Все новости
ПРОЗА
23 Ноября , 14:00

Человек с планеты Саракш

Вагон поезда оказался новый, в нем с непривычки было трудно разобраться, но как-то устроились и поехали. В Москву. Я там не был лет десять, поэтому было не то что страшновато, но немножко тревожно.

Поезд прибыл в шесть утра, длинная вереница людей, в которой я шел, скрылась в подземке, наконец приблизился к входной двери, вошел и меня встретил знакомый запах и привычные вагоны метро. Еду.

Первым делом доехал до метро «Новослободская», где оставил книги для презентации в библиотеке Боголюбова, потом на электроавтобусе доехал до метро «Маяковская», пешком дошел до площади Пушкина.

Пушкин как прежде смотрел на нас как олимпийский бог – немножко с высоты, немножко сочувствуя. Было радостно придти к нему. Я отдал поклон и пошёл в гостиницу.

Оставил чемодан, пошел гулять по Москве. Литературный институт был закрыт, я двинулся вниз по Тверскому бульвару, дошел до проспекта Калинина. В книжном магазине «Москва» попил чаю. Потом дворами дошел до Патриарших прудов. Было забавно, что в тридцатые годы москвичи могли там встретить Воланда, а в наши дни философа Галковского. То есть Галковский – это Воланд сегодня.

Но я встретил только юных мам, которые прогуливали своих чад, как пришла эсэмэска, что можно устраиваться в гостиницу.

Номер был небольшой, с окном-бойницей, словно когда-то здесь была монашеская келья.

Скоро настало время, и я выдвинулся на Пречистенку, в академию художеств, где была выставка скульптора Комова. Меня пригласил скульптор Салават Щербаков.

Зал был полон, было открытие, были речи, а я смотрел скульптуры, большинство из которых мне были известны по иллюстрациям. Поразительное ошущение – видеть их воочию.

Очень хочется, чтобы к нам в Уфу привозили такие выставки, а не вот это вот все, что нам показывают.

Вместе с Салаватом Александровичем мы едем по улицам Москвы, проезжаем мимо памятника Владимиру Великому – крестителю Руси, автором которой он является. Поразительное ощущение.

Салават Александрович был так добр, что приехал на презентацию моих книжек и даже выступил и сказал добрые слова.

Зал был полон. Около пятидесяти человек были в зале и фойе. Прибыл автор предисловия к книге «Синий камень Ирендыка», известный российский писатель Евгений Попов, и вечер начался.

Казалось бы, какое дело москвичам до башкирских народных песен, но нет. И эта книга, и переводы башкирской прозы, и стихи, и даже пародии на них, и афоризмы про уфимца были встречены восторженно и весьма благожелательно.

Отдельно хотел бы отметить московского пародиста, моего друга, очень талантливого человека Владимира Буева. Презентация во многом состоялась и благодаря ему и его поразительным пародиям, которые он мастерски читал.

Почти два часа пролетели незаметно. Зрители не хотели расходиться.

Что сказать? У нас в Уфе и республике есть новая культура, которая интересна не только москвичам, но и россиянам в целом. Я говорю это со знанием дела, потому что последние пару лет мы с композитором Азаматом Хасаншиным продвигаем ее по стране. Мы побывали в Самаре, Челябинске, Казани, Перми, теперь вот и Москве. И всюду очень теплый прием, что не может не радовать. Думаю, это надо приветствовать и развивать. Это я обращаюсь к тем, кто понимает.

На следующий день я побывал на встрече со студентами Российского государственного социального университета. Меня пригласил мой друг, поэт Михаил Гундарин, который там работает. Студенты задали массу вопросов, на которые я постарался ответить. Они обещали написать о встрече отчеты, так что я их еще надеюсь опубликовать в газете «Истоки».

Потом мы гуляли по ВДНХ, а потом выдвинулись в центральный дом литераторов, где был вечер памяти Василия Аксенова. Очень теплая атмосфера, полный зал, уют и тепло зала – то, что порадовало меня и огорчило, потому что я вспомнил, что наш Уфимский дом писателей стоит пустой, он покрылся плесенью, туда никто не ходит. Очень жаль!

Одним из ведущих вечера был известный российский писатель Евгений Попов. О нем мне очень тепло и вдохновенно рассказывал много лет назад наш литературный критик Александр Касымов. И вот удалось встретиться вживую.

Во время презентации я был немножко ошеломлен теплым приемом, во время вечера памяти Аксенова погружен в атмосферу воспоминаний, зато потом, когда читал книгу Евгения Попова «Мой знакомый гений» впечатления сложились в целостную картину. Нет, совсем не случайно многие годы Евгений Попов был президентом Русского Пен-центра. Мудрый, живой, думающий, дружески настроенный к миру – вот с каким человеком повезло встретиться. Горжусь таким знакомством! Спасибо вам большое, Евгений Анатольевич!

Москва большой город, живут в нем и наши земляки, с некоторыми из них удалось повстречаться, пообщаться. Надеюсь, что из этих встреч возникнет что-то новое.

Как известно, в Башкирии 54 района. Думаю, что еще одним районом Башкирии должно стать наше представительство в Москве. Хочется верить, что наша культура будет в нем представлена не редкими каплями дождя в степи, а бурным потоком Агидели.

Я почувствовал в москвичах интерес к общению, его надо, мне кажется, поддерживать. По Москве должны ходить не только башкиры с папочкой, но и с книжкой, тем более скрипкой и гитарой. Эта работа может дать и ощутимый финансовый результат, москвичам есть чем платить, как известно. По меньшей мере книжек двадцать на вечере они купили.

Вечером я очутился в районе Чистых Прудов, где с трудом отыскал подвал, в котором проходила презентация книги Михаила Харитонова «Факап». Этот гениальный роман написан как своего рода фанфик мира Стругацких. Но ведь и Дон Кихот это фанфик рыцарских романов, как известно. Так что ничего плохо в жанре нет. А есть объемная картина мира, в котором сознание человека испытывает потрясающую трансформацию, от которой захватывает дух. Эта встряска похожа на приключение на американских горках. Все летит, все трясется, картинки сменяют друг друга, пазлы соединяются и разъединяются, и весь мир предстаёт в ином, объемном, новом свете.

Как известно, Михаил Харитонов – это псевдоним писателя и общественного деятеля Константина Крылова. Как всякий талантливый, а скорее гениальный человек, он много чем занимался в жизни. К сожалению, он рано ушел от нас. Но продолжать относиться к нему под впечатлением злобы дня это все равно что считать Сервантеса испанским морпехом. Константин Крылов гениальный писатель и чем скорее мы это осознаем, тем нам же и лучше.

Дело в том, что каждый человек в принципе живет в своем плоском мире, в котором ему удобно. Но грандиозные преобразования, которые происходят в жизни, ломают эту картину мира, ломая и судьбу человека. Выжить в этих исторических катаклизмах возможно если увидеть реальность в щадящем виде. Именно это и делают романы Константина Крылова. Они больше и масштабнее политических взглядов автора, как это и бывает с гениальными творениями.

Поделюсь только маленькой деталью, которую я осознал по прочтении романа «Факап». Дело в том, что в годы Великой Отечественной братья Стругацкие жили в эвакуации в Саракташском районе Оренбургской области. От этого названия и произошло название планеты Саракш. А поскольку место, где я родился и вырос, находится в пятидесяти километрах от Саракташа, то и я получаюсь жителем планеты Саракш, что говорит о многом.

И это только небольшая часть впечатлений от поездки в Москву. Было интересно!

Автор:Айдар Хусаинов
Читайте нас в