Все новости
ВОЯЖ
16 Февраля 2020, 00:00

Объединим Уфу и Стерлитамак в один город

Итак, давайте совершим вместе с вами путешествие в Уфу 2018 года. Время – январь, зима. Нажимаем кнопку машины времени и…

Полет орла
… и пред нами расстилается огромная снежная пустыня. Она тянется до самого горизонта, и когда нам уже кажется, что мы попали куда-то не туда, мы понимаем, что это ровная пелена облаков, та самая волшебная страна, что лежит высоко в небе, где никогда ничего не происходит, кроме дуновения ветра и перемены погоды. Но вот наша машина времени словно гигантский самолет плавно погружается в эту пелену, чтобы вынырнуть с другой стороны. Слава Богу, все нормально, это Башкортостан, родные горы, леса и поля, ничего страшного не случилось за десять лет!
-Но что это?- воскликнем мы как герои старинного романа. Параллельно нам, но по земле параллельным курсом летит самолет! Присмотревшись, мы понимаем, что это скоростной поезд! Но это с какой скоростью он должен мчаться, если он не отстает от нас?
Раздается щелчок, и голос бортового компьютера начинает выдавать информацию. Все просто – еще более десяти лет назад федеральное правительство приняло решение об укрупнении городов. Ростов, Иркутск, Владивосток, Сочи,Нижний Новгород, Казань, Самара, Екатеринбург, Челябинск и Тюмень и некоторые другие, всего 14 городов, вокруг которых имеется система спутников, должны были стать двухмиллионниками. Это должно было укрепить уже имеющиеся связи между городами, позволить организованнее строить их инфраструктуру. Туда, где людей много, охотнее идут инвесторы, легче и экономнее организовать жизнь людей. Уфы в этом списке не было…
- И что же? – спрашиваем мы невольно, уже с долей досады в голосе, но компьютер сбить невозможно, ведь это же машина, и он просто продолжает выдавать информацию.
Да, Уфа не попала в планы Министерства регионального развития. Но это же не означало, что надо было опустить обреченно руки.
И пока мы думаем, кто бы мог вставить в память компьютера такую фразу, он успевает забежать вперед и выдать такую информацию, от которой настроение улучшается. В общем судите сами- любой, кто посмотрит на карту Башкортостана, увидит, что Уфа, Стерлитамак, Ишимбай, Салават, Мелеуз и Кумертау, главные города республики расположены на одной линии, причем расстояние между этими крайними точками составляет всего-то 250 километров! Стоя в Деме, вы стоите практически на одинаковом расстоянии от Черниковки и Стерлитамаком!
И тогда было принято решение построить скоростную железнодорожную магистраль Уфа- Кумертау, по которой теперь и курсируют поезд со скоростью 500 километров в час! Сегодня житель этого отдаленного города всего за час прибывает в Уфу!
Вот так сложилось население этих городов и достигло цифры в 1 700 с лишним человек.
город Население(тыс чел)
Уфа 1 100
Стерлитамак 270
Ишимбай 69,3
Салават 157.9
Мелеуз 62,5
Кумертау 63
итого 1 722,7
А многочисленные поселки и деревни, попавшие в зону строительства скоростной магистрали? Они дали еще пятьдесят тысяч населения. А за счет увеличения рождаемости и миграции жителей самой республики эта цифра быстро достигла двух миллионов в то время, когда другие города еще только формально объединились.
Укрупнять города – это не прихоть, а как сказали бы коммунисты, веление времени. Кто бы мог подумать, что трасса скросотного поезда может дать такой эффект? Стремительно выросло население Толбазов – с девяти тысяч до пятидесяти за счет того, что население близлежащих районов переместилось к трассе. В общем, сегодня в Большой Уфе- так стали называть эту агломерацию - живет два миллиона пятьдесят тысяч людей.
За счет чего так получилось? Во первых, резко снизилась стоимость жилья. Сотни тысяч людей смогли построить дома в комфортабельных поселках по трассе скоростного поезда, где он делает остановку буквально на одну минуту. А ведь это земля пустовала, стоимость ее была сущие копейки. Теперь же у каждого есть свой дом, а рядом- большой приусадебный участок. Бывшие деревни по трассе получили свое второе рождение. Люди живут там, а ездят работать в Уфу. Сорок минут, максимум час и ты уже в столице Башкортостана!
Пенсионеры с радостью переехали в пригороды, поближе к земле, где есть порядок и нет докучливых соседей. Даже из соседних регионов стали приезжать люди встретить свою старость. Они стали сдавать свои квартиры в аренду, а сами безбедно живут в комфортабельных условиях. Их дети приезжают к ним каждую субботу и воскресенье. Это же легко!
Генплан движения
Наша машина времени замедляет скорость, и поезд стремительно убегает вперед, к Уфе, а мы обращаем внимание на автомобили. Да, параллельно железнодорожной магистрали пролегает и автомобильная трасса, та самая, которая нам была известна и десять лет назад. Но она и сегодня в идеальном состоянии! В чем же дело?
Да, в свое время думали решить проблему Уфы за счет развития поселков-спутников. Хотели, да не стали. Потому что перед глазами у всех был опыт Москвы. Этот двадцатимиллионный монстр до сих пор задыхается в пробках. Число машин за десять лет увеличилось почти в два раза с трех до пяти миллионов. Гигантские четыре-пятичасовые пробки парализуют жизнь города, который как раз и построен по принципу от центра- во все стороны. Но нельзя построить сто дорого во все стороны и держать их в приличном состоянии.
Хорошо, что в Уфе обратили внимание на то, что город представляет собой ничто иное как коридор, не случайно он вытянут от Демы к Черниковке почти на сто километров. А в поперечник эта цифра не превышает пяти километров. Так что строить дороги в предместья – это никогда не решить проблему пробок. Сколько надо построить мостов через Белую, чтобы не было пробок в сторону Затона? К тому же надо же содержать в порядке все эти дороги. Вот почему одна широкая скоростная магистраль в сторону Кумертау содержится в идеальном порядке. За десятком дорог уследить и средств нет, да и необходимости особой тоже.
Зато город, продуваемый ветрами, всегда чист и свеж, экология в нем не нарушена.
Кстати, в тех же Ростове, Казани и других городах столкнулись именно с этой проблемой- много пригородов, средств содержать дороги в порядке не хватает, следствие - аварии и многочасовые пробки. Так что большинство из них цифры в два миллиона так и не достигли.
Вид с юга
Тем временем мы со скоростью хорошего автомобиля приближаемся к Уфе с юга. Прямо по курсу Булгаково, но взгляд почему-то притягивает невесть откуда взявшийся город справа по курсу. Что такое? Аккуратные, стройные дома, стадионы, библиотеки, учебные корпуса, бассейны и так далее радуют глаз.
Включается компьютер, и мы узнаем, что недалеко от Кармаскалов вырос городок студентов, что-то типа Гарварда на пятьдесят тысяч жителей. Эту идею лет десять назад пропагандировала уфимская строительная компания «ЖСР» и, видимо, добилась своего.
Башкирский государственный аграрный университет (БГАУ) - Пространство:
Общая площадь ВУЗа - 140945 м2,
непосредственно учебная - 76845 м2 (54.52%),
из 140945 м2 арендуется - 19895 м2 (14.12%),
из 140945 м2 сдается - 30 м2 (0.02%)
Башкирский государственный медицинский университет (БГМУ) - Пространство:
Общая площадь ВУЗа - 114817 м2, непосредственно учебная - 35750 м2 (31.14%), из 114817 м2 арендуется - 674 м2 (0.59%), из 114817 м2 сдается - 2499 м2 (2.18%), из 114817 м2 в состоянии капитального ремонта - 2100 м2 (1.83%)
Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы (БГПУ) - Пространство:
Общая площадь ВУЗа - 135670 м2, непосредственно учебная - 47012 м2 (34.65%), из 135670 м2 арендуется - 4752 м2 (3.5%), из 135670 м2 сдается - 976 м2 (0.72%)
Башкирский государственный университет (БГУ) - Пространство:
Общая площадь ВУЗа - 133148 м2, непосредственно учебная - 47535 м2 (35.7%), из 133148 м2 арендуется - 13448 м2 (10.1%), из 133148 м2 сдается - 17 м2 (0.01%), из 133148 м2 в состоянии капитального ремонта - 29840 м2 (22.41%)
Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ) - Пространство:
Общая площадь ВУЗа - 170734 м2, непосредственно учебная - 67736 м2 (39.67%), из 170734 м2 арендуется - 7042 м2 (4.12%), из 170734 м2 сдается - 7211 м2 (4.22%)
Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) - Пространство:
Общая площадь ВУЗа - 186808 м2, непосредственно учебная - 69205 м2 (37.05%), из 186808 м2 арендуется - 10688 м2 (5.72%), из 186808 м2 сдается - 5989 м2 (3.21%), из 186808 м2 в состоянии капитального ремонта - 4776 м2 (2.56%)
Все высшие учебные заведения Уфы переехали в этот город. Там все выстроено по последнему слову техники, всем хватает общежитий, преподаватели живут в уютных коттеджах. Откуда, спрашивается, деньги на все это? Очень просто. Не будем забывать, как дорога земля в Уфе, практически в центре города. В результате продажи имеющейся площади освободилось около миллиона квадратных метров полезной площади, из них триста тысяч квадратных метров общежитий, которые после незначительных переделок стали квартирами для горожан. Тридцать тысяч дешевых квартир - это не шутка!
Улучшилась обстановка среди самих студентов, в городок не въедешь просто так, охрана не пропустит сомнительных людей. Так что студенты учатся, не отвлекаясь на ночные клубы с их кокосовыми удовольствиями. Кстати, и демография улучшилась- студенческие семьи образуются сотнями и тысячами- общежитий в студгороде хватает всем.
Новое- это хорошо забытое старое
Так, так, так, - думаем мы, вспоминая пробки на улицах Уфы и размышляя, удалось ли с ними справиться. А пока перед нами Уфа, ее вид с юга. Первое, что бросается в глаза- это восстановленный уфимский Кремль. Всезнающий компьютер подсказывает нам, сколько было споров относительно него. Но он очень удачно вписался в тот холм и окружающую среду, наконец, дав Уфе тот политический и идеологический центр, которого так не хватало городу. В классических российских городах есть кремль. Почему у нас его не должно быть? – спросили и восстановили его. Теперь ясно, что это было необходимо. В Уфимском Кремле- официальная резиденция Президента Башкортостана, из ее окна виден Монумент Дружбы и забельские дали. Красиво!
Правительство заседает там же, где и десять лет назад. Но в левом крыле разместился теперь Курултай- Парламент республики. Кстати, комплекс, включающий в себя парк, теперь огорожен красивой металлической решеткой и получил наконец свое эстетическое завершение. В парке установлен также памятник, посвященный 460 - летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России. На барельефах изображены четыре великих договора, заключенных Башкирией с Россией - Муйтен бия с Чингисханом, договор вождей башкирского народа с Иваном Грозным, Заки Валидова с Лениным и Сталиным, Президента Рахимова с Ельциным.
А за Кремлем вдалеке мы видим потрясающее воображение здание. Даже отсюда оно кажется очень высоким. Услужливый компьютер подсказывает нам, что это пятисотметровая башня «Курай», выстроенная в районе торгового центра «Башкортостан». Это самое высокое здание в регионе, сотни тысяч туристов приезжают в Уфу, только чтобы взобраться на него и посмотреть на город с потрясающей воображение высоты. Это здание уже практически окупилось только за счет туристов.
В воздух
Пытаясь перевести дух от открывшейся нам картины, мы вдруг обращаем внимание на скоростной трамвай, что легко пересекает пространство города. Что- о тут не так, думаем мы, когда вдруг понимаем, что он мчится над домами! Вездесущий и всезнающий компьютер нам подсказывает, что этот проект так же начинался еще десять лет назад. Был учтен опыт Москвы, где монорельс построен пятнадцать лет назад. Но там выбрали вариант, подходивший для южных стран, к тому же заузили ширину вагона.
В Уфе с четом самых лучших достижений ученых всего мира была построена трасса от Телецентра до Черниковки над крышами домов. Теперь монорельс стал неотъемлемым частью городской жизни, хотя в начале жители верхних этажей и жаловались на непривычное для них явление. Теперь его в шутку называют уфимским метро. Учитывая, что стоимость барреля нефти дошла до двухсот долларов, монорельс, работающий на электричестве, стал сущим спасением для городского хозяйства.
Культура
Наконец мы можем на нашей машине времени увидить улицы города. Что привлекает сразу же - это яркие афиши. Какие только мировые звезды не приезжают в Уфу! Всем хочется побывать в таком великолепном месте, где- самое главное живет так много людей! Нашим читателям не нужно рассказывать о том, как принимаются решения исходя из формального признака. Достаточно сказать, как крупнейшие иностранные фирмы приходят в первую очередь в города- миллионники. А в двухмиллионной Уфе все театры и кинотеатры, цирки, стадионы и бассейны всегда переполнены. Все они работают прибыльно. Среди уфимцев считается теперь особым шиком поехать в Салават или Стерлитамак на спектакли местных театров, урвонеь которых очень вырос и которые теперь ничем не отличаются от уфимских. Культура Башкортостана стала зарабатывать хорошие деньги. Окупаются книгоиздание, постановки спектаклей, оперный театр распродает билеты за полгода вперед. Правда, пришлось для этого пройти через неприятное испытание- местные театры чересчур увлеклись одно время постановками римейков иностранных фильмов. По существу это было пиратство, ведь настоящие авторы не получали ни копейки за свое произведения. Но первый же приезд иностранных юристов и выставленные счета за интеллектуальное пиратство поставил эти театры на грань разорения. Пришлось начать развивать свою драматургию, привлекать своих сценаристов. Результат не замедлил сказаться – прибыль культуры Башкортостана теперь сопоставима с прибылью других отраслей народного хозяйства.
Уникальная пешеходная улица имени Мустая Карима стала достопримечательностью всего региона – ее одели под стекло, и теперь круглый год в любое время суток уфимцы и гости столицы встречаются и общаются именно здесь. Еще одна достопримечательность Уфы – пояс ресторанов и кафе на объездной дороге. Представьте себе южный мост через Белую. Направо, по берегу реки, повторяя контуры уфимской горы, на высоте двадцать метров над зарослями идет широкой полосой платформа. На ней через каждые сто - двести метров ресторан или кафе. Это любимое место отдыха уфимцев зимой и летом. А сколько это приносит прибыли и рабочих мест! Каждый хочет поужинать в обществе друзей и подруг с видом на Белую и город!
Мечты о будущем
Будущее закладывается сегодня. Эта мысль потрясающе верна сегодня также, как она была верна вчера, как она будет верна и завтра. Кто бы мог подумать лет пятнадцать назад, какой потрясающе красивой, яркой и современной станот Уфа? Кто бы мог подумать пятьдесят лет назад, что наш город станет миллионником? Кто же знал четыреста пятьдесят лет назад, что Уфа- - ключевой город Башкортостана?
Да, таких людей было немного, но они были. Есть они и сегодня. Мысли и предположения, которые высказаны в этой статье, можно сказать, носятся в воздухе. Несомненно одно- если мы не будем думать о будущем, за нас об этом подумают другие. И вряд ли тогда они будут сильно учитывать наше с вами мнение. А ведь мы хотим, чтобы наша республика, наш любимый город и в дальнейшем были высокоразвитыми, чтобы с нами считались, чтобы мы жили радостно, счастливо и долго. Верю, что так оно и будет.
Айдар ХУСАИНОВ
Читайте нас: