Полёт «Бурана»
Все новости
ХРОНОМЕТР
28 Июня 2023, 14:00

Сердцем - с армией

Москва. Декабрь 1917 года. «Кафе поэтов», что в Настасьинском переулке, заполнено слушателями. На эстраду поднимается рослый молодой человек. Это Владимир Маяковский.

Вот что об этом выступлении сообщалось в печати: «Кафе полно матросов, солдат-красногвардейцев, рабочих. Все стоят. С эстрады кремлевским колоколом бьет декламация Маяковского. И то, что, затаив дыхание, блестя глазами… вращивают в себя глыбы слов, и то, что взрывы аплодисментов переходят в восторженный гул земляных легионов, приветствующих трибуна, – это так не похоже на прежнее и поражает достигнутой возможностью сплавить аудиторию с поэтом в грозное целое».

К первой годовщине Великого Октября Маяковский написал первую советскую революционную пьесу «Мистерия-буфф». Почти накануне премьеры на страницах «Петроградской правды» в статье «Коммунистический спектакль» А. В. Луначарский писал: «Я от души желаю успеха этой молодой, но такой искренней, шумной, торжествующей, безусловно, демократической и революционной пьесе. Я от души желаю, чтобы в зале музыкальной драмы как можно больше было нашей, настоящей публики, нашей рабочей, красноармейской, крестьянской».
Премьера пьесы «Мистерия-буфф» в красном Петрограде, на которой присутствовали и красноармейцы, матросы революционного Балтфлота, прошла с небывалым успехом. Зрители неоднократно вызывали автора, а Маяковский, к тому же, был исполнителем нескольких ролей в пьесе. Тогда же пьеса была издана отдельной книгой.
Газета «Искусство коммуны» от 22 декабря 1918 года сообщила по поводу этого: «Горячая встреча и целая очередь покупающих книги была радостным окончанием выступления…»
В начале осени 1919 года Маяковский написал большой цикл злободневных политических эпиграмм на каждую букву алфавита. Стихи были иллюстрированы остроумными рисунками поэта. Книжка написана, но печатать ее негде – не работают типографии. Тогда Маяковский собственноручно отпечатал ее в литографии Строгановского художественно-промышленного училища в Москве. Рисунки с помощью друзей были раскрашены от руки. Большую часть тиража Маяковский доставил в Московский Кремль и раздавал «Советскую азбуку» направлявшимся на фронт красноармейцам и курсантам.
С октября 1919 года Маяковский во главе коллектива художников и поэтов стал работать по созданию боевых политических плакатов – «Окон сатиры РОСТА», которые он сам с гордостью охарактеризовал как протокольную запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданную пятнами красок и звоном лозунгов.
Придавая большое значение агитационно-пропагандистской работе среди красноармейцев, Маяковский принял участие в совещании писателей и художников, проведенном 20 октября 1920 года политуправлением Реввоенсовета РСФСР по вопросу об усилении агитации на Южном фронте.
В начале следующего, 1921 года Маяковский был избран членом художественного совета Первого самодеятельного театра Красной Армии. Выступления Владимира Владимировича Маяковского перед бойцами, командирами и политработниками широко освещались в периодической печати.
Поэт неутомимо разоблачал агрессивную политику империалистов, стремящихся к мировом господству. В поэме «150000000» и в стихах, помещенных в «Окнах роста», В. Маяковский высказал свое резкое отрицательно отношение к американскому империализму – злейшему врагу социализма, мировому палачу и жандарму. Но в его патриотизме не было ни грамма лицемерия, ханжеского отрицания всего того, что создано западной культурой. Он понимал и умел ценить все, что для нас хорошо, и что хорошо на Западе и в Америке.
Возвращаясь из заграничных поездок, он часто говорил о техническом прогрессе на Западе, в Америке, о том, чего в ту пору еще не было у нас, хотел иметь в нашей стране метрополитен, Эйфелеву башню. Хорошие автомобили и прекрасные дороги, хорошо пошитую одежду и обувь, прекрасное обслуживание и хорошее отношение к людям, заботу о природе, устроенный быт, вежливость в общественных местах. Все это означало для него необходимый уровень внешней культуры, за которую надо сражаться, чтобы избавиться от дурного прошлого России, улучшить жизнь. И это так злободневно сегодня.
В. Маяковский оказался первым советским поэтом, пропагандирующим в Европе и Америке новую литературу страны Советов, наш образ жизни, наши духовность, культуру.
Возвращаясь домой, он каждый раз очень остроумно и с глубоким проникновением в суть явлений рассказывал своим слушателям и читателям о Западе, об американском образе жизни. Маяковский положил начало свободному общению поэта с читателями.
Первые его шаги были шагами молодого титана поэзии, потрясавшими башни из слоновой кости и своды уютных подвальчиков и кабаре.
Конечно, Маяковский знаменит и велик прежде всего своими поэмами «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», «Про это», пьесами «Клоп» и «Баня», но я бы советовал новым поколениям читателей почаще открывать самые разные страницы его книг: встретятся удивительные находки. Его книги – арсенал оружия нашей борьбы за новый мир. Мне хочется напомнить вдумчивому читателю, что Маяковский имеет полнейшее право называться красноармейским поэтом. Он славил Красную гвардию Октября, Красную Армию, отразившую поход Антанты, он участвовал стихом и лозунгом в строительстве наших Вооруженных Сил в первое мирное десятилетие после гражданской войны, призывал держать порох сухим. Передо мною книжка 1925 года выпуска – поэма «Летающий пролетарий».
Предупреждение, тревога – империализм готовит войну, предвидение – в будущей войне важная роль выпадает на долю авиации.
Маяковский описывает... налет вражеской авиации на Москву («на левом крыле фашистская загогулина» – свастика), действие лучей, уничтожающих врага, и победу. Многое в поэме сегодня кажется наивным, но все же поэтическая фантастика полна провидения, от «межпланетных сообщений» до «искусственных туч».
Нет, он не представлялся нам, да и никогда не был оракулом, он выражал и формировал своим творчеством характер советского человека, будил в стране вдохновенную устремленность «в завтра, вперед».
Некоторые западные литературоведы, а порой и наши отечественные тщатся изобразить Маяковского трагической, мятущейся фигурой. Таким он не был.
Защита Отечества, укрепление его могущества – постоянная тема высокой поэзии Маяковского. Недаром в предисловии к одному из своих сборников 1923 года он сообщает, что в работе у него «Эпопея Красной Армии».
Хотя «Эпопея Красной Армии» как поэма, как единое сочинение не состоялась, из отдельных стихов Маяковского можно сложить вдохновенную песнь о наших Вооруженных Силах.
Хроника поездок Маяковского по стране фиксирует выступления поэта перед воинами в Баку, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Харькове, перед пограничниками, находящимися на отдыхе в Сочи... Новочеркасская газета «За мир и труд» писала 4 августа 1929 года: «Бойцы остались довольны боевым содержанием стихов. Слова “у него действуют не хуже пуль”».
Пророческое слово поэта сбылось в годы Великой Отечественной войны. В. Маяковский резко и смело выступал против войны. Еще в 1914-15 гг. он создал цикл стихотворений о войне, в которых выражены его возмущение и протест («Война объявлена», «Мама», «Я и Наполеон», «Вам» и другие).
Протест против войны является идейной сущностью и поэмы Маяковского «Война и мир». Страстно протестуя против бессмысленного уничтожения людей на войне, Маяковский славит как великую ценность человеческую жизнь, называя убийцами всех организаторов массовой человеческой бойни.
Не случайно в годы Великой Отечественной войны на страницах нашей печати так часто появлялись вдохновенные призывные строки великого поэта. Его сборники стихов, бичующая сатира помогали советским воинам сражаться с врагом, были неизменным доверенным души советского воина, раздували в его сердце неугасимый огонь любви к Родине и испепеляющую ненависть к ее врагам.
Он любил выступать перед красноармейцами. Он читал стихи в казармах и на вокзалах красноармейцам, отправляющимся на Донской фронт, рабочим на заводских дворах. Народ его знал и любил.
Он хорошо знал быт солдат. Напомню читателю: он сам был солдатом, отбывал службу в Петрограде. Вместе с солдатами поэт участвовал в свержении царского режима. В годы жесточайшей реакции еще юношей он вел подпольную работу в Лефортово и был в одиночном заключении в Бутырской тюрьме, хотя сам не считал нужным рассказывать об этом.
В 1926 году с большим успехом состоялось его выступление перед отдыхающими Гурзуфского военного санатория. По окончании вечера два красноармейца вызвались проводить Маяковского до Ялты. Он возразил: «Вам нужно отдыхать, набираться сил, для этого вы сюда направлены». А возвращаясь, тепло вспоминал встречу в военном клубе и двух красноармейцев: «Всегда буду здесь выступать. Люблю такие вечера». Обращаясь к советским воинам, В. Маяковский писал:
Наши и склады,
и мосты,
и дороги,
Собственным,
кровным
своим дорожа,
Возьмите в караул,
бессонный и строгий,
Сами своей республики сторожа.
И воины Советской Армии помнили пламенный призыв поэта, сказанный будто сегодня:
Товарищи,
бдительны будьте,
О происках врагов не забудьте!
В стихотворении «На Западе все спокойно» Маяковский, указывая на военные приготовления западных буржуазных государств, говорит, что их политика может вызвать «из близких лет пожелтевший скелет войны». Вместе с тем, он предупреждал зарвавшихся буржуазных политиков, что Советский Союз – сильная, монолитная держава – может справиться с любыми военными авантюрами.
Проникнутый страстной любовью к своей Родине поэт с гордостью заявлял:
Отечество славлю,
которое есть,
Но трижды – которое будет.
...В годы Великой Отечественной войны Маяковского уже не было в живых. Но его стихи печатались на страницах фронтовых газет как боевые призывы. Его афористичные стихи, его поэзия нужны были как воздух, как боезапас.
В те тяжелые для Родины дни на газетных полосах, в листовках, на плакатах печатались выдержки из классиков русской литературы, поднимавшие чувство национальной гордости, отвечающие самым заветным патриотическим стремлениям советских людей.
Беззаветную преданность делу революции, мужество и стойкость в боях за Родину ярко и правдиво отобразил В. Маяковский:
Пятиконечные звезды
выжигали на наших спинах
панские воеводы.
Живьем
по голову в землю
закапывали нас банды
Мамонтова.
В паровозных топках
сжигали нас японцы,
рот заливали свинцом и оловом.
– Отрекитесь! – ревели,
но из горящих глоток
лишь три слова:
– Да здравствует коммунизм!
В музее имени В. В. Маяковского посетители внимательно осматривают пробитую осколками полевую сумку с книгой стихов поэта. Если бы об этом узнал сам поэт, уверен, он бы гордился этим как самой высокой оценкой своего поэтического труда.
И песню, и стих В. Маяковский сравнивал с бомбой и знаменем, хотел, «чтоб к штыку приравняли перо». По его меткому выражению, «слово – полководец человеческой силы».
И это поэтическое слово сыграло свою роль в годы Великой Отечественной войны. Для всех он был своим и близким. Он не хотел «бронзы многопудья», но народ захотел видеть его вылитым из бронзы. Таким он был в боях за будущее России. И он стоит в одном ряду с теми, кто составляет гордость и славу нашей Родины: с Пушкиным, Ломоносовым, Гоголем, Мининым и Пожарским, Жуковым. В бурной, горячей, стремительной жизни, которая кипит вокруг памятника Маяковскому, потомкам слышна его поступь, он с нами «живой и с живыми» в любимом городе, названном им «Земля-Москва». От памятника поэту фронтовики шли на фронт. И славно то, что поэт с нами, что он, как при жизни, работает, засучив рукава. Участвует в строительстве нового мира России. Он и сейчас с нами как символ жизни, борьбы и силы.
Сегодня как никогда на весах нашего сложного времени мы ощущаем особую значимость и весомость его поэтического слова. Оно никогда не расходилось с реальной жизнью.
Слово поэта Маяковского сполна оплачено жизнью. Он жил, как и писал, – по правде. Один к одному.
Автор:Б. ЯМЩИКОВ, гвардии полковник.
Читайте нас: