Все новости
ХРОНОМЕТР
26 Июня 2022, 16:00

История древнего рода

История башкирского рода Тунгаур (в российских исторических источниках – Тангаур) является одной из самых слабо разработанных проблем современного башкироведения. В начале 1990-х годов мы, публикуя серию статей о тунгаурах, попытались поднять этот вопрос в СМИ. В 1994 году в селе Юлдыбаево Зилаирского района нам совместно с аксакалами деревень тунгауров удалось организовать межрайонный съезд рода Тунгаур. В то же время было обнаружено и переведено шежере южных тунгауров.

В той или иной степени к истории племени Тунгаур и вопросам выяснения судьбы их шежере обращались историки и этнографы М. Баишев, А.-З. Валиди, Р. Кузеев, Р. Янгузин, А. Асфандияров, журналисты С. Ярмуллин, А. Юлан, филологи А. Камалов, З. Султанов.

Если в статьях многих авторов обосновывается точка зрения о самостоятельном происхождении тунгауров и самобытности их родословной, то в статьях А. Камалова и З. Султанова тунгауры воспринимаются (на наш взгляд, совершенно безосновательно) как род, отделившийся от усерганов. В изданной в 1995 г. книге известного этнографа Р. Янгузина «Башкирские племена» истории тунгауров отведено несколько страниц, где автор в общих чертах рассмотрел этнические проблемы тунгауров.

Определенная информация о тунгаурах, их селениях и личностях собрана в энциклопедии Зилаирского района. Однако следует сказать, что в энциклопедии допущено множество досадных ошибок и неточностей при определении времени основания, имен основателей тунгаурских селений, в написании названий деревень и личных имен. Например, многие старинные родовые деревни тунгауров ошибочно указаны в качестве бурзянских и усерганских (например, д. Искужино, д. Староякупово – родина великого кураиста Ишмуллы Дильмухаметова, и так далее). В энциклопедии ни одним словом не упомянуты такие известные в истории, выдающиеся личности из тунгауров, как Кусяп батыр Султангулов – главный предводитель башкирского восстания 1737-38 гг., Загит Казнабаев и Шамсутдин Якшигяльдин – кавалеры ордена Боевого Красного Знамени, получившие эти награды в числе первых в Красной Армии.

Отсутствие специальных историко-этнографических исследований по данной проблеме привело к тому, что в настоящее время определенный интерес к ней стали проявлять ученые-филологи, не всегда вооруженные методами исторических исследований, слабо представляющие себе историческую картину процессов этнообразования в период зарождения и формирования башкирского этноса, и поэтому допускающие иногда вольности в толковании исторических явлений.

Но они совершенно проигнорировали тот факт, что этноним «тангаур – тунгаур», наряду с другими башкирскими этнонимами («кидан – катай», «тама – тамъян», «татабы – табын») был известен еще в эпоху Древнетюркского и Уйгурского каганатов в тюркских источниках в форме «тонгра», а китайских источниках – «тунло». Кроме того, в произведении «Чингиз-наме», создание которого ученые определяют временем не позднее начала XVII века, наряду с племенами Катай, Кипчак, Бурзян, Муйтен (названия родов Усерган и Тангаур в источнике отсутствуют) есть указания на существование самостоятельных тангаурских родов под предводительством известных нам по шежере и эпическим произведениям биев Тимеркутлу и Сенекля сына Кунгурат-бия, которые получили из рук Чингисхана собственные родоплеменные атрибуты, не походившие на атрибуты усерган или бурзянцев.

Таким образом, процесс происхождения рода Тунгаур представляет собой сложное явление, требующее более серьезного отношения, а начало этого процесса, видимо, следует искать ранее XIII века.

Следует также указать и на то, что ни шежере племени Усерган, ни шежере племени Тунгаур вовсе не содержат какой-либо информации об отделении последнего от первого. Естественно, этнические связи между усерганами и тунгаурами существовали, будучи обусловлены членством в едином военно-политическом союзе «Ете ырыу», составляющем основу башкирского этноса, но следует еще раз подчеркнуть самостоятельное происхождение этих племен. По мнению академика Р. Кузеева (который эти племена рассматривал как самостоятельные образования), профессоров Б. Юлдашбаева и А.-З. Валидова, башкирские племена Тунгаур и Усерган были известны в источниках IX-X вв. под общим именем Баджгард, Баджгурд, Басд-жирт или Башхарт, составляя в древности вместе с племенем Бурзян ядро башкирского народа.

Тунгаур – как мы полагаем, древнейший башкирский род, этнические корни которого восходят к эпохе Уйгурского и Великого Древнетюркского каганатов. Тексты древнейшего письменного памятника, выполненные тюркским руническим письмом в честь подвигов принца и полководца Древнетюркского каганата Культегина, донесли до нас, вероятно, самое раннее сообщение об этнониме Тунгаур в форме названия племени «тонгра» (на китайском – «тунло»). Академик Р. Кузеев приводит интересные данные о том, что тангаурские башкиры в своих преданиях происхождение их племени прямо связывают с древнетюркским принцем Культегином. Следует указать и на то, что большинство родовых тамг тангауров имеет аналогии с древнетюркскими рунами.

В науке существует и другое мнение относительно этнических предков тунгауров, согласно которому в их этногенезе определенную роль играл древнемонгольский этнический компонент рода Кунграт, который претерпел тюркизацию еще в период господства Древнетюркского каганата. Все это подталкивает нас к мысли о том, что этническими предками тунгауров могли выступать два компонента – тюркский и тюркизированный древнемонгольский. Что, по-видимому, нашло некое отражение в «Чингиз-наме», а также в более позднем делении тунгауров на две самостоятельные части – Ялан (степные, южные) Тунгаур и Урман (лесные, северные, занимавшие довольно обширные территории) Тунгаур. По мнению многих исследователей, в древности племя Тунгаур совместно с племенами Бурзян, Тамъян, Катай, Кипчак, Усерган, Юрматы обитало на северо-западе современного Башкортостана, заселяя и северо-восточную часть современного Татарстана. Одни ученые считают, что эти башкиры лишь в XIII-XIV вв. под натиском монголо-татар переселились на Южный Урал и в Зауралье. Р. Ахмеров высказал интересную мысль о более ранней миграции башкирских племен с запада на Южный Урал и в Зауралье – «со времен великого переселения народов, то есть примерно VI-VIII вв., если не раньше».

На территории Южного Урала северные тунгауры обитали в верховьях реки Агидель и в Зауралье, южные занимали территории по Сакмаре и Яику (Уралу). В одной работе А. Асфандиярова приводятся архивные данные о том, что в XVII в. тунгаурские вотчинные владения имелись по обоим берегам р. Яик.

По материалам бургомистра Юхнева, в 1730 г. часть тунгауров проживала и в Казанской дороге по берегам реки Ик, образуя там самостоятельную волость. В XVIII в. произошло переселение группы тунгауров на запад, где они селились аулами по берегам р. Каралык.

В IX-XIII вв. в общественно-политической жизни юго-восточного Башкортостана тунгауры, видимо, играли довольно существенную роль. Так, в банкирском эпосе «Кусяк-бей», в основу которого, по мнению многих исследователей, легли факты о реальных личностях и событиях, происходивших в Башкортостане в домонгольской период, повествуется о предводителе союза башкирских племен Масим-хане. У этого башкирского хана в государстве были объединены в союз 12 крупных башкирских племен, среди которых было и племя Тунгаур во главе с бием и батыром Тимеркутлу, который возле ханского трона занимал самое высокое место. Следует обратить внимание и на то, что в эпосе предводитель племени Тунгаур носит имя Тимеркутлу или Тимер-батыр (видимо, сокращенный вариант имени), как и в произведении «Чингиз-намэ», отражающем события XIII века. В эпосе Тимеркутлу в нескольких местах назван «отцом Тунгаура», однако это, как следует из текста, нужно понимать не буквальном смысле, а как иносказательное обозначение предводителя, главы племени. То есть в эпосе племя уже имеет название Тунгаур, а Тимеркутлу является его главой, – из этого можно сделать вывод, что само племя Тунгаур существовало и ранее. Кроме того, эпос доводит до нас интересную информацию о хозяйственной деятельности рода тангауров: «Хлебопашество – их род занятий».

Лев Гумилёв
Лев Гумилёв

Интересно отметить, что племя Тонгра, по мнению Л. Гумилева, относилось к тюркоязычному племенному объединению Телес (Тое-лес), которое раньше древних тюрков перешло к оседлому скотоводству, а по антропологической характеристике относилось к европеоидной расе. Весьма интересным является и информация, полученная от старожилов-тунгауров д. Янгазино Баймакского района, о том, что родовой рекой их предки указывали реку Туяляс.

В русских документах Тангаурские волости впервые встречаются в XVII веке. В 1725-26 гг. бургомистр Юхнев зафиксировал Тангаурскую волость Ногайской дороги. К сожалению, данных о количестве деревень и дворов он не оставил: воинственные тангаурцы не пустили Юхнева в свои владения. По данным С. Руденко, в 1730 г. на Ногайской дороге имелась Тангаурская волость, владения которой расположились по берегам рек Белая (Агидель) и Сакмара. Интересен и тот факт, что Тангаурская волость также имелась и в Казанской дороге на реке Ик.

Первые неполные сведения о числе дворов у тангауров мы находим у князя Урусова в записях от 1739 года. По его данным, в Урман-Тангаурской волости числились 80 дворов и 161 душа мужского пола. В том же году граф Панин в Тингаурской волости (вероятно, в Ялан-Тангаурской, отдельной от Урман-Тангаурской волости) зафиксировал 105 дворов.

П. Рычков в 1762 г. в перечне башкирских волостей показал Тингауровскую волость с 80 дворами, которая состояла из двух, по его не совсем верному мнению, тюб – Урман-Тингауровской и Ялан-Тингауровской, которые к этому времени уже являлись самостоятельными волостями. Тангаурская волость Казанской дороги, по неизвестной нам причине, в его реестре отсутствует. Вероятно, она к этому времени слилась с какой-либо другой волостью, или ее население переселилось в другой район, а может, все это просто ускользнуло от внимания исследователя. Во второй половине XIX в., согласно «Карте башкирских земель», относящейся к 1862 г., выясняется, что тунгауры жили тремя самостоятельными волостями.

На территории нынешних Зилаирского, Хайбуллинского и Баймакского районов расположились деревни Ялан-тунгауров (южных). Ялан-тунгауры, в свою очередь, делились на роды и тюбы: Татлыбай, Тунгаур, Ситяй, Тукхары, Сабай, Нугайлар, Мышылар, Хярекяй, Букат, Кара-Кипчак и Калмак. Урман-тангауры расселились на территории нынешних Абзелиловского, Бурзянского, Белорецкого, Кугарчинского районов.

Документальных сведений о самых первых поселениях тунгауров на территории районов, времени их возникновения нам найти не удалось. Можем лишь предположить, что тунгаурские аулы первоначально носили названия самого племени, рода или родоначальников. Так, в Кугарчинском районе РБ до сегодняшнего дня сохранилась деревня, название которой восходит к родовому этнониму – д. Тангаур (Дунгаур). На территории современного Абзелиловского района в XVIII в. были известны деревни Аскар-Тунгаур, Ишкул-Тунгаур и другие; в нынешним Хайбуллинском районе также имелась деревня Смак-Тунгаур, в Бурзянском – Исламбай-Тунгаур, и так далее.

Сегодня населенные пункты башкир-тунгауров известны в семи различных районах Башкортостана.

Абзелиловский район: Аскар, Ишкул, Кирдас, Тепян, Абзелил, Ахмет.

Баймакский район: Абдулкарим, Алгазы, Бурзян-Елга, Куват, Янгазы, Ишбирде, Ишмухамет-Карамалы (совместно с бурзянцами).

Белорецкий район: Исмакай.

Бурзянский район: Аскар, Байназар, Большой Бретяк, Малый Бретяк, Исламбай, Магадей, Наби, Яуымбай.

Автор:Ф. СУЛЕЙМАНОВ, кандидат исторических наук
Читайте нас: