На этот раз, 31-го марта наш путь вместе с группой «уфапоехали» лежал в далекий и самый северный Аскинский район республики. Ехали почти три часа большой группой на трех микроавтобусах. На этот раз одним из организаторов нашего путешествия был, помимо Евгении Сюткиной, литературного редактора ОЭГ, еще и Рамиль Рафиков, бывший сотрудник республиканского комитета по туризму и экскурсиям. Он вез нас в гости к своим землякам.
На границе района нас встретила целая группа руководителей Аскинского района. Глава поселения Упканкуль рассказала нам о местных достопримечательностях. Главная природная гордость местных людей – это болото и озеро Упканкуль, не имеющее дна, уходящее в бездну. На болоте растут растения краснокнижники. Например, хищная росянка, почему-то английская. Отсюда родом Иван Якутов, первый председатель Совета народных депутатов Уфы, то есть первый уфимский мэр. Он родился в бедной многодетной семье. В тринадцать лет перебрался в Уфу и начал работать на ПРЗ – паровозо-ремонтном заводе. В 1905 году Якутов встал во главе двухтысячной стачки рабочих Уфы. После подавления первой русской революции бежал к себе на родину в Аскинский район. Скрывался здесь в вырытой землянке от жандармов. Но в 1907-м году был схвачен сотрудниками царской охранки, привезен в Уфимскую тюрьму, где в ноябре этого же года был казнен. Конечно, мы все знаем, что именем Ивана Якутова назван детский парк в Уфе. Но я даже не предполагала, что до Октябрьской революции он не дожил целых десять лет. Земляки поставили Ивану Якутову медный памятник, около которого наша группа сфотографировалась. И еще я с удивлением узнала, что Упканкуль еще и родина знаменитого нашего банкира Рафиса Кадырова. Земляки с благодарностью вспоминают, что в 90-е годы банкир поставил в каждом сельском доме стационарный телефон и подарил администрации села калькуляторы.
В Аскинской администрации заместитель главы рассказал нам в общих чертах о районе, чьи очертания на карте похожи на очертания границ СССР. Образовали село русские переселенцы из Кунгура и пермского края. Прельстились они на кишащие живностью леса. Село было до революции богатым русским купеческим. Именно русские купцы отстроили в 1803 году здесь церковь Николая Чудотворца, в которую мы, конечно же, сходили. Но чуть позже. Из рассказа же чиновника мы узнали, что сегодня этнический состав Аскино резко изменился. Русских здесь осталось всего 10 процентов, татар – около 18, остальное население башкирское. В основном сюда стекаются жители окрестных сел, в которых закрыли школы и больницы. Перестали в Аскинском районе пахать и сеять. До перестройки засевалось около 200 гектаров пашни. Нынче – почти ничего. Но до сих пор заготавливают здесь лес, работает леспромхоз и частные лесозаготовительные фирмы. Одна из достопримечательностей Аскинского района – санаторий Танып, который находится в сорока километрах от райцентра.
В революцию и гражданскую войну история села была очень непростой. Его захватывали поочередно то красные, то белые. Случалось, что и семьи раскалывались пополам из-за того, что один сын служил у красных, другой – у белых. В Аскино был сформирован очень сильный полк белогвардейцев, куда вошло все местное купечество. Им было, что защищать. Гонцы 30-го полка даже ездили в Омск к Колчаку за помощью и поддержкой. Но история сложилась так, как сложилось. И парадоксально, что в доме купца Шевкунова, производившего обувь и торговавшего ею, в Гражданскую располагался штаб красного командира Каширина. А один из детей купца – Василий стал первым комсомольским вожаком в Аскино.
В краеведческом музее меня поразило огромное шэжере, собранное хранительницей музея, начиная от Адама и Евы и… чучело медведя, с которым мы, конечно же, сфотографировались. А затем направились в мечеть послушать, как красиво поет суры Корана местный мальчик-семиклассник.