Десять стихотворений месяца. Ноябрь 2024 г.
Все новости
ВОЯЖ
8 Октября 2018, 13:28

Антидот Волошинского фестиваля

Светлана ГАФУРОВА В только что промелькнувший как один сплошной солнечный зайчик сентябрьский отпуск мне удалось осуществить две своих давних мечты: прочесть почти всего Андрея Платонова и побывать, наконец-то, на 16-м Международном симпозиуме «Волошинский сентябрь», посвященный 125-летию Волошинской Киммерии.

Фестиваль длился почти 13 дней с 10 по 23 сентября в разных местах: в доме-музее Максимилиана Волошина, в Коктебеле, в Феодосии, в Севастополе в Керчи. Мне удалось «урвать» всего два дня фестиваля, которые проходили в саду Волошинского дома в Коктебеле. Но и этих впечатлений оказалось более, чем достаточно. Программа была чрезвычайно насыщенной. С 10-00 утра и до 10-00 вечера шли разнообразные мероприятия: презентации книг, выступления поэтов, приехавших со всех концов России, концерты, показы документальных фильмов, открытия выставок, экскурсии, встречи с журналистами, писателями, издателями etcetera…
С корабля на бал с утра я попала сразу на выступление двух очень крепких сильных поэтов Ефима Бершина (Москва) и Ирины Евсы (Харьков). Это обнадежило: не надо будет тратить время на прослушивание графоманской ереси. Правда, позже и этого хватило.
Местная крымская журналистка Людмила Обуховская из Симферополя представила солидный том «Достояние республики Крым. Книга вторая».
В книге – многочисленные интервью с самыми известными и знаменитыми людьми России, приезжающими отдыхать в Крым. Удивило, что книга издана не за счет автора, а благодаря привлеченным средствам и достаточно большим по нынешним временам тиражом.
Сюрпризом для всех стало выступление вдовы замечательного писателя Фазиля Искандера Антонины Искандер-Хлебниковой. Женщина со следами необыкновенной былой красоты на лице с юмором рассказала о своем знаменитом муже и о том, почему и за что он так любил Крым.
Затем сцену оккупировали поэты из Петербурга, презентуя свой Международный литературный фестиваль «Петербургские мосты». Среди питерских литераторов мне приятно было видеть знакомые по встречам в Бугуруслане лица поэта Галины Илюхиной и крепкого прозаика Владимира Шпакова, книгу которого, подаренную мне в Бугурслане, я с удовольствием прочла. Красочно разнообразили презентацию артистичные выступления композитора и певицы Жанны Комлевой, исполнившей в том числе песню на стихи Андрея Коровина, одного из главных организаторов Волошинского фестиваля.
Затем последовала презентация поэтического альманаха-навигатора союза российских писателей «Паровозъ» (сибирский спецвыпуск) и поэтического альманаха СРП «Лед и пламень». Из этой презентации я сделала вывод, что центр активной литературной жизни ныне переместился из Москвы в Красноярск. Красноярцы, как говорится, жгли! Вела презентацию председатель СРП Светлана Василенко.
Под вечер состоялось еще одно выступление двух поэтов Замечательной очень теплой по стихам москвички Анны Гедымин и сурового по своей маргинальности и умению отрицать жизнь, как нечто совсем несущественное, поэта из Курска Владимира Косогова.
На десерт нам подали московский драматический театр на Перовской со своей вишенкой на торте – спектаклем «Революция чувств и эмоций», в котором прозвучали тексты на первый взгляд абсолютно несовместимых поэтов – Владимира Маяковского и Александра Вертинского. Но как ни странно воспринималось все это крошево очень органично.
И апофеозом дня стал, конечно же, документальный фильм Андрея Осипова «Параджанов Тарковский Антипенко. Светотени», где и Тарковский и Параджанов предстали совсем не такими, какими мы привыкли их знать.
На Коктебель спустилась уже глубокая чернота ночи и тут я вспомнила, что мне негде ночевать. Я шла по приморскому поселку, шатаясь из стороны в сторону, как пьяная от морского йодистого воздуха, от прекрасных впечатлений дня, от своей забытости и заброшенности в огромной Вселенной. «Ничего, – думала я, – не найду себе крышу над головой, посижу до утра на пляже». Приют мне все же нашелся в хостеле на автостанции. А утром чуть свет я побежала к морю купаться. А потом недорого и вкусно позавтракала в столовой на берегу.
Второй день был еще удивительнее первого. Он начался с великолепной экскурсии по дому Максимилиана Волошина «Киммерийский серебряный век». Затем состоялось открытие выставки московского фотохудожника Александра Гусева на знаменитой волошинской веранде, перевидавшей в свое время немало звезд российской культуры. Открытие завершилось огненным степом виновника торжества.
Встреча с редактором издательства «Эксмо» Валерией Ахметьевой была тем для пишущего литератора, ради чего одного только и стоило приехать в Коктебель. Валерия подробно пошагово рассказала заинтересованным слушателям, как стать автором «Эксмо» и даже вручила мне свою визитку с мобильным номером.
В этот день мне удалось поучаствовать в мастер-классе прозы, который вела Светлана Василенко. И я с удовольствием отметила про себя, что тексты рассказов, обсуждаемые здесь, даже в подметки не годятся тем сложным и прекрасным текстам, которые мы обсуждаем у себя в Уфе на заседаниях литературного объединения УФЛИ.
Затем пошли некие выступления полусумасшедших графоманских поэтов, которые я пропустила, не желая слушать откровенное фуфло.
Но вечер вознаградил всех за терпение. Евритмия – полутанцевальные движения под чтение поэтических текстов и огненное фламенко Натальи Жоголевой были абсолютно прекрасны и вдохновенны.
В 21-00 день завершился спокойным документальным фильмом Анны Хрусталевой «Иван Тургенев. Русский европеец»
Даже двух дней мне хватило, чтобы сделать вывод: Волошинский фестиваль – крупномасштабное событие в культурной жизни страны. И как сказал один из поэтов, выступавший в эти дни – Лев Готгельф: «Такие события – антидот против свинцовых мерзостей современной жизни».
Читайте нас: