Итоги конкурса «10 стихотворений месяца» за ноябрь 2024 года
Все новости
ПРОЗА
30 Мая 2023, 14:30

Темпоральный призрак

Аксаковский сад в Уфе сначала не был Аксаковским, хотя их семейство и жило рядышком, и возник он, примерно, когда они там жили – лет двести с хвостиком назад, но имя этот сад получил значительно позже. Пройдя через несколько рук, сад оказался в 1894 году у господина Василия Ильича Видинеева, который и сделал его общественным – построил в нём летний деревянный театр. Для нашей истории это самое важное. Здание было необычайно красиво и привлекательно. Заезжие антрепризы давали в нём спектакли, общественные деятели, учёные и просветители читали лекции. Всё это делало Уфу не захолустьем, а значимым городом. После Октябрьского переворота, когда здесь появилось театральное училище, в летнем театре игрались выпускные спектакли.

Сад этот пользовался популярностью. Отмечались всякие праздники, играл оркестр, выступала самодеятельность. Горожане гуляли с детьми, тем более там есть маленький пруд. Стояли огромные деревья, в которых жили вороны и филины.

Однако, последние годы своего существования здание театра не использовалось. Начальство ссылалось на то, что оно стало ветхим и аварийным. На самом же деле проблема заключалась в другом. Стали более строгими правила пожарной безопасности. Чтобы получить разрешение на эксплуатацию, нужно было пропитать всё это деревянное строение специальным раствором. На это наша власть не смогла найти ни желания, ни средств, и в 1991 году театр снесли. Происходило это мучительно: его три дня тянули мощными бульдозерами. Потом разбирали на доски. Старинные толстые – шестидесятка – половые доски, без какой бы то ни было гнили, держались на кованных четырёхгранных гвоздях. Так уфимский летний театр прекратил своё существование.

Но вот интересное дело. Пока театр ещё стоял заколоченный и покинутый, в него никто не вломился, ничего не разрушил; лишь изредка пробирались мальчишки – пробегутся по наружным галереям и уходят. И хотя в саду по-прежнему гуляли, дети играли, весь он постепенно приходил в запустение.

Через несколько лет Аксаковский сад привели в порядок. Вычистили пруд, завели там лебедей и рыб, что, несомненно, привлекает горожан. Дети готовы часами смотреть, как подплывают рыбы за крошкой хлеба, брошенной в воду. Появились мощёные дорожки, скамейки в тенистых местах, детская площадка. Само же место, где стоял летний театр, осталось пустым. Даже некое бревенчатое сооружение на подступах к этому месту, призванное изображать старинную крепость, не привлекает к себе.

Если же вы дождётесь вечера, ближе к ночи, когда сад пустеет, и, сделав небольшое усилие над собой, подойдёте туда, и спокойно постоите в тишине какое-то время, то вы можете услышать или просто почувствовать, как ниоткуда возникают какие-то разрозненные слова. Ну, может быть так: «Безвестный край, откуда нет возврата…»1 или «Я буду грешить и буду каяться так, как вы»2. Не пугайтесь. Это всего лишь реплики героев тех спектаклей, что много лет назад шли на сцене летнего театра. Вы ощутили влияние так называемого темпорального призрака.

Так что же такое этот самый темпоральный призрак. Прежде всего, это не привидение в обычном смысле слова. Это слепок неких событий, который привязан в пространстве к месту и пребывает вне направленности времени. Какие ощущения у работников известной нефтяной компании, которая захватила для себя изрядный кусок сада, как раз там, где стоял театр, нам не известно. Тем не менее, ежели вы человек чувствительный, какие сейчас не в моде – теперь опять популярны люди жёсткие, из которых, как говорил поэт, «гвозди бы делать». А гвоздю всё равно во что его вобьют: в доски ли, в нравы ли – то эти внимания не обратят и пройдут мимо. Но всё-таки, ежели вы человек тонкий, то вы можете уловить некие посылы этого явления. Кроме того, темпоральный призрак некоторым образом охраняет своё место, даже, когда, казалось бы, что всё зачищено. Пока вы подходили туда, чтобы послушать, вы же преодолели как будто бы какой-то порог. Как на кладбище, когда вы приводите могилу близкого человека в порядок после зимы, вы топчитесь вокруг, но на саму могилу не наступаете. Нечто удерживает вас.

Кстати, о кладбище. У нас есть сквер 50-летия Победы. В нём вы не увидите толп гуляющих. Редкая парочка профланирует, или стайка подростков пробежит через него. На самом же деле, мы видим здесь тоже воздействие темпорального призрака. Сквер занимает территорию бывшего Ивановского кладбища, а значит это не место для праздного шатания или веселия. Это место для раздумий о серьёзном, о бренности и смысле жизни. Уже почти не осталось людей, помнящих о существовании когда-то старого кладбища. Тем не менее, этот призрак не пускает туда людей, заставляет их изменить маршрут или хотя бы приостановиться, и, чтобы продолжить путь через сквер, им приходится преодолеть что-то вроде невидимой границы, как будто воздух становится неожиданно гуще. По крайней мере, сделать какое-то непонятное, пусть лёгкое, но усилие. Человеку, прошедшему сквозь этот сквер, необходимо некоторое время, чтобы оглядеться и восстановиться эмоционально.

Однако, если в его голове вдруг прозвучит что-нибудь вроде «липпертволяпюк»3, то он непременно придёт в хорошее расположение духа. Это привет ему от темпорального призрака летнего театра.

Да, если пройти немного дальше, к таможне и ближе к торговому центру «Яй»4, где когда-то был ипподром, то и теперь, именно летом в хорошую погоду по выходным, там можно услышать ржание молодых жеребцов, гарцующих вокруг молодой, стройной кобылицы.

_______

Примечания:

1 – Из пьесы В. Шекспира «Гамлет».

2 – Из пьесы А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

3 – Эдвин Липперт-Воляпюк – главный герой оперетты И. Кальмана «Сильва».

4 – (башк.) Лето.

Автор: Владислав ЛЕВИТИН
Читайте нас: