Все новости
НАУКА 3.0
23 Января 2022, 17:00

Планета загадок. Часть первая

…Мы живем в удивительном мире. …Здесь масса свидетельств о пришельцах из космоса, посещавших наш мир тысячи лет назад. …В песках, горах, джунглях таятся следы древних цивилизаций, некогда владычествовавших на планете.

…В далекой древности наш мир сотрясали глобальные конфликты – древние цивилизации и пришельцы сходились в битвах на земле и в небесах.

…И человек когда-то был создан – но не Богом, а пришельцами из космических бездн.

…Но ученые скрывают правду. Кости людей-гигантов, древние артефакты, удивительные свидетельства, предметы миллионнолетней давности – всему этому нет пути на страницы исторических исследований, на все это официальная наука закрывает глаза…

Именно так трактуют наше прошлое авторы многочисленных бестселлеров, готовых дать на вопросы о минувшем ответ, отличный от мнения официальной науки.

Но не присмотреться ли к ним получше?

 

Первопроходцы 

Истории о разного рода загадках люди собирали веками. По мере того как расширялся кругозор, по мере того как человек раздвигал границы, узнавая о других народах и странах, историй этих становилось все больше и больше. Более двух тысяч лет назад китайский чиновник и поэт Гань Бао создал «Записки о поисках духов», собрание рассказов о всякого рода загадках и удивительных, необычных происшествиях. Сегодня они воспринимаются как фантастика, чистый вымысел – но двадцать с лишним столетий назад все было иначе. Как не считались в свое время сказками истории про песеглавцев и одноухих людей, прыгающих на одной ноге, а Геродот вполне серьезно писал про грифонов и феникса. При этом – вот ведь что странно – уже в глубокой древности основные очаги цивилизации установили между собой вполне ощутимые торговые связи: греки ездили за знаниями в Египет, римские фактории появились в Индии, а китайский шелк поступал в Вечный город. Любознательность и торговые пути уводили людей все дальше и дальше. Но средства сообщения были еще слишком примитивны, мир был еще слишком велик, и в нем находилось место для самых удивительных фантазий, – и почему бы не поверить в то, что где-то у края мира живут Гоги и Магоги?

И хотя время шло, а белых пятен на картах становилось все меньше и меньше, на количестве загадок и странностей это никак не сказывалось.

 

Странный американец

В каком-то смысле пиком такой деятельности по систематизации загадок стали работы американца Чарльза Хоя Форта, который, без преувеличения, жизнь положил на сбор разного рода странных фактов, упоминаний о необъяснимых явлениях и событиях. В течение трех десятилетий Форт перелопачивал журналы и газеты, американские и европейские, в поисках странного, того, что, по его мнению, «наука не могла объяснить». Углубившись в своих изысканиях на полторы сотни лет в прошлое, – работал он в первые десятилетия минувшего столетия, «докопался» до 70-х годов XVIII века, – Форт сделал десятки тысяч (!) карточек, каждая из которых несла такой странный факт. Выписки, вырезки, заметки, записки – этому он посвящал себя всего. Сначала бессистемные, заметки постепенно складывались по темам – самым разным, от загадочных атмосферных явлений до странных находок, от непонятных происшествий до удивительных совпадений. Для самого Форта они вылились в создание четырех книг – «Книга проклятых» («проклятыми» Форт именовал факты, которые наука игнорирует; на русском вышла как «Тысяча и одно забытое чудо»), «Новые земли», «Внемли!», «Дикие таланты».

По сути, Форт стал предтечей очень и очень многих «исследователей», книгами которых вот уже много лет забиваются прилавки магазинов. Именно Форт, в частности, впервые сформулировал основы теории «неуместных артефактов» – находок, которые никак не вписываются в традиционные представления о прошлом. Ему же дальнейшие поколения обязаны, например, и теорией о тайных правителях мира – в первом своем романе (правда, литературные произведения Форта, несмотря на усилия его друга Теодора Драйзера, успеха не имели) Форт говорит о том, что за всем происходящим на Земле стоят пришельцы, тайно правящие планетой. Словом, роль Форта в привлечении внимания к загадкам настолько велика, что в английском языке для обозначения всего странного и непонятного даже появились производные от его фамилии – Fortean и Forteana.

В число достоинств Форта можно поставить именно его въедливость и трудоспособность. Эти качества выгодно отличали его от многих последователей, которые гораздо чаще предпочитают придумать очередную теорию, нежели попытаться подтвердить фактами уже придуманное. Вспомним для примера, что небезызвестный Эрих Дэникен свою первую книгу написал… работая администратором в гостинице, причем обошелся минимальным количеством «фактов», заменяя их рассуждениями (кстати, довольно легковесными).

Так или иначе, в свое время книги Форта стали событием. Количество его поклонников было велико – появились журналы о загадках и «необъяснимых фактах», в 1931 году создано и до сих пор существует «Фортианское общество». Идеи Форта, факты, которые он обнаружил на страницах журналов и газет, шагнули в литературу – например, британский фантаст Эрик Фрэнк Рассел при написании одного из лучших своих произведений («Зловещего барьера», рассказывающего о борьбе людей против невидимых энергетических существ, от века питающихся человеческими эмоциями) опирался именно на идеи Форта и цитировал его же записки.

Но вместе с тем Чарльз Форт – возможно, сам того не желая, – привнес в свои исследования те черты, которые не позволяют относиться серьезно ни к ним, ни к трудам его последователей (в которые эти черты благополучно перекочевали). Причем если в случае с «отцом-основателем» в силу специфики его работы и источников объяснить эти слабости можно, то к последователям снисхождения проявлять не хочется.

Причины снисхождения к Форту просты. Дело в том, что сама практика сбора сведений о непонятных происшествиях или разного рода странностях в XIX веке – а именно в изданиях той поры Форт черпал основную массу своих «проклятых фактов» – была весьма примитивной. Сплошь и рядом идут ссылки на «исследования», проведенные… редакторами газет, а то и вовсе репортерами, которых вызвали поглядеть на удивительно крупные («эти штуки были размером со слона!») градины или странное вещество, выпавшее с неба. Ничуть не более убедительны ссылки на мнение местных жителей, которые пересказывали газетчикам события многодневной давности. Иными словами, прежде чем пытаться объяснить те или иные факты, не мешало бы узнать – а так ли все было на самом деле…

«Но почему наука отвергает эти факты? – спросят сторонники паранаучных теорий. – Раз отвергает, значит, не может объяснить?»

Конечно, есть факты, которые не укладываются в существующие модели и теории. Но в этом нет ничего удивительного: на всеобъемлющую полноту знаний ученые не претендуют ни в одной из областей науки. И то, что не вписывается в теории, до поры откладывается в сторону, пока не станет ясно, можно ли интегрировать новое знание в уже имеющиеся представления, или представления эти придется менять. Но пока сторонники паранаучных теорий предпочитают доказательства по аналогии – мол, нам не верят, ну так и Эйнштейну тоже не верили, – стоит задаться более важным вопросом: а все ли «факты» – факты?

В науке есть правило – все новые факты должны быть описаны и введены в научный оборот с учетом требований науки. Наблюдения должны быть проверяемы, эксперимент должен быть воспроизводим, и так далее, – правил этих немного, они не так уж и сложны, и сами ученые им неукоснительно следуют. Иными словами, ученые могли бы признать существование йети или лох-несского чудовища, заполучи они его скелет или иные четкие свидетельства. Но называть «неопровержимым доказательством существования снежного человека» всего лишь отвратительного качества фотографии – все равно что выдавать за йети давно не бритого лесника.

 

Удивительные статуи и фантастические колонны 

Среди «свидетельств существования высокоразвитых цивилизаций» и «доказательств палеоконтакта» есть как широко, так и слабо известные. К числу первых относятся, например, египетские пирамиды, статуи на острове Пасхи или металлическая колонна в Дели, к малоизвестным – ну, хотя бы загадочные канавки на Мальте. К пирамидам и канавкам мы еще вернемся, а пока – о статуях и колонне, тем более что в случае с ними прекрасно видно, как сторонники паранаучных теорий активно применяют те самые методы, в которых обвиняют науку официальную.

Циклопические фигуры на острове Пасхи десятилетиями привлекали внимание исследователей – очень уж трудно было поверить, что не слишком-то развитым островитянам, живущим в сени этих рукотворных монстров, по плечу было высечь из камня и установить гигантские скульптуры. Объясняя их появление, сторонники паранаучных теорий то видели в статуях «след» древней высокоразвитой цивилизации, то, опять-таки, ссылались на пришельцев со звезд.

Между тем «загадка статуй» разгадана уже сорок лет назад – еще в 70-х Тур Хейердал уговорил местных жителей продемонстрировать ему изготовление и установку такой статуи. И островитяне статую и сделали, и установили (попутно, кстати, выяснилось, что для изготовления статуй необходимо поточное производство каменных рубил). Когда же неугомонный швед спросил мастера о том, почему островитяне не говорили, что могут изготавливать статуи, мастер ответил: «Ну, меня-то никто не спрашивал». Иерархия и профессиональные секреты, только и всего.

Из той же серии – небезызвестная металлическая колонна в Дели. Спекуляций на эту тему великое множество: уже много лет только и кочует из статьи в статью рассказ о том, что монолитная колонна отлита из чистейшего железа, которое будто бы можно получить только в условиях космоса и которое за полторы тысячи лет нисколько не проржавело в условиях влажного индийского климата с его муссонными дождями и прочими тропическими прелестями. Иногда сторонники удивительных теорий уточняют: мол, схожее по чистоте железо нашли в лунном грунте. И тонко улыбаются – ну вы же понимаете, да? И ладно если источником этого «удивительно чистого» железа считают метеорит, – некоторые договариваются до того, что древние индийцы переплавили звездолет пришельцев. Какой страшный конец для космических путешественников!

Между тем и эта «удивительная загадка» давным-давно разгадана – вот только авторы статей и книг, ищущие повсюду следы древних цивилизаций, тайных знаний и пришельцев из космоса, и знать об этом не хотят. Если принять на веру их утверждения, то и впрямь придется признавать, что с колонной из сверхчистого железа что-то нечисто. Но если проверить?

И проверили.

Оказалось, что история об удивительной литой колонне из сверхчистого железа, не ржавеющего во влажном климате тропиков, с реальностью пересекается только в одном месте – колонна действительно существует.

Воздвигнута она была царем Камагуптой I в городе Матхур в IV веке нашей эры и первоначально посвящалась богу Вишну (на колонне даже сохранилась соответствующая надпись). Позже колонна была перенесена в Дели и использована при строительстве индуистского храма.

Но состоит семиметровая колонна не из «чистейшего атомарного железа», а из низкоуглеродистой стали. Она не отлита, а сварена из хорошо прокованных металлических криц весом по 20–30 килограмм – на «монолитной» колонне хорошо заметны следы сварки. На полях заметим, что подобное количество стали (около полутора тысяч тонн), по меркам Древнего мира, было немалым, – но ведь колонна была посвящена богу! Кроме того, Индия задолго до создания колонны была одним из крупнейших металлургических центров, индийцы очень рано начали работать с металлами и добились выдающихся успехов. Именно в Индии, например, появился всем известный булат, клинки из которого покупали за золото по весу и не считали, что переплатили.

Да, но почему колонна не ржавеет? Может быть, и в самом деле виной всему инопланетные технологии или энергетические поля, меняющие структуру металла?

Увы, на самом деле колонна вполне себе ржавеет, – в подземной части обнаружен более чем сантиметровый слой ржавчины с гораздо более глубокими «язвами». И ржавеет колонна ровно в той степени, в которой она должна ржаветь в данных климатических условиях. Кстати, насчет бесконечных дождей сторонники удивительных теорий тоже… ну, скажем так, заблуждаются: и в Матхуре, и в Дели климат теплый и сухой, и окисление металлов там идет гораздо медленнее, чем, например, оно бы шло на берегу океана.

 

Продолжение следует...

Автор:Владимир ЯРЦЕВ
Читайте нас: