Когда-то такие же по масштабу открытия были освещаемы гораздо шире и более шумно. Например, некогда археолог-любитель Герман Шлиман попрал время, откопав Трою.
Шлиман – это, что интересно, русский оптовый купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, судья Санкт-Петербургского торгового суда, директор Императорского государственного банка в Санкт-Петербурге.
Когда Шлиман писал: «Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже не подозревал», – это не бахвальство, а сущая правда. Трижды он заставил людей рукоплескать ему: нашел Трою, откопал сокровища микенских гробниц и обнаружил гигантский дворец в Тиринфе, в котором жили герои Гомера.
Никогда ни у одного археолога (если не считать Картера и Карнарвона, открывших гробницу Тутанхамона) не было столько золота и славы. Никогда ни один из них не был столь многократно высмеян, так унижен недоверием, оскорблен намеками на мистификацию…
Среди открытий XX в. подлинной сенсацией стала находка в 1922 г. в Долине царей гробницы фараона Тутанхамона. Ее нашли археолог Говард Картер (1873–1939) и лорд Карнарвон, работавший вместе с ним и финансировавший экспедицию. Сокровища Тутанхамона вызвали такой интерес и энтузиазм, как ни одно другое археологическое открытие. В Долину царей хлынули туристы, страницы газет заполнили многочисленные сообщения, возникло немало предположений, слухов и домыслов.
Именно здесь экспедиция Картера обнаружила те знаменитые двенадцать ступеней, которые вели вниз, к замурованной двери с печатью Тутанхамона. В гробнице побывали грабители, но по неизвестной причине унесли лишь немногое. Когда археологи подошли ко второй запечатанной двери, для них наступил самый волнующий момент, – и ожидания не обманули ученых.
Они увидели богато украшенные ложа и складные походные кровати, стулья, кресла, табуретки, игральные столики, двухколесные позолоченные инкрустированные колесницы, модели судов, сундуки, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных. Среди них находилась и статуэтка бога Анубиса в виде шакала, лежащего на ларце, которая была выполнена из черного дерева, инкрустированного золотом, серебром, алебастром и обсидианом.
Почти все помещение погребальной камеры, расположенной справа за третьей запечатанной дверью, занимал огромный обитый листовым золотом ящик с большой двустворчатой крышкой. В нем, один в другом, находилось несколько саркофагов. В последнем, из чистого золота, весом более ста десяти килограммов, находилась мумия Тутанхамона со знаменитой золотой маской на лице.
Мумия была буквально с головы до ног осыпана драгоценностями – от простых золотых бляшек до прекрасных изделий ювелирного искусства. Исследователи мумии установили ее портретное сходство с золотой маской фараона.
Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскошных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изысканная красота находок до сих пор производят ошеломляющее впечатление.
Еще одна крупнейшая сенсация археологии – история советского ученого Юрия Кнорозова, который прочитал письмена майя. История дешифровки древних систем письма теперь вписывается между двумя именами – француза Жана Шампольона, раскрывшего тайну египетских иероглифов, и русского Юрия Кнорозова. После смерти ученого обычно выбирается эпитет, которым характеризуется его вклад в науку. Кнорозова можно смело охарактеризовать одним словом – гений. Он – вне сопоставлений и конкуренции. Его биография, полная тяжелых испытаний, совпадений, парадоксов и даже мистификаций, полностью соответствует типичной легенде о гениальной личности.
Занимаясь, по его словам, «черновой музейной работой без претензий», он все свое свободное время посвящал главному – дешифровке письма майя.
Кнорозов прежде всего перевел со староиспанского на русский язык «Сообщение о делах в Юкатане». И сразу же понял, что алфавит из 29 знаков, записанный в XVI в. францисканским монахом, является ключом к дешифровке письма майя. Благодаря комментариям Мартинеса Эрнандеса, издателя «Словаря из Мотуля», он разобрался с недоразумениями, возникшими при диктовке алфавита: информатор записывал майянскими знаками не звуки, а названия испанских букв. В итоге в начале 50-х письмо майя было прочитано. Первая публикация о результатах дешифровки вышла в 1952 г.
Предложенная Кнорозовым дешифровка письма майя была признана специалистами, блестяще защищена диссертация. Тогда же – а это было начало 60-х – Кнорозову предлагают поучаствовать в составлении первой компьютерной программы для машинной обработки текстов майя.
Только в 1963 г. вышла великолепная монография Юрия Кнорозова «Письменность индейцев майя». Однако это нелепое недоразумение поставило под сомнение для малосведущей публики подлинные результаты дешифровки. За рубежом противники также воспользовались этим предлогом, чтобы оспорить открытие советского ученого. И в горькое испытание превратилось двенадцатилетнее ожидание заслуженного признания, когда лишь в 1975 г., с публикацией перевода рукописей майя, ему была присуждена Государственная премия СССР…
Все это было очень давно. И вот – декабрь сложного 2009 года принес известия о событии, сопоставимом со всеми перечисленными. Перуанские археологи нашли настоящую археологическую жилу.
Найламп – мифический основатель цивилизации Сикан, или Ламбайеке, которая в VII–X веках процветала в Андах до инков и считается «колыбелью перуанской культуры». Согласно индейским легендам, Найламп пришел из-за моря, привел с собой воинов и основал династию; вслед за ним стал править его сын Сиум.
«Пьедесталы в форме чакан и настенные росписи, на которых изображены антропоморфные фигуры и священные ритуалы, являются подтверждением того, что в этом здании обитали высокопоставленные господа – такие, как основатель культуры Ламбайеке. Можно также утверждать, что из этого укрепления правили как старший сын Найлампа, Сиум, так и его потомки», – заявил проводивший раскопки в этом регионе археолог Карлос Вестер ла Торре.
На стенах и потолке храма изображены сцены жертвоприношений, воины, несущие отрубленные головы врагов. Как пишет перуанская газета «El Comercio», именно высовывавшиеся из земли камни с интересными росписями привлекли внимание местных археологов, которые начали планомерное исследование данного земельного участка и на протяжении восьми месяцев высвобождали постройку из-под поглотивших ее дюн.
Археологи обнаружили во дворце тронный зал, а также сам трон, отлично сохранившийся за десять веков. Историки полагают, что с него Найламп не только правил, но и проводил религиозные церемонии, посмотреть на которые стекались люди со всех окрестностей. Археологи раскопали алтарь и площадку, где правителя одевали и готовили к торжествам, а также склад из 15 помещений, где собирались подношения от верующих.
И в заключение – еще одна новость: во время недавно проведенных раскопок к северу от стен Старого города Акры (совр. Акко) израильские археологи нашли склад, который датировали XIII веком. В подвале лежало 350 мраморных плит, оставшихся после разрушения городских зданий. Мраморный склад удалось найти в рамках так называемого превентивного археологического исследования. Его проводило Израильское управление древностей перед тем, как муниципалитет Акко начнет на этом месте строительство новых корпусов кампуса Хильми Шафи. Это уникальная находка. Ничего подобного в Иерусалимском королевстве периода крестовых походов никто и никогда не находил.