Все новости
ХРОНОМЕТР
26 Апреля 2023, 16:22

Сковородка на высоте птичьего полёта

Малоизвестный случай, о котором кто-то слышал, а кто-то нет. В годы Первой мировой войны у русских авиаторов большой популярностью пользовались чугунные сковородки немалых размеров. Об истинном предназначении этой кухонной утвари в лётном своём деле они предпочитали молчать. Прямо-таки военная тайна под грифом «секретно». Ну, почти!

– Зачем сковородки-то вам понадобились? – озадаченно спрашивали приказчики у неустрашимых пилотов.

– Для яичницы, – с хитрющей улыбкой отвечали те.

Но для чего-то сковородки им всё же нужны. Куда им столько чугунного добра? И, конечно, не для завтраков и полдников… не для омлета. Несколько лет назад похожий вопрос попал в телепередачу «Что? Где? Когда?», где играла, если не изменяет память, команда Виктора Сиднева. И в минуту обсуждения знатоками особенно упорно выдвигалась одна версия: дескать, сковорода в полёте необходима для того, чтобы в тумане стучать по ней, подавая, таким образом, секретные звуковые сигналы. Разве их ответ не вызывает гомерический смех? Неужели стуком по сковородке можно перекрыть бешеный рёв двигателя? Да и кому сей «бздынь!» в белесом тумане облаков и на высоте десять-двенадцать тысяч футов от земли предназначен? Для облаков? По сути, использование сковородок в русской авиации – некий очередной образец воинской смекалки.

В Первой мировой авиация уже не служила в угоду потех, развлечений. Её истинное предназначение теперь участвовать в военных действиях, и нигде более. Аэропланы совершали разведывательные рейды, фотографировали оборонительные укрепления неприятеля, и соответственно, корректировали действия своей артиллерии. А заодно сбрасывали на головы врагов авиабомбы и поливали пулемётным огнём скопления живой силы недруга.

Когда вражеские солдаты, находясь на земле, слышали противное жужжание летающих «этажерок», то понимали – следует ждать неприятностей. Да ещё каких! Либо бомба в траншеи со свистом шмякнется, либо вскорости начнётся артиллерийский обстрел по обнаруженным целям. Посему пехота немедля открывала огонь из всего, что было способно нанести хоть какой-то урон незваному воздушному «гостю». Да, в их глазах читался ужас, но надо как-то ответить.

Сбить аэроплан из обычного стрелкового оружия, скажем так, можно, но чрезвычайно сложно. Чай, не снайперы же стреляют. В особенности если аэроплан парит на значительной высоте. Да и винтовочные, пулемётные пули, выпущенные вверх, теряли необходимую убойную силу. Фактически без существенного ущерба они дырявили фанерную обшивку и деревянные детали конструкции. Простреленный насквозь перкаль (так именовалась хлопчатобумажная обшивка крыльев, фюзеляжа и оперения) больше походил на дуршлаг, сито. Плачевный внешний вид – ничего не скажешь, но на боеспособность самолёта и на его лётные качества это никак не влияло, и «птичка» дерзко продолжала парить в небе. Словом, все надежды стрелявших были на попадание (причём, довольно случайное) в двигатель аэроплана. Или, что гораздо вернее, в пилота.

О броневых сиденьях и речи в то время быть не могло, так что лётчик мог запросто словить с земли пулю в мягкое место. По этой причине русские авиаторы и защищали себя любимых всякими подручными средствами. А конкретно – «чудодейственными» чугунными сковородками, причём, обязательно большого диаметра.

Сидеть на сковороде, разумеется, весьма неудобно. Но расположить её под сидением проще простого. Получалась оригинальная и дешёвая защита, уберегающая сообразительных авиаторов от вражеских пуль.

Вот и вся история (не байка) про сметливость лётчиков в годы Первой мировой войны. Мотайте, читатели, на ус, а вдруг пригодится.

Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас: