Современный Инзер мало напоминает тот посёлок, когда здесь строили железоделательный завод, владелицей земель которого была Дарья Ивановна Пашкова (в девичестве Мясникова), и потом, позже, когда культурной жизнью заправляла Мария Григорьевна, жена управляющего Инзером Генриха Егоровича Дица.
Возможно, создать исторические картинки, хотя бы фрагментарно, помогут жители посёлка, с которыми автор статьи встретилась во время совместной поездки с уфимским историком Павлом Владимировичем Егоровым с целью сбора краеведческого материала. В поездку он приготовил небольшую справку, чтобы ориентироваться в разговоре с местными жителями:
«Инзерский завод по сравнению с заводами-собратьями, появился довольно поздно – в 1880-е годы. Изначально в Инзере был некий временный православный молитвенный дом, об этом говорит тот факт, что метрические книги велись с 1893 года. А полноценная церковь построена только в 1896 году тщанием и на средства заводовладельца Сергея Павловича фон-Дервиза. В честь своего ангеля-хранителя хозяин назвал её Сергиевской. Он же спустя два года выстроил и причтовые дома. Церковь была деревянной, в 1915-м она была расширена. Любопытно, что Инзерская церковь имела приписной молитвенный дом в Лапыштинском заводе, который уже при социализме стал самостоятельной церковью».
Первым, кто согласился поделиться своими краеведческими наблюдениями, был Виталий Александрович Миткалёв. Встреча состоялась в Инзерской церкви с согласия отца Максима (Хамидуллина). Он сам проявил незаурядный интерес к происходящему.
– Я родился в городе Асбест Свердловской области, – начал свой рассказ Виталий Александрович, – а в январе 1983 года переехал в Инзер. По образованию я – горный инженер, поэтому интересуюсь чугунно-плавильным производством.
Виталий Александрович охотно и живо называл даты, переходил на технологию производства. Ему хотелось поведать и о своей жизни, и исторические моменты. Он отметил, что первый металл в Инзере добыли в 1892 году. Проблемой, мешающей развитию металлургии в этих краях, было отсутствие дорог.
Известно, что с 1885 года лес пилили, сплавляли. Жители Инзера занимались промышленным углежжением для плавки металла. Вся жизнь в Инзере строилась вокруг завода.
Долгое время сохранялось двухэтажное здание управляющего Инзерским заводом. На одном этаже был жилой дом, на другом, – как бы мы сказали, офисное учреждение. В советское время в этом здании находилась контора леспромхоза. К сожалению, памятник прошлому снесён. Осталась аллея, ведущая к месту дома. Она видна из окна поселковой администрации.
Семья Дица ездила отдыхать в летнее время на природу, на Чёрную ямку – омут на реке Инзер – в трёх километрах от посёлка.
С 1887 года в посёлке действовала двухклассная церковно-приходская школа. Церковь была во имя Сергия Радонежского. Но то старинное здание церкви не сохранилось, уничтожено в 1950-х годах.
Новая временная Сергиевская церковь, в которой мы уютно расположились для разговора, находится в помещении поселковой библиотеки. До этого на этом месте находилась контора леспромхоза, где сидел счетовод, пересчитывающий машины с углём. Потом был магазин, который сломали. Библиотеку построили позже. Наконец, церковь разместили в ней в 1998-99 годах. До нынешнего размещения в посёлок приезжали батюшки для совершения треб. Так, общими усилиями отца Максима и Виталия Александровича мы попытались восстановить историю храма.
Так уж краевед устроен, что он порой перескакивает с одной темы на другую, чтобы показать широту знаний. И вот Виталий Александрович уже рассказывал об образовании Инзерского леспромхоза, который до 1956 года находился в составе Белорецкого металлургического завода. Леспромхоз отправлял лес в Австрию, Германию, Финляндию. Было, чем гордиться.
Возвращаясь к девятнадцатому веку, нельзя не сказать о состоянии пожарного дела, продолжил мой собеседник. В 1884 году пожарники разъезжали на лошадях с бочкой. В бочке, конечно, находилась вода для тушения пожара. Представляю, какая это была колоритная картина!
С небольшой грустью краевед переключился на современность. От прошлого остались воспоминания, редкие фотографии, сохранившиеся документы. Сегодня с посёлком связана узловая железнодорожная станция «Инзер» Куйбышевской железной дороги. 7 ноября 1927 года в Инзер пришёл первый поезд узкой колеи из Белорецка. 750 мм составляла ширина колеи тогда.
– Первый поезд пришёл в 1914 году, а то и ранее, – поправляет историк Павел Егоров, – ибо узкоколейная дорога «Белорецк – Инзер» уже есть на карте Урала 1914 года.
В 1972-77 годы здесь была объявлена комсомольская стройка по закладке широкой колеи Белорецк – Инзер – Чишмы («Башкирский БАМ»).
Когда мы въезжали в посёлок, то обратили внимание на гору. Она ни к чему не примыкала, но выглядела весьма живописно. Оказалось, что поселяне дали ей название «гора Любви». Для Инзера она была знаменитой, ибо имела не одно название и играла важную промышленную роль. Кто-то разъяснил, что название обязано природному явлению: рано сходит снег, и всё быстро зацветает. Виталий Миткалёв подчеркнул, что здесь добывали флюс, определённый известняк, который добавляли в шихту.
Закончив разговор, мы с отцом Максимом прошли в непосредственно церковный зал, где велись службы. Было тихо, хотя за окном шумел дождь. С икон на нас взирали святые. Мне показалось, или они тоже прислушивались к нашему разговору, чтобы добавить отсутствующую информацию, ведь церковь тоже участвовала в истории.
К нам присоединились другие краеведы Инзера. Разговор продолжился в Администрации посёлка. Среди них – Пётр Николаевич Черепанов и учитель истории Кусербаева Дилара Давлетбаевна.
Мне хотелось узнать, что думают о названии уже известной нам горы мои новые собеседники. Пётр Николаевич разъяснил свою позицию:
– Дорога шла вокруг горы Любви, по которой везли руду. Гору назвали горой Любви молодые строители во время строительства дороги в 70-е годы прошлого века. На горе устраивали свидания. Раньше она называлась Больничной благодаря нахождению больницы у подножия. Под горой были церковные захоронения. Когда собирались строить школу, то бабушки возмущались, мол, на кладбище строить нельзя. Такое вот любопытное дополнение!
Зашла речь об образовании. Павел Владимирович добавил:
– В царское время священник одновременно служил и законоучителем в местных школах, в приходе их было целых пять – в Инзере двухклассная мужская и одноклассная женская от Министерства Народного Просвещения России, земская одноклассная в Инзере, одноклассная смешанная в Лапыште и одноклассная земская в Александровке. Нам известно, что в 1916 году служил в Инзерском приходе священник Павел Алексеевич Ведешкин. Имена остальных уточняем.
Разговор поддержала Раушания Маратовна Галина, специалист военно-учётного стола Администрации СП Инзерский сельсовет МР «Белорецкий район РБ», за что ей хочется сказать отдельное спасибо.
Пётр Николаевич поведал, что через дорогу был мост. Отдельно стояли большие весы для взвешивания руды. Для работы сюда выписывались рабочие, например, из Вятской губернии в начале 1890-х годов. Башкирские деревни переселялись на новые места.
Я старательно записывала, что говорил житель Инзера. Краеведческой работой Пётр Черепанов занимался не один год. Из-под его пера вышла не одна статья на разные местные темы.
– Мой прадед Михаил Максимович (1862) с семьёй переселился из Вятской губернии в составе зимогоров. «Зимние горожане» – так называли крестьян, которые могли заниматься отхожим промыслом после завершения сельскохозяйственных работ. Прадед Михаил построил дом, которого сейчас уже нет, на улице Демьяна Бедного. Прадед умер в 1941. Дед родился здесь. На Инзерском заводе работал вспомогательным рабочим. У него был шрам на лбу, поранился во время работы.
На мой вопрос «Каким образом обустраивалось домашнее хозяйство?» – ответил:
– В домашних условиях выращивали табак. Сеяли также просо, рожь. Конечно, держали корову, лошадь. В сельской местности без живности не выжить. В село Архангельское ездили за мукой. Улица Трактовая вела в Архангельск. В деревне Усмангалей была мельница. В Инзере проходил базар. О нём есть упоминание в историко-краеведческих очерках писателей Георгия Фёдоровича и Зинаиды Ивановны Гудковых. Хутора были русские. Кузнецы? Несомненно, были.
Раушания Маратовна организовала поездку к Леванину Евгению Леонидовичу. Он поделился воспоминаниями о жизни в деревне Александровка, где родилась его мама Зинаида Павловна.
– Бабушка с дедушкой всегда молились перед обедом. В Красном углу в доме были иконы, в семье отмечали православные праздники. В Александровке был клуб, который раньше был домом прадеда по материнской линии. Прадед потом жил у сына. Сейчас дом стоит в развалинах. Иногда женщины собирались в разных домах для общей молитвы. Летом молились у Серебряного ключа, в воде которого находили серебро. В Корпусте была часовня. В Александровке на другой (правой) стороне жил батюшка-отшельник. К нему ходили молиться. Да, в Александровке проживали и староверы.
Интересно, что раньше сеяли хлеб на полях по дороге Ассы – Александровка, там, где поворот. Жители выезжали на покосы, разводили огороды, держали живность. На ярмарки за покупками ездили в Архангельское. Популярным и посещаемым был магазин в Нижней Тюльме. В Корпусте продавался воск, который покупали и изготавливали свечи. В магазинах продавалось всё: упряжь для коня, ружья охотничьи, продукты питания, одежда, одним словом, всё необходимое для жизни.
– Вы думаете, на покосах было спокойно? Нет. Туда наведывался медведь, поэтому с собой всегда брали ружьё. Выезжали большим семейством. Если слышали рёв медведя, дед прогонял его выстрелом. Выше Александровки был малинник. Медведь мог спать после того, как наестся малины. Дед стрелял, чтобы его шугануть. Нередко медведи задирали скотину.
В Александровке была семиклассная школа в советское время. Во время Великой Отечественной войны учились только в четырёх классах.
…А ещё мой новый собеседник вспомнил, что в 1905 году его дядя учился в церковно-приходской школе (4 класса). На уроке Закона Божьего он получил по лбу указкой за непослушание. Дяде было 8-9 лет.
Полученные сведения имеют важное значение. Они будут проанализированы и проработаны Павлом Егоровым. Ещё столько белых пятен в истории нашей республики! Присоединяйтесь к сбору информации, внесите свой вклад в благое дело Истории!
Огромное спасибо Петру Николаевичу Черепанову за предоставленную копию Клировой ведомости прихода Сергиевской церкви Инзерского завода Верхнеуральского уезда Оренбургской епархии за 1916 год!