Все новости
ВОЯЖ
17 Сентября 2020, 15:16

Горный приют поэтов

Дорога на Айгир В последние дни лета состоялся поэтический фестиваль «Уфа-Айгир», организованный уфимским литературным объединением УФЛИ.Дом отдыха «Айгир, знаменитый живописными горными панорамами, находится на перевале между хребтами Караташ и Малый Ямантау, на берегу реки Инзер, чей шумный поток перекликается с грохотом товарняков. Горный приют расположен в довольно труднодоступном и уединенном месте в окружении таежного леса. Он словно находится на дне блюдца, но вместо каемочки – волнистые очертания гор. Глядя на окружающие пейзажи, невольно на ум приходят и обитель муз – Парнас, и вершина Геликон, где берут начало священные родники, в том числе и воды Гиппокрена, дарующие поэтическое вдохновение.

В связи с пандемией фестиваль в этом году прошел в ограниченном составе. Помимо обыкновения не смогли приехать гости из других стран. Преимущественно прибыли уфимские поэты, а также гости из Саратова, Челябинска и Бирска.
Так вышло, что я в числе небольшой группы участников отправился в путь на день позже открытия. Чтобы скоротать четыре часа до Инзера, где нужно было пересесть на «Кукушку» – электричку из одного вагона, идущую до конечной станции «Айгир», – мы беседовали на самые популярные сейчас темы.
Поправки к Конституции, коронавирус, протесты в стране и в мире, инцидент в Куштау.
Пересадка на станции Инзер. «Кукушка» наполнена туристами с рюкзаками, палатками, пенками и прочей поклажей – повальный исход от цивилизации к уединению с природой. Проезжаем мимо населенных пунктов: Зуяково – деревни, растянутой вдоль Инзера; Биштармак – здесь есть оригинальный мост, вход на который выполнен в виде башкирской юрты; меланхоличные Ассы, и вот уже в сумерках мы прибываем в Айгир.
Нас тепло встретили приехавшие накануне. В столовой мы сытно поужинали и угостились великолепным чаем, заваренным на местных травах. Расположились в Черничном домике, ароматно пахнущем смолистой древесиной. За окном бежала река, шумел сосновый бор – негромкие и успокоительные звуки. Здесь же проживает Татьяна Дмитриевна Шабанова – гостеприимная хозяйка горного приюта, преподаватель и директор школы английского языка, широко образованная и мудрая женщина, ее словарный запас – великолепный образец невероятного богатства русской речи. Живо интересующаяся искусством, она любезно предоставляет вот уже четвертый год с меценатской скидкой пристанище для «путников в башмаках, подбитых ветром», то бишь поэтов.
Презентация «120»
Одна из наиболее важных составляющих феста – презентация коллективного сборника «120». В него включены произведения, победившие на ежемесячном конкурсе «Десять стихотворений месяца» (лучшие стихи года по версии электронной газеты «Истоки»). Стихи отобраны за 2019 год, потому их набралось 120, чем и обусловлено название сборника.
Конкурс, проводимый «Истоками», формирует одну из немногих площадок, где талантливые молодые ребята имеют возможность заявить о себе. Отличительная черта – вывешивание открытых таблиц: в них видно кто из судей и какую оценку выставил тому или иному претенденту. Конкурс позволяет увидеть лучшие образцы самых разных поэтик, стихотворных размеров, подходов, словарей.
Со временем интерес к конкурсу и фестивалю, возникшему на его основе, возрастает. Люди убедились в беспристрастности отбора стихов. Здесь побеждают не чьи-то друзья, как чаще всего это бывает, а никому не известные поэты, написавшие действительно сильные тексты.
Конкурс создает мотивацию для авторов на качественное улучшение собственных произведений, на постоянную работу над собой. В его рамках происходит передача опыта и демонстрация путей развития и движения в поэзии. Сборник «120» – своеобразное зеркало времени, в котором мы живем.
Матрица, провокация и правильная стратегия
На второй день состоялся круглый стол – открытая беседа, где обсуждались актуальные вопросы современной литературы.
Как найти стратегию, которая была бы успешной, учитывая реалии, в которых она существует? Как сделать так, чтобы она не вырождалась в то, что называется современной массовой культурой, где тексты являются абсолютно пустыми и в то же время разрушительными. Потому что слепое следование общественным вкусам, погоня за рейтингами приводят к падению художественного уровня произведений.
По поводу определения эффективной стратегии любопытно мнение поэта и журналиста Галарины:
– Есть два критерия оценки современной литературы: образная система и эмоциональная составляющая… Через эмоциональную составляющую автор транслирует болевые точки определенной части социума, к которой читатель себя относит и поэтому реагирует. Почему студентки любят Полозкову? Потому что ею транслируются опыты, свойственные женщинам в возрасте от 20 до 30 лет с определенным интеллектуальным настроем – они всегда правы и не умеют извиняться перед людьми. Они непорочны и на основании этого могут судить других. И вот таких людей Вера Полозкова невероятно цепляет. Она меня тоже цепляла, но с тех пор я пережила много трагедий. И перед лицом Бога невозможно быть правым или не правым, когда ты бесчувственное тело кормишь из шприца в реанимации. Вся правота исчезает в жизни, потому что на самом деле читатели Веры Полозковой это умозрительные существа, которые трагедии еще не пережили.
Другое дело читатели Оксаны Васякиной – она обобщила в своей поэме «Когда мы жили в Сибири» архетипы страдания народа, происходившие в 90-е годы, вне зависимости от образования и места проживания, будь то в Сибири или на окраинах Москвы. Люди в связи с социальными катастрофами оказались на грани выживания, и они прорывались, учились жить при новом раскладе.
У Веры Полозковой есть крючки для определенного слоя людей. У Оксаны Васякиной крючков больше, потому что она в своей поэме аккумулировала опыт более широкой части населения. Не важно, был ли ты женщиной, мужчиной или ребенком в то время. Но ты это время пережил. Поэтому «Мы жили в Сибири» работает. Автор озвучил то, что всем известно. Чем большей группы людей опыт он выражает, тем сильнее читательская реакция.
Относительно роли поэзии в общественной жизни интересны рассуждения Айдара Хусаинова:
– Существует официоз, диктующий правила, формирующий матрицу отживших и закостеневших границ. Иллюзорных, но нерушимых. Они ограничивают сознание и сковывают творческий потенциал. Важно отстранится от официоза, считающего, что литература может существовать только в Союзе писателей, учить могут только на факультете журналистики, печататься можно только в государственном издательстве «Китап» и т. д. На самом деле есть множество других возможностей для творческой самореализации.
Поэзия – это способ противостояния стагнации и инерции жизни, способ ее творческого созидания и преображения. Наш фестиваль демонстрирует, как можно перейти из черно-белой матрицы клише и штампов в настоящую жизнь, изобилующую буйством разнообразных красок и путей творческого развития. Молодых поэтов часто учат писать стихи правильно. От них требуют контролировать себя и в результате они пишут безликие стихи. Они постоянно думают о том, верно ли я поставил запятую. Но стихотворение – это не текст, где все слова стоят в лучшем порядке, это эмоциональный прорыв в другое измерение, осознанное в стихе не работает.
Матрица говорит нужно слыть, а не быть, казаться, имитировать, но не делать. Любое творчество помогает противостоять внешнему манипулированию, навязыванию ложных ценностей. Путем провокации и разрушения шаблонов заставляет думать, посмотреть на себя со стороны. Поэтому так важно поддерживать, развивать и популяризировать любое проявление творческого воображения.
Обсуждение проблем современной литературы подытожил Евгений Вайн:
– Проблема заключается и в том, что у людей, которые могут творить, есть страх, самоцензура: а вот поймут ли, а вот это ли надо? Режиссеру нужен театр, или киностудия, химику и физику нужна лаборатория. А поэт свободен от внешних средств производства, ему нужны лишь ручка и бумага, или клавиатура и интернет. И поэтому самая главная беда – это когда человек ставит себе иллюзорные границы – а меня не поймут, а меня не услышат. Но на самом деле и услышат, и поймут, и поймут правильно… Если ты вызываешь разрыв шаблона, то это и есть правильная стратегия. Пускай ты не такой, как все, как другое поколение, потому что разница в том, что ты родился в СССР, а они нет. Не надо бояться, что ты другой, это внутренний страх и его необходимо преодолеть…
Поэтический марафон
Ну и, конечно, фестиваль поэзии не мог обойтись без чтения стихов. Декламация была разбита на три блока, с перерывами между ними, в каждом из блоков выступали поочередно по два автора. Когда слушаешь поэтов вживую, происходит более полное восприятие поэзии, ее воздействие усиливается аурой и энергетикой чтеца.
Наибольшее внимание слушателей привлекли дебютанты фестиваля. Это ребята, чьи стихи попали в сборник «120» в 2019 году.
Никита Поповский, 27 лет, поэт из города Коркино, Челябинская область. В его стихах изображен мир, с одной стороны производящий тяжелое впечатление на лирического героя. С другой, герой протестует против уныния и всеми силами души противится удручающей атмосфере всеобщего упадка. Пытается сделать мир более красочным и жизнерадостным. И порыв его настолько искренен, в него вложено столько сил и веры в благополучный исход, что и ты постепенно убеждаешься в том, что у автора все получится. Он прорвется в новое измерение, где нет иллюзорных границ и все возможно.
Поэт и прозаик из Саратова Акан Троянский. Его стихи – афористические высказывания о жизни – насыщены тонким психологизмом и смысловой многоуровневостью. В них отражен богатый жизненный опыт, наблюдательность и умение подчеркивать нужное, важное, характерное. Автор обладает широким кругозором и невероятной эрудицией. Привлекает внимание его недюжинный артистизм. Акан умело варьирует интонациями, подчёркивая смыслы и обогащая их сдержанной, но в то же время выразительной подачей.
Чтение привлекло внимание отдыхающих здесь туристов. Спонтанно они подходили к нашей беседке, слушали молча, в их лицах отражалась заинтересованность и желание понять откровения новых и неизвестных для них поэтов, читающих стихи на фоне Айгирских гор, под шум проходящих невдалеке железнодорожных составов…
Встреча поэтов оживила культурную жизнь, замершую в условиях самоизоляции, закрытых театров и кинозалов. Фестиваль позволил открыть новые горизонты, дав участникам поводы для вдохновения, и новые мотивы для дальнейшей работы на ниве совершенствования поэтического мастерства.
Игорь ГУБЕЕВ, фото автора
Читайте нас: