На Симфоническую ночь, «Курай-фест», «Этно-ночь», (в том числе и на «Фольклориаду-2021») собирались тысячи уфимцев, и не только. Например, на Симфоническую ночь, родители моей коллеги по работе, специально приезжали из далекого района Республики. Посетили фестиваль многочисленные гости из соседних регионов.
Стоит сказать, что не в каждом городе возможно сооружение такой замечательной открытой концертной площадки. Как писал в 1864 году уфимский краевед Михаил Сомов «хотя Уфа уступает многим губернским и даже некоторым уездным городам в красоте и устройстве улиц и домов, но за то она имеет большое преимущество перед многими из них в живописности местоположения, которым по справедливости может гордиться». Уфа, действительно, очень живописно расположена, на нескольких холмах, разделенных глубокими оврагами или лощинами. Один из таких оврагов – Черкалихин, и был очень удачно использован для обустройства Уфимского амфитеатра.
«Амфитеатр», конечно, звучит более пышно чем «Черкалихин овраг», но, тем не менее, топоним этот очень старинный, и связан с одной из уфимских легенд. В XIX веке местными литераторами и историками было записано несколько ее вариантов. В Уфе жил богач или купец по фамилии Черкалов. На его достояние позарились разбойники, которые держали в страхе горожан, даже плативших им дань. Предводитель разбойников, батыр Бахтияр, похитил купца, требуя указать место, где тот зарыл свои сокровища. Участницей событий была и Черкалиха – жена или дочь Черкалова, которую разбойники скрывали в этом овраге. Дальше события развивались по классическому сюжету драмы. Бахтияр замучил Черкалова, так и не открывшего тайны клада. Но и он вскоре пал жертвой женского коварства. Бахтияр был поэт, и страстно влюбился в некую Зюлейку, которою в конце-концов так же похитил, но красавица выдала Бахтияра, и его казнили в Уфе.
Вполне возможно, что русские поселенцы, трансформировали эту легенду, из более древнего предания. В фамилии Черкалов отчетливо слышится «кала» – город по-башкирски. За консультацией я обратилась к Иршату Зианбердину. И соответствия, по его мнению, в башкирском языке есть. «Сар» – это «царь», а также «тропа, путь, дорога». Владелец сокровищ Черкалов – на самом деле был царем города? А Черкалиха и Зюлейка не одно ли лицо? Кроме прочего, овраг мог быть переиначенным башкирским топонимом означавшим – тропу или дорогу к городу.
В XIX веке в Черкалихином овраге и на одноименной горе находилась одна из уфимских слобод. Существовала улица Черкалихина (или Черкалиха), в 1925 году ее переименовали в Краснознаменный переулок . После установки на вершине холма памятника Салавату Юлаеву, почти все дореволюционные дома здесь были снесены, а площадка вокруг монумента благоустроена. Овраг или лощина стала заростать одичавшим американским кленом и другими деревьями. Перед началом строительства Конгресс-Холла на этой стороне улицы еще стояло несколько старых домов. Летом 2004 или 2005 года я зашла во двор одного из них. Помню небольшой огород и сад, спускавшийся по склону, и даже несколько ульев, а дальше совершенно жуткие, непроходимые дебри, кроме того, заваленные всевозможным мусором.
И вот сейчас мы стали свидетелями того, как в истории Черкалихина оврага началась новая яркая страница – культурная и музыкальная.