Но сначала — пейзаж вокруг нашего села Плоски.
Неделю назад, вернувшись из Охрида, прошлись по окрестностям, часа два бродили, спотыкаясь, по горам вокруг Плоски. Созерцание гор разворачивает ленту впечатлений, они определенны, но неоднозначны, свободны, но иерархичны, индивидуальны и типичны. Это если — сами они по себе. Но есть ведь еще кусты и деревья, стада и стаи, ветер и облака.
Сначала — вид на соседнюю деревню Илинденци.
Теперь — поворот головы вправо в сторону предгорий Пирина, наше село — последнее перед горами, а выше — Национальный парк.
Прошли влево, посмотрели вниз, в сторону долины Струмы.
Вот уже и колокольня над деревней — вышли к Плоски, сделав круг вокруг горы, которую мы называем Лысой.
А потом мы поехали в село Добърско — ради той самой церкви с «НЛО». Но потерпите: сперва дорога.
От нашего дома в Плоски до церкви в Добърско 103 км. А по дороге впечатлений — в иной стране и на тысячу хватит. Сначала Кресненское дефиле между двумя хребтами, Пирином и Малешевской планиной, серпантины вдоль Струмы (одной из главных рек Болгарии) и следы камнепадов, потом поднимаемся примерно на километр по дороге между Пирином и Рильской грядой, а впереди маячат Родопы. После перевала сворачиваем налево от Разлога (понятно, почему городок так называется?) и едем в противоположную от зимнего курорта Банско сторону. Добърско стоит у подножия Рильской гряды, когда-то здесь солдатский пост сторожил дорогу в Рилу, Рильский монастырь и дальше — в Софию. А и теперь дорога осталась хорошая, спустя тысячу лет. Асфальтом покрыли.
По сторонам много планов — если говорить на моем фотоязыке, то есть в одном кадре можно увидеть несколько раскрывающихся кулис. Но объектив 200 сжимает. Расстояние до Рильских гор.
Внутри село большое, благоустроенное, богатое, но лучше зданий, чем церковь, нет. Зато путеводитель заманивает посмотреть водопад — 30м! — прямо по улице от церкви. Идем по указателям, выходим быстро к околице. За ней на заднем плане уже другой хребет — Пирин.
Где кончаются таблички — забор, ворота, за воротами — сторожевой конь, который не думает отодвигаться. Пришлось погладить — и он взялся нас сопровождать.
Только вот водопада-то и нет! Пересох, жарко нынче — под 40 в тени, а он-то не в тени. Зато виден след по горе, а внизу, далеко, дно. Понятно теперь, почему дорога к туристическом лбъекту перекрыта забором и конем.
А вот теперь поговорим о церкви. Мы, в общем-то, интересуемся религией, как и любыми другими ритуалами, только как копилкой человеческих мыслей, эмоций, мастерства. Отношения с Богом — совсем иная штука, но понятно, что социум не может рассчитывать на индивидуальное понимание больших непознаваемых величин, поэтому в любой церкви есть своя правда — правда этого намоленного места.
День из церковного календаря большинству, хоть верующих, хоть атеистов ныне вспоминается совсем не по смыслу праздника. Большинство помнит 19 августа как Яблочный Спас, кто-то — как годовщину ГКЧП и момента преодоления тяжести долгой советской власти. А мы в день Преображения Господня оказались перед фреской, на которой написано это слово и само событие изображено настолько необычно, что фреска стала одним из туристических магнитов Болгарии, приводящих в горное село Добърско десятки людей ежедневно.
Конечно, интерес подогревается спекуляциями вокруг фигуры Иисуса, отделенной от остальных персонажей оболочкой, в которой энтузиастические (или ищущие хайпа, говоря нынешним языком) головы готовы узнавать и скафандры, и космические аппараты — в общем, Иисус был инопланетянин, прилетел, научил и улетел. НЛО им в глотку! Прежде, чем объяснить, еще один снимок из того же храма.
Это не скафандр и не спускаемый аппарат, это мандорла, как сразу сказала наша московская подруга, заканчивающая иконографическое училище. То есть — увеличенное изображение нимба, света святости, исходящего от Спасителя, такого сильного, что обычное свечение вокруг головы передать его не может. Не думаю, что авторы туристических завлекаловок не могут знать такого простого итальянского слова, обозначающего мандолину, и лишь по незнанию продолжают поддерживать НЛОшный туман вокруг десятков изображений в одной лишь Болгарии. Википедия показывает такие рисунки и даже скульптуры в Италии, Франции, Германии, есть они и на русских и украинских иконах, но даже в толковой брошюре, изданной Национальным историческим музеем в 2008 году, нет слова «Мандорла».
Зато в этой брошюре Божидара Димитрова есть много информации об уникальности села Добърско и его церкви и одно резонное высказывание о «космических» рисунках: вряд ли инопланетяне прилетали на аналогах несовершенных земных аппаратов.
Хотя там есть и еще одно неподтвержденное утверждение: мол, на камне стены церквушки есть изображение свастики, камень остался от предшествующего строения, а свастика — от протоболгар, которые были вовсе не тюрки, а иранское плямя, и знак этот принесли в христианство. Рисунок можно принять не только за свастику, но и за изображение каменной кладки, например.
А сама церковь Святых Теодора Тирона и Теодора Стратилата интересна совсем не спекуляциями на близкие к нашим временам темы, а своей реальной историей. Во-первых, православный храм, посвященный римским солдатам — ныне католическим святым. Единственный такой в Болгарии. Хотя в нынешнем виде и построен в османскую эпоху и потому невысок, и потому основная его часть вокруг алтаря спрятана ниже уровня входа и мало освещена, он из-за фресок выглядит богаче прочих.
Во-вторых, поскольку само село обустроилось в конце первого тысячелетия нашей эры вокруг сторожевого воинского поста и потом приняло многих служивых, жило богаче окружающих и раскрепощеннее, в храме много воинских фресок. Не случайно в нем есть, кроме мандорл, узнаваемые изображения западных доспехов и вооружения — болгарские воины служили не только Блистательной Порте. Зарабатывали и смогли построить в 1614 году храм, оплатив художникам (это дорого!) свои изображения на фреске, там и строители, и заказчики есть. А художники тоже были не из домоседов, потому и знали итальянскую мандорлу, так подходящую к римским святым солдатам. Но своих имен они не оставили. Новый храм на месте древнего получился гармоничным.
А от первоначального храма остались не только предположительные камни в стенах, но и источник. По легенде, его водой лечили раны на месте глаз солдаты царя Самуила, которых после битвы 1014 года приказал ослепить Василий Болгаробойца, византийский император. Часть из этих солдат поселили в Добърско, на тогдашней границе с Византией. Границы двигаются, преображаются, а ключ остался на месте.
Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=50235