«Мой путь, моя судьба...» Часть первая
Все новости
ПРОЗА
8 Ноября , 10:00

Клыч – Человек-сабля. Часть вторая

Изображение сгенерировано нейросетью
Фото:Изображение сгенерировано нейросетью

Примерно на четвертый день ко мне подсела девушка европейского облика и сама заговорила со мной:

– Вы здесь каждое утро завтракаете? Нравится?

Я ответила, что мне удобно – прямо на пути от моего отеля до пляжа. Простая еда меня вполне устраивает. Познакомились. Оказалась, тоже немка! Марта. Немного за тридцать. Симпатичная. Приятная собеседница. Хорошо владеет английским. Взяла длительный отпуск за несколько лет (!) и уехала путешествовать в Юго-Восточную Азию. Работает в энергетической компании. Прилично зарабатывает. Мечтает встретить порядочного человека, создать семью, растить детей. Возлагала большие надежды на это путешествие… Пошел третий месяц в дороге, в дальних странах, в разных отелях, а мечта остается мечтой. Столько людей промелькнуло мимо – и ни разу не вздрогнула душа! И глаз ни разу не зацепился за какой-либо образ! Так мне все сразу и выложила. Предложила на следующее утро позавтракать вместе в другом кафе:

– Вам понравится! И недалеко. Можно взять такой же завтрак, но там прилагается еще фруктовое ассорти. А цены те же, что и здесь.

Интерьер и обстановка в другом кафе были гораздо выше классом, конечно. Позавтракали и побеседовали с удовольствием и интересом. Ассорти из свеженарезанных тонкими пластинками фруктов подали в больших овальных блюдах каждому отдельно: каждый ряд другого цвета – фрукты желтые, красные, зеленые, оранжевые. Красиво и вкусно. Создает настроение. На следующий день Марта уговорила меня сходить в ресторан индийской кухни, где подавали арбузный сок со льдом. Он и запомнился. А еда индийская уже забылась. С Мартой в тот день пришлось попрощаться, потому что назавтра она уже уезжала. Воспоминание об этой встрече осталось приятное.

Далее на курортном пляже Лангкави у меня состоялось знакомство с человеком по имени Клыч. Человек-сабля! Он пришел на пляж с женой и шестилетней дочуркой. Говорили они на узбекском, но временами звучали и слова, и фразы на русском. Стало понятно, что семья добралась до острова с постсоветского пространства… Я заговорила с ними на русском. Обрадовались! Разговорились с ходу! К тому времени я уже обошла вдоль берега почти весь остров, и ни разу не встретила русскоязычных курортников. Мусульмане-малайцы – и мужчины, и женщины – купаются в одежде, закрывающей человека от макушки до пят. Не загорают, разумеется.

А обрадованный нашим знакомством отец семейства из Узбекистана сразу стал называть меня по-узбекски: «Мугалима» («учительница», а также женское имя на ряде тюркских языков). Достал общую тетрадь, в которой русскими буквами записывал английские слова и выражения. Почти неделю занимался со мной по утрам английским языком, упорно продолжая пользоваться только кириллицей! Не смогла уговорить его выучить латиницу! Говорю:

– За два дня вы все запомните и поймете! Давайте научу! Везде же все вывески и надписи на латинице! Целый мир для вас откроется! Дети мигом все запоминают!

Жена его (учительница!) только посмеивалась и помалкивала. Каждое утро через полтора-два часа она с дочкой уходила домой готовить обед. Семья арендовала в курортном поселке квартиру. Клыч рассказал, что заработал и скопил в Калининграде 80 тысяч долларов и решительно настроился прожить 20 тысяч из них на острове:

– Поживем хоть год по-человечески! Тепло, недорого, океан! Люди приветливые, доброжелательные. Большей частью верующие, мусульмане. Сына устроил в австралийский колледж в Куала-Лумпуре. А через год дочку надо в школу отдавать. В Узбекистане. Этот год хотим прожить на Лангкави. Можно и сына навещать, пока привыкает в колледже. Только каждые три месяца приходится выезжать из страны. Это местный миграционный закон для граждан Узбекистана. Садимся на пароход и плывем в Таиланд. Отмечаемся там и возвращаемся сюда.

Клыч рассказал мне также, что еще в детстве видел сон о своем будущем в дальних краях. Во сне ему явился старик, весь седой, как лунь, и предрек:

– Тебя не зря назвали «Клыч». Будешь воин, борец по жизни! Ждут тебя большие испытания и дальние страны! Преодолеешь все трудности и выйдешь победителем!

Клычу этот сон запомнился, запал в душу. В кишлаке в многодетной семье работы хватало всем – с утра до вечера. И взрослым, и детям. Отца потеряли рано. Продолжить ученье после средней школы не удалось. Надо было зарабатывать на жизнь и помогать матери. Выручали терпение и упорство. Стремление понять, как и с кем общаться. С кем и когда надо быть настороже… В Калининград попал случайно, через дальнего родственника, когда тому на чужбине понадобился безотказный молодой помощник. Пока Клыч работал там на стройке, обзавелся полезными знакомствами и надежными товарищами. Стал сам помогать своим землякам с регистрацией, жильем и трудоустройством. Известно, какие наступили времена! Земляки благодарили. Жил скромно. Заработанное не разбазаривал. Женился, когда было ему уже под тридцать. Зухра уже отработала два года после окончания университета в обычной школе. Она разглядела в нем человека, на которого можно положиться. Однако второго ребенка выносила уже через 10 лет совместной жизни, когда первенец совсем вырос, а глаза и душа ее стали цепляться за девчушек с косичками и в нарядных ярких платьицах. Восток!

За неделю общения с семьей из Узбекистана, по недолгим нашим беседам под камышовым навесом на пляже острова Лангкави, сложилась в моем воображении история еще одной судьбы… Спросила у Клыча:

– А в Калининград снова поедете?

– Нет, это вряд ли. Когда дочка в школу пойдет, надо ближе к родине держаться. И в Куала-Лумпур из Ташкента есть прямые авиарейсы. К сыну ближе. Жена тоже хочет работать.

– А вы чем будете заниматься?

– Сибирь большая! Фрукты и орехи буду возить туда из Узбекистана. Есть и оптовые покупатели. Удобно. Уже обкатанный маршрут. А оттуда яйца можно возить в Узбекистан. Есть спрос. Есть варианты. Имеются товарищи с автотранспортом. Не пропадем!

В голосе – сила и уверенность. Клыч, Человек-сабля…

С острова Лангкави в Куала-Лумпур я полетела на самолете. Пятнадцать минут на такси с отеля до аэропорта острова. И всего час лету! Кузен Ильдус встретил меня в аэропорту прибытия. На следующий день они развлекали меня всем семейством – кузен, его жена и их четырехлетний сыночек Юнус. Поехали в город-спутник Куала-Лумпура, где расположены ВСЕ правительственные учреждения страны. Это была просто обзорная экскурсия, конечно. Там же и пообедали в ресторанчике. Посетили огромную новую мечеть современной архитектуры, где малайцы отмечали одновременно свадьбу, первую стрижку одного и обрезание второго местного малыша. В трех огромных залах со стеклянными потолками три многочисленные компании мужчин и женщин. Все малайцы. В ярких и пестрых национальных одеяниях. У меня сохранились фотографии этого дня и этой мечети. Мне на входе в мечеть выдали просторную сиреневую накидку, которая скрывала все, что женщинам положено закрывать в мусульманской среде.

Так пролетели эти две недели в Малайзии. Мгновенно! Состоялась и некая встряска, на которую, видимо, напрашивался мой заскучавший от монотонного существования организм. Еще не описала короткие встречи и беседы с двумя пожилыми супружескими парами – с острова Мэн в Ирландском море и из маленького городка в Канаде! Тоже есть, о чем вспомнить. Ну, оставим их на будущее!

Автор:Зайтуна ГАЙСИНА
Читайте нас: