За нашей общагой был огромнейший котлован. Вырыли и вырыли, эка невидаль, затем потеряли интерес. Одна беда, это негативно стало влиять и на нашу пятиэтажку, какие-то микротектонические сдвиги подземных слоев. Говорят, усиливали фундамент, чтобы вся общага не сползла в эту яму. Как бы там ни было, на четвертом курсе выперли студентов из общаги, временно разместили у экономистов. Ездили учиться на трамвае.
Вот не думаю, что 3 копейки за проезд были для кого-то ощутимым бременем. Но тут есть два нюанса. Во-первых, за четыре года привыкли пешком добираться до института, то есть бесплатно, а когда хоть на стоимость стакана газировки с сиропом да ракошеливаться – это уже регресс. Во-вторых, молодежь всегда тянет на риск, и это тот случай, когда выделка привлекает больше, чем исходная и конечная овчина. Ну, или чуть переиначим нашего Гаранта: пусть визгу много, все равно прикольно стричь поросенка.
Из воспоминаний Насиба: «Мы со своими “однокомнатниками” ездили на халяву на общественном транспорте. Покупаешь билет лишь раз (автобус, трамвай, троллейбус – без разницы, но отдельно для каждого вида и т. д.) Кладешь бумажку в самое укромное место (за козырек шапки-ушанки, в верхний карман костюма) и все. При следующей поездке встаешь недалеко от кассы. Обязательно кто-нибудь передаст тебе мелочь и попросит оторвать билет. Монетку закидываешь в кассу, отрываешь билет, а дальше только ловкость рук – передаешь попутчику свой “бэу” из загашника, а свежий билет оседает у тебя. Сколько людей подвел, не знаю, но хоть при мне никого не ловили и не наказывали. Но ответка все-таки прилетела, только намного позже: в Магнитогорске передал деньги за проезд, получил билет, а вскоре проверка; у меня тогда и без того были финансовые проблемы, а пока пытался объясниться, платил штраф за просроченный билет, на поезд опоздал».
Хоть этим тебя, друг, утешу, моя бабушка не раз говорила: «Нигеҙе харамға ғына харам килешә» – «Только тем, у кого нечисть внутри нечисть снаружи на пользу». Раз хитрость впрок не пошла, столь явственно сработал закон бумеранга, можем смело предположить: с внутренним стержнем у тебя все в порядке, чистоган, безо всяких дурных примесей)
Рахимьян написал и про более изощренную схему. Уже рассказывал, как мы на занятиях по химии “серебрили” медную мелочевку и выдавали за монеты более крупного номинала. Лично пару раз так кинул продавцов в кафетерии напротив. (И они мне иногда сдачи недодавали, так что просто квиты, угрызений совести не чувствую).
Оказывается, была и более выгодная инвестиция: на общественном транспорте берешь деньги за проезд, но вместо переданного гривенника кидаешь свой, “нахимиченный”. В абсолютном выражении невелика выручка, а в относительном – такой норме прибыли наркоторговцы обзавидуются!
А еще Насиб припомнил такую историю. Один наш товарищ и сам хорошо учился, но во время сессии потребовалось ему выезжать по весьма уважительной, даже престижной причине (не буду персонифицировать и конкретизировать, мало ли что). Так вот, сдавать за него экзамен подрядили товарища с другого института. На “пятерку” сдал! Разве что девчонки чуть не выдали, прыснули смехом, когда он начал при ответе сыпать примерами по своему профилю – про нефтяную промышленность.
И опять же Рахимьян припомнил и куда более хитрую схему. Сам заходил первым, незаметно брал два билета (условно обозначим № 5 и № 12). Отвечал по вопросам билета № 12 (на “пятерку”, он же краснодипломник), а второй, билет № 5, после передавал сообщникам. Пока выступали другие студенты, дожидающийся у двери своего захода Ахтям успевал освежить в памяти тему. Заходя в аудиторию, вытягивал билет № 7, но преподавателю озвучивал № 5, по нему же и отвечал. Затем по билету № 7 сдавал экзамен Ислам, хотя сам вытянул № 20. По № 20 отвечал замыкающий цепочку Насиб. Ему уже и нет надобности вытягивать билет, зашел уже и с билетом, и с подготовкой по этим вопросам. Надо просто сделать вид, что выбрал, пока экзаменатор разбирается с зачеткой. Великие комбинаторы! Но отметим, эта схема работает, если только студент неплохо разбирается в предмете. Так сказать, просто подушка безопасности.
И Мунир как-то показал класс. Сижу на экзамене по мелоиорации, никак не могу вспомнить марку щелевателя. Ямалеев вышел покурить. Не успел он отдалиться, снова скрипит дверь. Смотрим, заходит Низамов, который дожидался своей очереди в коридоре. Солидно так поздоровался со всеми, демонстративно вальяжно прошествовал к столу и не спеша выяснил, где какой билет расположен. И вершина понта, круто замешанного на самообладание – налил с графина воды, выпил с чувством и с расстановкой, довольно крякнул. И удалился не спеша, походкой триумфатора, пожелав нам удачи. Вскоре опять зашел за экзаменатором и, как нетрудно догадаться, вытянул глянувшийся билет.
Меня эта история сильно развеселила и сам словил кураж, поведал Ямалееву про самолично придуманный агрегат ЩН-1,2. Просто представил полевую борону с шипами вместо зубьев и нарисовал. Экзаменатору понравилось, тем более он хорошо ко мне относился, чуял интерес к своему предмету. Щелеватели как таковые, скорее всего, мало кто видел, тем более – применял. Тем более – ЩН-1,2, коих нет в природе).
Продолжение следует…