Все новости
ПРОЗА
11 Апреля 2020, 16:28

Камень на горе

Тансулпан БУРАКАЕВАРассказ(Башкирский Декамерон) – Не стоит переворачивать камень на горе, – как-то сказала мать.– А зачем его переворачивают?– Чтобы снова вернуться на это место, – ответила она.

– Он притягивает тебя?
– Нет, – сказала мать. – Это просто обещание. Себе. Не камень будет тянуть тебя обратно, а ты сама.
– А почему не стоит?
– Прошло уже много лет, а я все не могу туда вернуться.
А было это и вправду давно, через пару лет после моего рождения. Отец умер еще до того, как родилась, и мама осталась в тридцать девять с пятью детьми на руках. Чтобы прокормить столько ртов, решила переехать в деревню, да и душа стремилась подальше из пыльного города, который она так и не смогла полюбить. Решено было переехать в Кугарчинский район, почти родина, да и есть, где жить – в школьном флигеле в деревне под названием Апсалям.
В деревне маму сразу полюбили: за год она организовала несколько народных праздников, концерты и даже поставила спектакль, задействовав в качестве актеров местных жителей. А еще выдала замуж коллегу, молодую учительницу Минзалю. Та как-то призналась матери, что ей давно нравится молчаливый красавец Рашит, но до того молчаливый, что так до сих пор ни словечком и не перекинулись, хотя провожал после танцев уже несколько раз. Мать долго тянуть не стала, а пошла прямиком к Рашиту.
– Нравится тебе Минзаля? – спросила она с порога.
– Ну, нравится, – помедлив, ответил парень.
– Жениться будешь?
– Буду.
Минзаля очень обрадовалась, а еще больше – ее мать, тогда считалось, что двадцать четыре года – уже засиделась. Сыграли свадьбу по всем правилам, всей деревней, но до этого поехали в деревню невесты, чтобы спрятать ее по старинному обычаю, а потом найти. Маму позвали как сватью со стороны жениха. Вот так она и попала в сказочное место – деревню всего в одну улицу, затерянную среди круглых, словно игрушечных, гор. За деревней текла река Тирмэн, «мельница», так называлась и сама деревня. После всех свадебных обрядов молодежь пошла на гору, взяли и маму. Горы в наших южных краях небольшие, невысокие и округлые, словно нарисованные детской рукой, но очень крутые – взбираться было нелегко. Наконец оказавшись на вершине, мама оглянулась – и голова закружилась от окружающей ее красоты.
– Я хочу сюда вернуться, – сказала она.
– Тогда тебе нужно перевернуть камень, – сказала ей невеста Минзаля. Так мать и поступила. Выбрала большой приметный камень, перевернула и запомнила место.
– Ну все, теперь ты не можешь не вернуться к нам, – сказала мать невесты.
Молодожены остались жить в деревне Апсалям, а мы через год вернулись в Уфу. Мать много ездила по районам и деревням республики, иногда навещала и Минзалю с Рашитом в деревне Апсалям, но никак не получалось добраться до той глухой деревушки в горах. Да и забывалось. Ведь дело не срочное, и не такое уж и важное – всего лишь камень на далекой горе, который ждет, чтобы ты перевернул его обратно.
– Не надо было мне переворачивать камень, – говорила она. – Вспоминаю о нем – и не дает мне покоя, скребет на душе.
И вот, почти тридцать лет спустя, она не выдержала, специально спланировала и поехала в гости к Минзале и Рашиту. У них уже выросли и разъехались дети, а Рашит стал еще более молчалив.
Минзаля очень обрадовалась приезду мамы, а еще больше – ее мать, уже очень старая. Минзаля сама отвезла маму в свою родную деревню Тирмэн.
– Вот видишь, – сказала мать Минзали. – Говорили мы тебе, что вернешься.
Молодежь уже давно не ходила на гору, и склон порос колючим кустарником. Почти семидесятилетней матери было трудно взбираться на крутой склон. Наконец оказавшись на вершине, она оглянулась и увидела ту же самую красоту, которая так поразила ее тридцать лет назад и ради которой она вернулась.
Камень свой она не нашла – еще до того, как иссяк поток молодежи, ежегодно взбирающейся на гору, здесь соорудили башенку из лежащих на вершине камней. Ее камень, видимо, был среди них. Но это было неважно – мама взяла первый попавшийся камень и перевернула его. И вот миг, словно камень свалился с ее плеч.
Вернулась она радостной и даже немного помолодевшей.
– Такое чувство, что сделала что-то очень важное, – поделилась она. – А ведь всего-то камень. Но лучше не переворачивать. Если очень хочешь куда-то вернуться, то лучше просто вернуться.
Я с ней согласна.
Ведь я тоже когда-то перевернула камень. Мне было восемнадцать и мы с подругой Викой взобрались на скалистую гору Арвяк-Рязь, зайдя не с туристической тропы, а сквозь бурелом, огромные валуны и отвесные скалы, на одной из которых я чуть не сорвалась, повиснув на руках. Вершина казалась настолько недосягаемой и далекой, что, когда мы вдруг неожиданно на ней очутились, начали просто вопить от радости. Вернемся сюда на следующий год, решили мы с ней. Мы выбрали по камню и перевернули. На следующий год Вика вернулась на гору – она живет совсем рядом, в Белорецке, перевернула свой камень, а еще оставила под моим камнем письмо, завернутое в целлофан. С тех пор прошло девятнадцать лет. Мой камень и письмо под ним, наверное, уже истлевшее, до сих пор ждут меня. И с Викой мы уже не общались много лет.
Лучше бы я его не переворачивала.
Источник: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2Fgroups%2F755532185202978%2F%3Ffref%3Dnf&...
Читайте нас: