Через месяц и мать девочек приехала из Уфы. К ее приезду ту злосчастную картошку пропололи еще раз, а потом уже общими силами окучили ее. Мама рассказывала своим дочерям, как гостила в Уфе, что она видела в столице республики. Ей особенно понравился театр, где шли гастроли Татарстанского театра имени Галиаскара Камала. Она с сыном и его женой побывали на нескольких спектаклях. Ей понравился спектакль «Голубая шаль», она сравнивала игры артистов театра с игрой самодеятельных артистов своей деревни, цокала языком и без конца хвалила игру профессионалов.
Банат, затаив дыхание, слушала, как люди живут в двух- и пятиэтажных домах, о балконах, где растут цветы в горшках, о городской ванне и туалете, об универмаге «Уфа» на улице Карла Маркса, о мотогонках на стадионе «Строитель», об огромном Центральном рынке, мать показывала новые платья, шали и платки, подаренные ей сыном.
Самым удивительным было для Банат, как люди живут в домах в несколько этажей, как этажи держатся друг на друге, не проваливаются, как же печи топятся и дома обогреваются, а что такое газ и ресторан, поликлиника, где лечили матери зубы, вовсе не понятно девочке. Она, правда, не стала задавать маме мучившие вопросы, потому что мама обещала отправить Банат на следующее лето в Уфу, если та окончит начальную школу с хорошими оценками.
Девочка успокоила себя словами о том, что на следующий год сама собственными глазами увидит все. За то, что она домовничала достойно во время пребывания матери в Уфе, мама отправила ее в гости к сестре Минигуль в Средний Муйнак.
Там, в Муйнаке, девочка помогала своей сестре, у которой зимой родился сын Юлай, нянчила его, а в свободное время играла с детьми директора школы Забихуллы-агая — с Люцией и Гульямал. Во дворе их дома хранились под большими тентами снятые со стен школы деревянные классные доски, парты, водруженные друг на друга в несколько этажей, потому что в то лето школьное здание было разобрано. Взрослые перевозили в Верхний Муйнак старые срубы для новой школы, к осени там должны были поднять здание школы и потом уже перевезти все школьное имущество.
Девочки во дворе ставили на землю парту, классную доску, находили мел и играли в «школу». Гульямал была учительницей, а Банат и Люция учениками, они писали мелом на доске разные слова под диктовку своей «учительницы», решали арифметические примеры. А если уставали учиться, девочки шли на луг, где текла маленькая речушка Кылым, на берегах которой полно было ежевики, черемухи, до умопомрачения наедались ими, а потом собирали ягоды в маленькие ведерки и несли домой.
Через некоторое время школьное здание поставили на фундамент, покрыли крышу железными листами, а семья Минигуль-апай и Юнус-езняя переехала в Верхний Муйнак на съемную квартиру. В конце августа Юнус-езняй, посадив Банат на свой мотоцикл-«козел», привез ее в Ергаиш. Начался новый учебный год.
Продолжение следует…