом и эти слова переставили местами. Выражение "бей рынду" было более привычно для русского уха. Ну а склянками называют получасовой промежуток времени, который в древние времена отмеряли песочными часами в стеклянной колбе – склянке.
Кают-компания, она же столовая на сухопутном языке. Впрочем, назвать её только столовой будет не совсем корректно, ибо это помещение предназначается не только для приёма пищи, но и для собраний. А всё по причине стеснённого пространства и жесткой экономии места на корабле.
Каюты моряков. Обстановка спартанская, ничего лишнего. Кровати, как и положено, с бортами, чтобы во время качки не выпасть. У многих на тумбочках переговорные трубки для связи с мостиком (ходовой рубкой). После радиорубки нас ждала рубка ходовая. Вид на площадь у вокзала. Шикарный обзор открывается из рубки. Великолепный вид на Питер.
Покидаем мостик и спускаемся вниз по наружным трапам. На балках подвешены спасательные катера и шлюпки. На флоте принято, что спасательные средства даже с одного борта должны вмещать в себя весь экипаж. Это делается для того, чтобы в случае невозможности спустить спасательные шлюпки с правого борта, например из-за сильного крена, можно было всем покинуть судно на шлюпках с левого борта и наоборот. Спускаемся обратно на главную палубу. Настил палубы сделан из какого-то особого розового дерева, которое не поддаётся гниению в солёной морской воде. Собственно на этом экскурсия закончена. В машинное отделение, к сожалению, нас не водили, сославшись на какие- то регламентные работы.
Гид был приятным, и мы слушали его с неподдельным интересом. Во время экскурсии он постоянно по рации связывался с другими группами, чтобы не случалось пересечений наших маршрутов.
Мы все остались довольны и поняли, почему знакомые рекомендовали нам сходить сюда.
Поэтому, будете в Питере – обязательно сходите на ледокол! Ну, а Полюс подождет.
Анна КОЛЬЦОВА
Читайте нас: