Виктор Иванов: «…но в душе я русский офицер!»
Все новости
ХРОНОМЕТР
12 Марта 2023, 14:00

Уфимская архитектура. Русский стиль

В 1860–1880-е годы в России начались важнейшие преобразования и реформы. И в это же время в обществе небывало возрос интерес к историческому прошлому и национальным традициям своей страны, что повлияло на творчество многих художников, писателей, композиторов.

Здания Поземельного банка
Здания Поземельного банка
Даже в моде, впервые с допетровских времен, стали популярными не западные веяния, а русский стиль. В конце XIX – начале XX веков многие известные архитекторы так же обратились к традициям древнерусского зодчества и народного искусства.
В зданиях, построенных в этом стиле, стали использоваться элементы русской архитектуры XVI–XVII веков: теремообразные кровли, шатровые башенки, которые часто украшали декором в виде крутящегося петушка или флага. Другими узнаваемыми чертами стиля были «пузатые» колонны, сводчатые потолки, закругляющиеся вверху узкие окна-бойницы, фрески с растительными элементами, многоцветные изразцы, окна и двери, обрамленные полуколоннами и кокошниками. Своеобразным архитектурным переосмыслением мотивов народных вышивок и тканевых узоров стало использование повторяющихся декоративных элементов, ритмичных узоров, фасады домов стали украшать традиционной резьбой по камню, декором из мозаики.
Уфа так же не осталась в стороне от этого архитектурного течения, и в нашем городе сохранилось довольно много интересных строений в русском стиле, или с использованием его элементов. Наиболее внушительным из них является здание бывшего Поземельного банка, построенное в 1906 году, в нем ныне располагается Национальный музей Республики Башкортостан. В его архитектуре мы можем видеть детали, характерные для русского каменного зодчества XVI–XVII веков.
Многие считают, что особняк уфимского купца-лесопромышленника М.А. Лаптева, в котором ныне располагается Художественный музей им. М.В. Нестерова, был построен в стиле модерн. Это скорее относится к его фасаду, выходящему на улицу Гоголя, северный же фасад выполнен явно в русском стиле. Здесь и высокое белокаменное крыльцо; парадная дверь, украшенная шатровым кокошником, и обрамленная колоннами; и небольшие окна-бойницы.
В конце XIX – начала XX веков большинство уфимских домов были построены в стиле эклектики, в смешении нескольких архитектурных направлений. Например, бывшая гостиница Полетаева на улице Пушкина, в которой ныне расположен один из корпусов НИИ глазных болезней (ул. Пушкина, 90 к. 2). Главный ее фасад эклектичен и чрезмерно перегружен деталями, а вот западный – это уже, несомненно, русский стиль, и очень напоминает каменные боярские палаты. Причудливо, в смешении элементов готики и русского стиля, декорировано здание бывшего управления Самаро-Златоустовской железной дороги (ул. Вокзальная, 47а).
Очень нарядный лепной, и выполненный резьбой по известняку, «теремной» декор, можно увидеть на доме купца М.А. Степанова-Зорина (ныне в нем располагается НПЦ по охране памятников, ул. Чернышевского, 47). К сожалению, это только остатки былых украшений, часть из которых была уничтожена при ремонтах. Богатыми кокошниками обрамлены окна, расположенного рядом кирпичного дома, принадлежавшего когда-то этому же уфимскому купцу. Недавно он был расселен, уже был один пожар, и судьба этого памятника уфимской архитектуры пока не ясна.
В конце XIX – начале ХХ века русский стиль стал популярным и в деревянной городской застройке. Именно такой дом бывшего уфимского купца Василия Петунина описал в своем романе «Инок» Петр Храмов: «Ах, какой это был дом!.. Весь деревянный (только лестница белокаменная), бревенчатый, с дивно вырезанными орнаментами наличников, карнизов и балкончиков, с крутой крышей и флюгером на ней, с островерхими ажурными башенками, он как бы стремился к небесам и походил на остановившееся пламя». К сожалению, ни этот прекрасный памятник уфимской культуры и архитектуры, ни многие ему подобные, как, например, загородный дом купца Зайкова, стоявший в лесополосе вдоль улицы Менделеева и разрушенный уже в 2001 году, не сохранились до наших дней. Единственным напоминанием о них служит всем известный «Дом с петушком» – бывший загородный дом купца Павла Ивановича Костерина у южного автовокзала, его резную башенку с шатровой крышей украшает флюгер в виде петушка.
Автор:Янина СВИЦЕ
Читайте нас: