Уфе — столице Башкирской АССР — исполнилось четыреста лет. В печати опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Уфы орденом Октябрьской Революции. Поздравляем тебя, славный город, поздравляем твоих жителей. И тех, кто работает на ниве умственного и физического труда. И тех, кто занят в сфере обслуживания. И тех, кто ещё учится и ходит в детский сад, чтобы в будущем способствовать дальнейшему расцвету родной республики и всей Советской страны.
Город стоит на высоких холмах, с трёх сторон его обнимают реки, — он, словно полуостров, вздыбленный над равниной. И улицы, как бы они ни шли — с севера на юг или с запада на восток, — неминуемо обрываются на высоких кручах. Глаз, внезапно разлучённый с чередой стен, растерянно блуждает по облакам и лишь потом вылавливает под ногами уходящий вниз каскад крыш. Улица народного поэта Мажита Гафури особенно рельефно демонстрирует этот характер уфимских улиц. Приблизившись к обрыву над Белой, она, словно перед броском, вытягивается в долгую, напружиненную площадку. На самой дальней её кромке, ежесекундно готовый рвануться в облака, — Салават Юлаев на крылатом коне. За спиной батыра — девятисоттысячный город.
Сколько лет тебе, Салават? С этого вопроса начинается одна из лучших народных песен. Вся Башкирия знает ответ на него, но песня для того, видно, и была рождена, чтобы из года в год тревожить, обжигать и воодушевлять своим вопросом и своим ответом. Песня снова и снова спрашивает: сколько лет великому башкиру, певцу и полководцу, и песня снова и снова отвечает: Салавату было двадцать два! Ему было двадцать два, когда он возглавил башкирские отряды пугачёвской рати.
…Они увиделись ровно два века назад, осенью 1774 года. Салавата Юлаева, схваченного в конце восстания, доставили в Уфу закованным в кандалы. Мог ли подумать сам Салават и те уфимские обыватели, кои сбегались поглазеть на него, что через двести лет здесь, на высокой круче, сподвижнику Емельяна Пугачёва будет поставлен величественный памятник, а на том месте, где он томился в подвале, поднимется монумент Дружбы — в честь четырёхсотлетия добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству?
…В Уфе тысяча улиц. У каждой своя история. Сколько лет самым древним из них? Вы скажете: столько же, сколько Уфе. Позвольте не согласиться. Самые древние её улицы в юности были дорогами. Ведь что такое, в сущности, улица, как не дорога, обросшая домами?
Тысячу лет назад проторили башкиры свои первые тропы на стыке Азии и Европы. Здесь они, отказавшись от кочевого существования, пустили корни, зацепились за землю. Но века проходили за веками, а не возникали на этой земле города, не бороздил почву плуг.
Земля башкирская… В послеордынские времена её, точно кривыми безжалостными саблями, располосовали четыре ханские дороги. Они получили имена по названиям тех ханств, которые обложили башкир данью. Казанская, Сибирская, Ногайская, Осинская дороги выкачивали из Башкирии её жизненные соки.
Место пересечения дорог становилось самым главным. Может быть, оно ощущалось таким именно потому, что сюда стекалась вся боль народная, боль за родину. А где живет эта боль, там и сердце нации.
Не знаю точно: здесь или в другом месте Башкирии возникла мысль просить у России защиты от многочисленных захватчиков, но скоро она завладела помыслами всего народа. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству в 1552–1557 годах стало определяющим рубежом в её истории. Именно благодаря ему башкирские племена сумели сохранить целостность, потенциальную возможность стать в будущем единой нацией. И именно благодаря ему в том месте, где Башкирия через боль острее всего ощущала самоё себя, возник город, которому суждено было стать столицей.
Сколько лет тебе, Уфа?
Древние дороги, давшие тебе начало, стали обрастать домами в 1574 году.
В башкирских шежере и других документах говорится, что вскоре после присоединения к России башкиры «у великого царя просили построить город Уфу на своей земле» и что Уфа «построена на деньги самих башкир». Воинственные соседи были неприятно уязвлены сообщением о возникновении города, а ногайский князь Урус, тот даже послал Ивану Грозному «досадную грамоту».
Первое семя нового города принял на себя холм, стоящий там, где сошлись главные притоки матери рек башкирских — Белой: Уфа и Дёма, а также речка Сутолока. Пересечение четырёх главных дорог, воссоединение четырёх главных рек… Более подходящего места нельзя и вообразить. Уфу строили и обживали прибывшие из соседней Казани московские служилые люди, заброшенные сюда волей судьбы иноземцы, татары и сами башкиры. Свой интернациональный облик Уфа сохранила и в будущем.
Круглые даты завораживают. Их нули, точно увеличительные линзы, манят заглянуть в глубь истории. Много это или мало — 400 лет? Я присутствовал на праздновании 2750-летия Еревана. Есть города, живые и мёртвые, которые ещё старше Уфы.
И всё же четыре века — возраст немалый. Когда над речкой Сутолокой поднялись дубовые стены Уфимской крепости, ещё не было многих городов к западу, без которых невозможно представить историю России. И — на это я обращаю особое внимание читателя — ни одного города к востоку на всём необозримом просторе Сибири, вплоть до самого Тихого океана. А история развивалась таким образом, что пути прогресса шли на восток от Москвы. «Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку, — писал Фридрих Энгельс в письме к Карлу Марксу. — …Господство России играет цивилизаторскую роль для Чёрного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар».
В начале XVIII века башкиры сыграли немалую роль в борьбе с польско-шведскими интервентами. Они входили в ополчение Минина и Пожарского, освободившее Москву от польских панов, что засвидетельствовал в благодарственной грамоте уфимскому воеводе царь Алексей Михайлович. Особенно отличились башкирские войска, и в частности уфимские полки, в Отечественной войне 1812 года. Вооруженных луками и стрелами башкирских джигитов французы нарекли «северными амурами». Им пришлось лицезреть сынов Урала не только на Бородинском поле, но и в Париже тоже.
Так и перекочёвывала из века в век моя небольшая Уфа. Помогала всем, чем могла, матери России. На седых прибельских кручах строились новые дома, удлинялись улицы, играли свадьбы и рожали детей. Кто-то здесь находил свою судьбу, а кто-то, родившись здесь, искал её на стороне. Кто-то из уфимцев умирал безвестным, а кто-то составлял славу всей России. В Уфе вырос Сергей Тимофеевич Аксаков, родился Михаил Васильевич Нестеров.
К самым ярким страницам истории Башкирии относятся те, что запечатлели дни неоднократного пребывания в Уфе Владимира Ильича Ленина. Впервые он увидел Уфу в один из февральских дней 1897 года — по пути в сибирскую ссылку. В своей книге «Развитие капитализма в России», законченной уже в Шушенском, Ленин так охарактеризовал положение Башкирии конца XIX века: «Это — такой кусочек колониальной политики, который выдержит сравнение с какими угодно подвигами немцев в какой-нибудь Африке».
Через три года, возвращаясь из ссылки, Владимир Ильич остановился в Уфе на несколько дней. К тому времени здесь уже жило много ссыльных и местных революционеров: Цюрупа, Свидерский и другие. Рабочий Иван Якутов возглавлял социал-демократический кружок в железнодорожных мастерских и депо.
Перед отъездом за границу, летом того же 1900 года, Ленин прибыл в Уфу по реке Белой. На этот раз он пробыл в городе около трёх недель. На свидание с Лениным, в домик, стоящий на углу улиц Жандармской и Тюремной, приходили не только местные социал-демократы, но и революционеры, приехавшие из других городов. Владимир Ильич активно способствовал их идейной закалке, учил уфимцев тактике и стратегии революционной борьбы.
Неоднократное пребывание Владимира Ильича Ленина в Уфе сказалось в дальнейшем самым решительным и плодотворным образом. Уфимская социал-демократическая организация стала одной из сильнейших на Урале и в Поволжье. Уфимский опорный пункт «Искры», возглавляемый Н. К. Крупской, не только организовался первым в России, но и был одним из активнейших: в номерах «Искры», выпущенных Лениным, Башкирия упоминается десятки раз. На Второй съезд партии уфимские социал-демократы делегировали двух своих товарищей. По тем временам (на съезде участвовало, если вы помните, пятьдесят семь делегатов, представлявших двадцать шесть организаций) это была внушительная делегация. Большую роль в революционной борьбе сыграли уфимские боевики, в ядро которых входили три брата Кадомцевых, с которыми В. И. Ленин близко сошёлся в Уфе. А Иван Якутов, которого В. И. Ленин также знал лично, в годы революции 1905–1907 годов возглавил восстание уфимских железнодорожников и тогда же стал первым председателем Уфимского Совета рабочих депутатов.
Заветы Ленина свято хранились башкирскими революционерами в трудные годы подготовки Октябрьской революции. Её Уфа встретила во всеоружии. В июне 1919 года город был окончательно освобождён от белогвардейцев. Взятие Уфы явилось не только самым главным боем для легендарного Чапаева и его знаменитой двадцать пятой стрелковой дивизии, но и значительной страницей гражданской войны. В боях за освобождение города принимали непосредственное участие Михаил Фрунзе, Василий Чапаев, Дмитрий Фурманов.
Ещё одно имя, известное миру, узнала Уфа тех лет: волей судьбы сюда был заброшен Ярослав Гашек, здесь он активно участвовал в большевистской печати и, не могу удержаться от подробностей, нашёл подругу жизни.
14 июня 1922 года Уфа была провозглашена столицей Башкирии. Незадолго до этого, 23 марта 1919 года, в «Известиях» появился декрет о создании Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. Его подписал Владимир Ильич Ленин. Наконец-то башкирский народ получил государственность и обрёл столицу.
Источник: Журнал «Огонёк» от 7 декабря 1974 года.