Все было просто. Друг моего будущего мужа по радиоклубу Анатолий Нестеренко был женат на женщине из этой семьи, Наталье. У них росла дочь Оксана. В том году ей было семь лет.
Жили они на тихой зеленой улочке около толчка. Улица называлась Амурская. Дом был деревянный, старый, с низкими окнами, его окружал сад. В саду под яблоней стояли деревянный стол и скамья. Все очень уютно и очень по-уфимски.
Анатолий был высокий, темноволосый, грубоватый. А Наталья – худенькая и хрупкая, невзрачная на вид. Но внутренним чутьем я чувствовала, что есть в ней какая-то изюминка. Держалась она скромно и с достоинством.
Они были старше меня на десять лет, и поэтому рядом с ними я чувствовала себя полуребенком. Наталья это поняла. Мужчины остались беседовать в саду, а меня она повела в дом и стала показывать свои рисунки. Ими была увешана вся стена в комнате. Мне почему-то запомнился один яркий лубочный петух – он был как солнышко!
Наша память причудлива. Наверняка там было много и других интересных рисунков.
Наталья работала чертежницей в институте «Башнефтепроект», а живописью занималась для себя. Годы обучения в Уфимском училище искусств у самого Рашита Нурмухаметова не прошли даром.
Какая-то необъяснимо особая атмосфера царила в этом доме. И только в 90-х годах из публикаций «Вечерки» я узнала, что в том доме на Амурской в годы войны жил писатель Андрей Платонов, сложный, неразгаданный. Мощь и глубина его таланта поражают.
В Уфе он прожил недолго, с осени 1941 по май 1942 года. Он ожидал мобилизации на службу в армейскую газету. За этот период написал рассказ «Броня», опубликованный 5 сентября 1942 года в газете «Красная звезда». В том же году в Уфе вышла книга «Под небесами Родины», она открывалась рассказом «Крестьянин Ягафар». После войны были изданы башкирские народные сказки, собранные и переработанные им. В журнале «Детская литература» была опубликована его рецензия на повесть Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука», написанная еще в довоенное время.
А с Натальей мы виделись еще раз на праздничном вечере, посвященном 7 Ноября, в ее институте «Башнефтепроект». Я в то время тоже работала чертежницей в объединении «Башоргэнергонефть». И наши организации часто проводили совместные праздничные вечера. Я пришла на вечер с подругой; Наталью мы встретили в коридоре, немного поговорили. Она была все такой же тихой и скромной, словно негромкая, спокойная музыка, льющаяся из чужих окон.
Вот такое легкое соприкосновение с Андреем Платоновым через слой времени случилось в моей жизни, и я его незаметно для себя ощутила. Наверное, все-таки невидимые энергии связывают людей и пространства…