Все новости
ПРОЗА
30 Апреля 2020, 16:42

Банная история. Дым и дымка

Рассказ (Башкирский Декамерон) Самат в эту субботу проснулся пораньше. Ведь ему надо быть к 7.30-ти на Советской площади, для выезда в Пресс-тур по южным районам республики. Тот год был очень засушливым, с июня не то что путного дождя, а даже нормальной росы не было.

Вот и решил местный Минсельхоз ознакомить аграрных журналистов, точнее, через них общественность республики с положением дел на селе – с сбором того скудного урожая, что давали в тот год поля. Да еще постоянные лесные и полевые пожары мучили жителей республики. Сходив в ванну, Самат зашел в кухню, поставил чайник и привычным движением рук открыл шторы и от удивления застыл на месте. За окном вместо привычной картины утренней зари ничего не было видно, от слова – совсем. Точнее было видно: стояла впритык к окну бело-матовая вата. “Что за фигня!” – от удивления подумал он и вплотную подошел к окну, чтобы разобраться, чё это такое. Сюр в его сознании еще больше увеличился, когда он не смог увидеть даже садовую бочку из-под воды, которая стояла в 10 метрах от окна дома. Тут уже его удивление поневоле из головы вырвалось наружу со словами: “Что за фигня!”. Быстренько натянув футболку, Самат выскочил наружу.
В самом деле, все было как в сонном тумане. И этот туман был плотнее раз в 10 самого плотного тумана, какой он видел в своей жизни. При вытянутой руке даже ладонь исчезала в этой субстанции. Принюхался. Ага! Запах дыма. “Понятно, значит, где-то был пожар: то ли дом или баня сгорела, что ли” – подумал он. Тут надо прояснить: Самат жил в загородном поселке недалеко от Уфы, и поселок этот находился с одной стороны окруженный болотным лесом и озером с густыми камышами, с другой – поймой реки Белой. Поэтому воздух был тут густым и часто влажным, особенно по вечерам. И частенько летом, весной и осенью бывали легкие туманы. А в безветренные вечера любой дым никуда не уходил, а тонкой пеленой растекался над поселком. Поэтому эта мысль ему показалось логичной.
Зайдя в дом, Самат торопливо попил чай и быстренько прошагал к остановке, чтобы успеть к первой газельке. Но, увы, маршрутки не было. Решил поймать попутку. Благо город недалеко и местные (т. е. кто живет в поселке давно поколениями) знают, что надо помогать друг другу с транспортом, т. к. тут частенько бывает проблемы с общественным транспортом. Не то что новые жители, которые сюда приехали лет 5–7 назад, построив свои коттеджи. Они не то что останавливаются при поднятой руке, а еще сильнее могут газануть, чтобы напылить на тебя, показывая, кто есть ху и, типа, они уже “бога за бороду поймали”. И как назло, никого на дороге в субботнее утро не было, да и водители особо не замечали путника издалека с поднятой рукой. Чуть ветерок подул, дым-туман начал растворяться. Но транспорта как не было, так и нет. Самат уже начал волноваться. Такси, что ли, вызвать? Нет, не успеет.
И вдруг из тумана появился черно-лакированный, как новая галоша, огромный джип-паркетник. Самат особо даже не обратил внимание на него. Понятное дело – все равно пролетит мимо. Но тут, к удивлению Самата, джип сам остановился и водитель через правое кожаное сидение, открыв дверь, позвал его:
– Давай садись, если в город.
– Да, в город.
Как только тронулись, водитель джипа, явно желая продолжить разговор, спросил:
– Давно стоишь?
– Да, что-то нет сегодня никакого транспорта.
В самом деле, к благоухающему и пахнущему тонкой кожей вкусу салона добавился запах сырой гари, которой пропиталась одежда Самата. Два незнакомца разговорились, познакомились. Оказалось, Вадим (так звали нового визави Самата) из новых заселенцев поселка.
– Вот сегодня с утра решил начать делать добрые дела – пусть будет хайером. Отвезу тебя, куда скажешь, и денег не возьму. Потом схожу в мечеть.
И рассказал Самату свою историю, подтолкнувшую его в этот день к добрым делам...
...В пятницу к Вадиму приехали его давние друзья – трое однокашников из студенческой молодости. Они не теряли связь и после окончания Нефтяного института: постоянно созванивались и встречались по одному, то на курортах Испании или на Карибах. Но все же вместе собираться получалось редко. Поэтому, как только совпали у всех троих отпуски – сразу же решили приехать к нему в гости. Все друзья Вадима работали в Сибири, в разных нефтяных компаниях. Только Вадим остался в Уфе и дорос в местной нефтяной компании до руководителя отдела снабжения. Поэтому друзья давно хотели приехать и посмотреть его “гнездышко”, которое он “свел” под Уфой. А гнездо у него получилось на славу. С виду двухэтажный коттедж с мансардой, еще двумя этажами уходил в землю. В первом полуподвальном этаже у него бассейн с сауной, бильярдная, шубохранилище и котельная, а ниже этажом винный погребок. В конце участка находится добротная, деревянная баня с залом отдыха наверху и широким предбанником в сказочном стиле с выходом на витражный купель-бассейн. Оттуда дорожка ведет к пятиконечной стеклянной оранжерее, где растут диковинные растения, половину из которых привезла его жена-красавица из далеких стран. Кстати, жену-блондинку он выбрал на городском конкурсе красоты. А недалеко от оранжереи двухэтажный гостиный дом и дом для прислуги, в котором живут узбек Мустафа с женой.
Конечно, Вадим не смог бы построить этот дом только на одну зарплату. Хотя зарплата была у него немаленькая для нефтяной республики, и выходила со всеми доплатами раз в 10-15 больше, чем средняя зарплата по региону. Основной доход шел у него, как он сам говорит, от умения быстро крутиться.
После того, как друзья ознакомились с домом, с его новой женой, и, после легкого ланча на веранде, их уже ждала горячая баня с шашлыком от Мустафы. Мужики пошли в баню, а Мустафа ушел домой. Вадим сам начал подкидывать дрова в печку для хорошего пара, одев при этом необычную перчатку на руку, с виду покрытую резиной, которая доходило ему почти до локтя. Друзья это заметили, и как бы отвечая на удивленные взгляды, Вадим, сунув руку с этой перчаткой в огонь и поймав горящее полено, показал друзьям и обратно бросил в печку.
– Специальная перчатка, огнестойкая! Даже в огне не горит.
– Да не может быть! Такая фигня должна гореть, – возразил один из друзей. А второй друг не согласился с ним:
– Да, бывают такие руковицы! Ты что, такое ни разу не видел, что ли!?
– Да брехня все это!
Увидев, что из-за такого пустяка может выйти большой диспут, тем более эти два друга большие любители поспорить, когда принимают на грудь, Вадим решил погасить эту возможную перепалку, призвав их лучше вернуться обратно в студенческие годы, во времена их совместной жизни в общаге. Когда время дошло до 11 ночи, Вадим попрощался с друзьями до утра и пошел спать, показав им комнаты в гостином доме. Так как ему самому надо было с утра рано на работу, чтобы отправить новое оборудование в филиал компании. Он всегда ценные грузы отправлял самолично, даже несмотря на выходные дни.
Но мужики решили еще малость посидеть. Тем более, в 30-литровой кеге пива было достаточно, а приготовленный шашлык был съеден только наполовину, и рука еще не доходила до прозрачного барного холодильника, где гостей манили красивыми этикетками вкусные напитки – от рома до текилы и от водки до виски...
...Вадим проснулся от истошного крика жены:
– Вади-и-м, мы гори-и-м!
– Что-о!? Где-е? – он никак не мог отойти от сна и не сразу дошли до него слова жены.
– Смотри! Баня горит!
Вадим, думая, не сон ли это, посмотрел в сторону бани и, кроме густого дыма, ничего не увидел, но от испуга как будто видел даже языки пламени и ему послышался зловещий треск пожара. Быстро натянув халат, он босиком выскочил на улицу. Рядом с домом стояли два его однокашника, вцепившись друг в друга:
–Я тебе говорю, все сгорело!
– Нет, не сгорело!
В эту секунду в голове Вадима молнией пронеслось: “Блин, сожгли баню!” Из дыма послышался голос третьего:
– Все сгорело, все сгорело!
Тут уже у Вадима ноги подкосились и, еле волоча их, он пошел в сторону бани. О, оранжерея цела! И до купель-бассейна огонь не дошел! Вот появился из дыма силуэт передника бани – вроде нормально стоит! О, баня вроде тоже цела! А где же он горит?! И Вадим сразу же побежал вокруг бани – нет, все цело! Посмотрел на крышу – тоже не горит. И тут он столкнулся с другом, который только что кричал: “Все сгорело!” Он, икая, посмотрел пьяными глазами на Вадима и сказал:
– Твоя перчатка горит ведь!
– Какая-а перчатка-а!?
– А во-о-т эта-а, – и показал сердечный друган горелый остаток термостойкой перчатки.
Тьфу, япона мать! Тут уже ему начала доходить суть происходящего. Как он ушел спать, друзья сперва хорошо посидели. Потом пошли разные споры, и в конце концов им на глаза попалась та самая перчатка, с которой обычно Вадим кидает в огонь полено. И поспорили – горит она в огне или нет. Разожгли снова огонь в печи и бросили туда перчатку. Сперва ее огонь не трогал, но когда она все-таки начала гореть, спор вышел за пределы бани. В этот момент и выскочил из дома Вадим... Фу! Отлегло от его сердца! И тут опять послышался истошный голос жены-блондинки:
– Ва-а-дим! Ва-а-дим! А-а! Ты где? Пожар! Пожар! Помогите-е-е!
Он уже обратно побежал от дыма-тумана в дом, чтобы успокоить ее. Пока он ее успокаивал от истерики, появились возле дома пожарные разведчики на уазике. Оказалось, что жена успела позвонить 01, и в тот день многие тоже с утра вызывали пожарных. Как объяснил офицер-эмчеэсник, там, недалеко от поселка, вечером горел озерный камыш, и после его тушения дым ночью лег на поселок, и утром все, проснувшись, ошалели.
После этого, спрятав все бутылки спиртного от друзей, уложив их спать и твердо наказав Мустафе, чтобы им на опохмель давать лишь портвейн и пиво, уехал на работу. И на радостях, что все так счастливо закончилось, подумал, что это предупреждение от Аллаха, и решил незамедлительно умилостивить его хорошими добрыми делами. И первым ему на этом благородном пути встретился Самат...
Азамат НУРИЕВ
Группа Башкирского Декамерона: https://www.facebook.com/groups/755532185202978/?ref=bookmarks
Читайте нас: