Корэш: в новом Дворце борьбы
Все новости
ХРОНОМЕТР
24 Мая , 16:00

Аксаковские болота

Карта Уфимской губернии 1822 года
Карта Уфимской губернии 1822 года

Сельцо Анненское (Романовка) при речке Малаевки принадлежало жене статского советника В.В. Романовского. Его жена, Анна Ивановна Романовская, статская советница, купила у разных лиц пять смежных земельных участков по левую сторону от реки Демы. Купленные земли заселялись крестьянами. Так, в 1791 году появилось сельцо Анненское, названное по имени жены В.В. Романовского.

В двух верстах от Анненской протекала речка Камышенка в направлении к реке Дема. Далее р. Камышенка раздваивалась, и другая часть резко поворачивала на юг, и, почти достигнув озера Недужное, еще раз резко поворачивала на восток и впадала в оз. Мельничное. По обеим берегам в низовьях речки Камышенки были огромные болота. Там росли осокори и камыши. Это было идеальное место для обитания диких птиц. Когда подъедешь, бывало, к болоту или весеннему разливу около реки, то совершенно потеряешься: по краям стоят, ходят и бегают различные породы куликов и куличков. Стаи разноцветных курахтанов снуют между ними во все стороны. Утки, с пестрыми селезнями своими, от крупной, тяжеловесной кряквы до маленького, проворного чирка, бродят по грязи, плавают по воде, сидят на кочках. Из-под ног с криком, как бешеные, вырываются бекасы, вскакивают дупели и гаршнепы. В то же время, независимо от сидящих, новые стаи всего разноплеменного птичьего царства летают, кружатся над вашею головою, опускаются, поднимаются, перелетают с места на место, сопровождая каждое свое движение радостным, веселым, особенным криком.

Аксаковские болота
Аксаковские болота

Здесь есть и болота зыбкие, которые народ не совсем верно называет трясинами. Они волнуются под ногами человека, «ходуном ходят», как говорит народ. Это не что иное, как целые озера, по большей части мелкие, но иногда и глубокие, покрытые толстою и очень крепкою пленою, из корней болотных растений, кустов и деревьев, растущих в торфяном грунте. Иногда посреди таких болот остаются не заросшие более глубокие места прежнего озера. Местами болота топкие. Они с грязями, паточинами или ржавчинами и стоячими родниками имеют уже совсем другой характер: трав луговых там нет, да и болотная растительность скудна. Местами виднеются круглые пятна или длинные косы жидкой грязи и довольно большие лужи, иногда красноватые. Кочек на них мало, а на грязях и ржавчинах не растет почти и трава; зато нередко обрастают они кругом гривами густого, мелкого камыша, хвоща и необыкновенно высокой осоки… В версте от речки Камышенка, на востоке начинался дубовый лес. На окраине леса были небольшие озера: Городецкое, Глубокое и Мельничное (нынешние названия), что тоже благоприятно способствовали для обитания диких птиц…

В Анненском (Романовке) судья и масон В.В. Романовский отдыхал, читал мистические сочинения брату, коллежскому советнику Степану Васильевичу Романовскому, председателю первого департамента Верхнего земского суда, принимал гостей – супругов Т.М. Аксаковых… Романовский Василий Васильевич, действительный статский советник, масон. В 1792 году, уже будучи надворным советником, состоял Председателем Уфимской Палаты Гражданского Суда, в 1797 году был Председателем Уфимской же Палаты Суда и Расправы и 5-го апреля этого года награжден был чином коллежского советника.

Из Уфы Романовский был переведен Председателем Оренбургской Палаты Суда и Расправы, откуда 30-го апреля 1798 года назначен был советником Гатчинского Городового Правления. …Любопытные сведения сохранил о В.В. Романовском С. Т. Аксаков, хорошо его знавший и часто упоминающий о нем в своих воспоминаниях; между прочим, в статье «Встреча с мартинистами. Воспоминание из Петербургской жизни», С. Т. Аксаков ряд страниц посвящает описанию Романовского (которого он выводит под именем Рубановского) и его семейства, в котором он был постоянным гостем в 1808 году. «…В Уфе, как и везде, был он одним и тем же чиновником непреклонной, неумолимой честности. Именно в Уфе он познакомился с моим отцом и матерью, и это был единственный дом или семейство, с которым Рубановский постоянно находился в дружеских отношениях. Он был нелюбим в обществе, ненавидим своими подчиненными; да, признаться, мудрено было его и любить…» (С. Т. Аксаков. Сочинения, изд. тов. «Просвещение», т. I, стр. 107, т. III, стр. 273–332 и 446 и т. IV, стр. 12 и 17.)

Тимофей Степанович, отец писателя С.Т. Аксакова, офицер, чиновник, титулярный советник. Т. М. Аксаков в 1775 году был ординарцем при генерал-поручике А. В. Суворове, в 1787 году стряпчий Оренбургского верхнего земского суда, прапорщик, в 1788 году прокурор Уфимского верхнего земского суда. В 1799 году вышел в отставку и переехал с семьей из Уфы на постоянное жительство в село Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии.

В. В. Романовский и Т. М. Аксаков в одно и то же время служили в Уфимской Палате Гражданского и земского судов, т. е. в 1790–1799 годах (в 1799 году оба уехали из Уфы). По роду деятельности им приходилось часто встречаться, впоследствии они стали дружить и семьями, о чем писал С. Т. Аксаков в своих рассказах. Аксаковы часто посещали имение В. В. Романовского в сельце Анненское. Дворяне обычно свой досуг любили проводить на природе или на охоте. Других развлечений в те годы не существовало. Потомственному дворянину Т. М. Аксакову тоже охота не была чужда. Благо было где охотиться и отдохнуть после охоты: в имении своего товарища В. В. Романовского, в сельце Анненское, которое находилось рядом с Уфой. В полутора-двух верстах от Анненского протекала речушка Камышенка и по обе стороны этой речушки были огромные болота, где водилась многочисленная дичь. Это действительно райское место для любителей охоты на птиц. Т. М. Аксаков мог часами бродить с ружьем в руке, по болотистым берегам речки Камышенка или даже по болоту, окружающему Камышенку, любуясь красотами осеннего пейзажа, и изредка производя выстрелы, пугая птиц находящихся в камышах. Звуки одиночных выстрелов были слышны даже в сельце Костарева-Анненском, жители которого на долгие годы запомнили эти выстрелы. И спустя даже два столетия об этом вспоминают жители-потомки тех крепостных крестьян. Свидетелями этих выстрелов остались и вековые дубы, растущие в окрестностях тех болот. Иногда компанию Т. М. Аксакову составлял и сам хозяин имения, В. В. Романовский, хотя он и не был любителем утиных охот. А после удачной охоты, как часто бывало, они долго сидели в веранде у Романовского вместе со своими супругами, ведя тихую беседу. Только изредка прерывала их разговоры кухарка, подавая приготовленные блюда из дичи…

Бывшее сельцо Анненское (Романовка) теперь входит в состав Демского района г. Уфы. В Демском районе эти болота, в низовьях речки Камышенка, вот уже на протяжении многих лет неофициально называют Аксаковскими болотами. Старожилы д. Романовки помнят еще те годы, когда Т. М. Аксаков приезжал к барину погостить и поохотиться в здешних болотах. Из уст в уста они передавали своим потомкам о том, как в здешних местах охотился отец любимого всеми детского писателя С. Т. Аксакова с масоном Романовским. В 1980-х годах мне самому об этом рассказывали потомки крепостных крестьян деревни Анненское (Романовка): Марченко А., Харин В.И., Родин А.И., Казачков, Романов…

Хотя и прошло с тех пор уже двести лет, но природа в здешних местах не изменилась, если не считать то, что в 1970-х годах русло речки Камышенки искусственно изменили. В том месте, где речка резко сворачивала на юг, новое русло направили в сторону д. Романовки. Но из-за этого болота не изменились.

Здесь строится новый микрорайон, площадь болот уменьшается и можно предположить, что через несколько лет они исчезнут навсегда.

 

Автор:Асхат БИЛАЛОВ
Читайте нас: