Во время своих бесчисленных пеших прогулок по городу я нечаянно забрёл на незнакомую мне старую улочку. Она ничем не была примечательна. Узкая и пыльная. Ни одного дерева. К тому же, пустынная: ни детей, играющих в футбол; ни домохозяек, спешащих за покупками; ни деловитых или пьяных мужичков. Никого не было.
Я шёл, лениво разглядывая дома старинной постройки. Дома лепились один к другому, словно буквы налезающие друг на друга.
И вдруг в глаза бросилась вывеска «Лавка Случайных вещей». В моей душе тут же вспыхнуло любопытство, и я решил зайти. Но не сразу. Постоял немного в нерешительности, переминаясь с ноги на ногу. А затем потянул на себя старую неподатливую дверь, которая тяжело со скрипом отворилась.
Под самым потолком тускло горела лампочка. Прилавки, витрины – всё было непривычное, незнакомое, словно из прошлого века. Узкие, закруглённые кверху окна были забраны металлическими решётками с замысловатым старинным узором, как в древнерусских монастырях.
Я почувствовал неловкость и огляделся: кроме меня в помещении никого не было. Я подумал: «Что за ерунда? Что тут может быть особенного?».
Но моя любовь ко всему загадочному и таинственному одержала верх, и я подошёл поближе к прилавку.
И в самом деле, ничего особенного я там не увидел.
На витрине лежали обычные, бесполезные на первый взгляд вещи: помятая записная книжка, футляр для очков, бусы из бирюзы, чья-то открытка, потемневшие от времени ключи, небольшая изящная статуэтка балерины, писанная маслом картина, листы нотной бумаги – партитура какой-то незнакомой мне симфонии, старая книга и «Молитвослов» с замусоленными почерневшими уголками.
«Случайные вещи, ненужные вещи,
Вы отслужили свой срок.
И смотритесь ныне зловеще,
Это потомкам урок.
Время уносит мечты и желанья,
Время ломает дома.
В прошлое лучше не возвращаться,
там лишь погибель и тьма» – прочитал я в старой книге, открыв её наугад.
В эту минуту легко скрипнули половицы, и рядом со мной оказался невысокий полный господин средних лет. «Что, читаете?», – усмехнулся он. Словно ему были известны мои мысли. «А между тем, нет ничего интереснее случайных вещей. Каждая вещь имеет свою энергетику, светлую или тёмную. И неизвестно, какую роль она сыграет в вашей жизни. Попытайтесь, рискните! Возьмите себе что-нибудь на память, то, к чему потянется ваше сердце».
Меня это сильно озадачило. Я не был готов к такому поступку.
Да и что можно было выбрать из этого ассортимента?
– А вы не торопитесь. Посидите, подумайте, прислушайтесь к себе. А я пока пойду, у меня незаконченные дела есть. И с этими словами он исчез так же неожиданно, как и появился.
А я обвёл рассеянным взглядом прилавок. Ни одна вещь не вызывала у меня интереса. Ну чем могут быть полезны, скажем, старые никому уже не нужные ключи от дома, который давно не существует?
Но тут взгляд мой упал на картину. Холст был натянут на подрамник небольшого размера, она бы запросто уместилась в моём портфеле.
Масляная краска на ней слегка потрескалась от времени и по холсту поползли кривые трещинки. На картине был изображён чугунный старинный мост через небольшую узкую речку, которая едва поблескивала на дне оврага сквозь гибкие ивовые прутья. Ивы так тесно её обступили, сомкнули свои ветви, словно хотели спрятать или защитить от постороннего взгляда. Но я, всё же, узнал её. Это была Сутолока! Ранние детские воспоминания замерцали, как киноплёнка. И у меня не осталось сомнений. На картине была именно она, речка, которой уже нет.
Я стал случайным свидетелем её конца, когда проезжал мимо на автобусе. Неожиданно из окна предо мной открылась безобразная картина, которая меня потрясла до глубины души. Развороченное, бесстыдно обнажённое русло реки, порушенные ивы с обрубленными ветвями лежали по склонам берегов. По днищу оврага полз, урча от натуги, красный трактор, разравнивая землю.
Речку загнали в трубу, позже убрали и мост.
А на этой картине она жила, как ни в чём не бывало, переливалась на солнце. И ивы, казалось, шелестели на ветру. И мне захотелось, как в детстве, облокотиться на тёплые чугунные перила моста и свесить голову вниз, любуясь её течением.
Я не раздумывая, взял эту картину. Я принёс её домой, поставил на полку. Она играла полными яркими красками: густой зеленью листвы, чёрным тяжёлым чугуном моста, и нежной серебристостью воды моей любимой Сутолоки. И всё это сквозь патину времени. Имя художника было указано неразборчиво, мне так и не удалось его разгадать. Наверное, это был любитель.
С тех пор моя жизнь вошла в свою колею, текла размеренно и вдохновенно, словно я нашёл код своей судьбы. Этим кодом была связь с прошлым.