Все новости
ХРОНОМЕТР
19 Декабря 2021, 17:00

Послание далеких предков. Часть вторая

ЕСТЬ МНЕНИЕ

В 2008 году Челябинское областное общество краеведов выпустило брошюру «Южноуральская топонимика. Историко-топонимический словарь». Автор этого словаря В. Поздеев не является профессиональным филологом, что вызывает скепсис профессионалов по отношению к его труду. Тем не менее собранный автором обширный материал заслуживает хотя бы того, чтобы с ним ознакомиться. В словаре нет напрямую слова «Уфа» (поскольку рассматриваются топонимы Челябинской области), но есть река Уфалейка. Познакомимся же с мнением краеведа о происхождении названия этой реки.

«Уфалейка, река длиною 70 километров на севере области; правый приток Уфы на 853 километре от устья. Исток в горном болотистом месте на Уфалейском хребте; на некоторых картах образуется от слияния Бол. и Мал. Уфалейки. В 1761 году на реке при заводе основали п. Верхний Уфалей, ныне город областного подчинения; в 1813 г. возник выселок Нижний Уфалей. Реки Уфа, Уфалей имеют общую этимологическую базу; высказано несколько версий. Выводят имя Уфы из башкирского слова “уба” – холм, курган; оно известно в алтайских языках. Сравнивают с башкирским родом “упа”. Есть версия существования у башкир слова “Уфа” – “темная вода”; за основу брали литовское, латышское слово “упэ” – река, ручей. А оно, очевидно, иранского (скифского) происхождения: Балтийское море, Северный Ледовитый океан не случайно именовали Скифскими. Поэтому иранская версия более приемлема. Топонимика и иранские языки сохранили чередования а/у, в/у/б/п/ф; явление замены звука “в” на звук “ф” для северных говоров у русских не является случайностью. И переход у осетин, прямых потомков скифов (и пуштун), превращение слова “ав” (аб, ов, оу, оп, ап) – вода, река в “аф” усиливают североиранское происхождение гидронимов Уфа, Уфалей, при этом базовым словом может быть пуштунское “убэ” – вода, жидкость. Союз этого слова с другим пуштунским словом “лай” – ил, грязь, осадок, образовал гидроним “Уфалей”, а название можно понимать как “слякиша”, “грязнуха”, “глинянка” – популярные названия в горах у рек, включая притоки Уфы. Может быть, поэтому и башкиры называют реку Кара-Идель, то есть Черная река?»

Я сам не филолог, поэтому не могу вступать в полемику с автором этого текста по поводу его лингвистических построений. Отмечу только, что он напрасно пренебрег версией сходства слова “уфа” со словом “упэ” (upe на латинице), обозначающим реку в литовском и латышском языках – единственных ныне живых (живущий в Латвии народ латгалы считает свой язык отдельным языком, а не диалектом латышского), а в древности многочисленных так называемых балтских языках.

 

УДИВИТЕЛЬНАЯ «ОПЕЧАТКА»

Старинный русский город Тула стоит на впадающей в Оку реке, носящей название Упа. Однако в труде «Татары и Русь» известного советского, российского историка, писателя, журналиста Вильяма Васильевича Похлебкина, специалиста по истории Скандинавии, автора таких трудов, как «Словарь международной символики и эмблематики» и «Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах и фактах», но более известного своими книгами по истории кулинарии, в главе о знаменитом «стоянии на реке Угре» войск Великого князя московского Ивана III и хана Золотой орды Ахмата есть такие строки: «Татарское войско хана Ахмата прошло по водоразделу верховьев Дона и Оки через вассальные от Литвы так называемые верховские княжества восточнее линии Новосиль – Мценск – Любутск к русской границе, то есть к руслу реки Оки между Калугой и Алексиным… Но перейти здесь границу Московского великого княжества татарской коннице было невозможно… Вследствие этого конница Ахмата пошла по южному берегу Оки к верховьям реки, туда, где в Оку впадала Уфа и где был хороший брод…»

Конечно, это «Уфа» может быть просто опечаткой. Но вспомним, как пишется, например, в английском языке и как читаются по-русски слова «фотография» и «телефон»: photography и phone; а имя «Фома» выглядит в латинском написании как Thomas. Так что, полагаю, автор, глубокий знаток истории, специально написал «Уфа».

Так что мы получаем цепочку: upe (написание латинскими буквами) – Упа – Уфа.

Правда, возникает вопрос: какое отношение имеют языки народов, живущих ныне в Прибалтике, к находящейся в центре России Туле и тем более к Южному Уралу? Чтобы разрешить это противоречие, нужно предположить, что некогда на территории от Балтийского моря до нынешней Тулы и Южного Урала жил некий народ, имевший в своем языке слово «Уфа» или сходное по звучанию, обозначавшее реку. И действительно, науке такой народ давно известен. Но уж очень давно он жил…

«ЛЮДИ ЯНТАРНОГО МОРЯ» НА БЕРЕГАХ АГИДЕЛИ

В 1873 году в нынешней Ярославской области у деревни Фатьяново был раскопан могильник, датированный первой половиной II тысячелетия до нашей эры. В дальнейшем археологические находки, подобные найденным в этом могильнике, стали называть археологической фатьяновской культурой. Со временем выяснилось, что эта культура бронзового века была распространена на пространстве от Прибалтики до Волго-Камья. Как сказано в Большой Советской Энциклопедии: «Предполагаемая прародина племен Ф. к. – терр. между Днепром и Вислой. Антропологич. тип – европеоидный. Ф. к. входила в состав большой культурно-историч. общности – т. н. боевых топоров культур или шнуровой керамики культур, предков славян, балтов и германцев».

В 1963 году впервые увидела свет книга «Балты. Люди янтарного моря» известного ученого, историка, археолога, этнографа, профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Марии Гимбутас. В 2004 году эта книга была переиздана в России, стала доступна широкому читателю, продавалась и в Уфе. Книга посвящена происхождению и развитию балтских народов в период с каменного века до Средневековья. Тема, можно сказать, родная для родившейся в Литве Марии Гимбутас, хотя в целом она занималась древнейшей историей Восточной Европы, будучи признанным специалистом в этом вопросе.

И вот что она пишет в своей книге – в главе «Восточные балты в бронзовом и раннем железном веке» в разделе «Фатьяновская культура: восточный эпизод»: «В течение бронзового века носители фатьяновской культуры распространились на Восток вплоть до Волги и ее притоков. Кроме верховьев Волги фатьяновские поселения обнаружены в низовьях Оки, Суры, Вятки и нижнем течении Камы. В третьей четверти второго тысячелетия зона распространения этой культуры достигла реки Белой и простиралась вплоть до Южного Урала. Носители фатьяновской культуры вклинились узкой полосой между финно-угорскими охотничьими племенами на востоке центра России и протоскифами на юге. Они строили свои небольшие укрепленные деревни на высоких берегах рек, обычно укрепляя их рвами и валами с внутренней стороны. Эти укрепленные поселения заметно отличались от неукрепленных деревень охотников на побережьях озер и рек… В раннем бронзовом веке носители фатьяновской культуры постоянно соперничали за владение землями с угрофиннами и протоскифами, которые двигались с юга. Постепенно они распространились на северо-запад, вплоть до бассейна Оки. Земли, занимаемые фатьяновцами, неуклонно сокращались, однако перед полным исчезновением в Чувашии, Татарии и Башкирии носители этой культуры смогли выйти на восток вдоль верховий реки Белой и Южного Урала… Эту последнюю стадию фатьяновской культуры, относящуюся примерно к 1500–1300 годам до н. э., обычно называют абашевской по названию могильника, открытого в 1925 году близ деревни Абашево на севере Чувашии. Возможно, появление абашевцев на Южном Урале объясняется наличием в этих местах месторождений меди. В этих поселениях обычно обнаруживаются большие количества медной руды, шлака и орудий для металлургического производства и инструментов для обработки металла».

МЕТАЛЛУРГИ БРОНЗОВОГО ВЕКА

Итак, вновь прозвучала тема полезных ископаемых Южного Урала, точнее стратегического для той далекой эпохи металла – меди, давшей этому времени названия – медный век и бронзовый век. Однако, прежде чем делать выводы, обратимся к вышедшей в Уфе в 1973 году книге «Тайны древнего Урала» ученого-археолога Нияза Мажитова. Вот что он пишет в главе «Абашевцы»: «Происхождение и история абашевских племен – одна из самых увлекательных страниц древней истории Урала и Поволжья… История происхождения этих племен с богатой и своеобразной культурой долгое время оставалась для археологов загадкой, которая и сейчас еще полностью не разгадана. Прежде всего археологи обратили внимание на некоторое сходство находок из Абашевских курганов с культурой фатьяновских племен, которые в 2000–1500 гг. до нашей эры жили в районе Среднего Поволжья. Опираясь на эти факты, ученые пришли к мнению, что абашевцы явились потомками фатьяновцев, пришедших с запада. Но позже, по мере накопления материалов, проблема все усложнялась. Причиной тому послужило частично и то, что памятники абашевских племен были найдены в районах Южного Урала и в Кустанайской области Казахстана». Мажитов сам принимал участие в раскопках абашевского захоронения на берегу реки Ай в Кигинском районе: «Это открытие свидетельствовало о том, что абашевские племена жили не только в западных и южных предгорьях Южного Урала, но и освоили его горно-лесные районы… Медно-бронзовый век, примерно в X–VII вв. до н. э., сменяет железный век. В культуре племен, обитавших на значительной части территории Башкирии в начале железного века, очень хорошо прослеживаются абашевские черты, особенно в форме и орнаментации глиняной посуды. Опираясь на эти факты, можно полагать, что в начале железного века в Башкирии жили племена, своим происхождением тесно связанные с абашевцами».

Хотя происхождение абашевцев (кстати, река Упа, что в Туле, входит в область расселения этого народа, поскольку самый западный памятник этой культуры найден в Малоярославецком районе Калужской области) до сих пор является предметом дискуссий различных исследователей, но все они сходятся в одном: это индоевропейский народ. Следовательно, можно предположить, что их язык тоже принадлежал к индоевропейской семье, а возможно, если учитывать мнение Марии Гимбутас, был родственным языку древних балтов (протобалтов).

И наконец, еще одна интересная цитата из книги «Тайны древнего Урала»: «Урал с древнейших времен, еще 3,5 тысячи лет назад, был крупным центром медной (бронзовой) металлургии… Племена, населявшие Волго-Окское междуречье в эпоху бронзы, свои орудия труда и украшения изготовляли преимущественно из уральской меди. Продукция уральских металлургов в те времена доходила даже до Днестра».

И как раз мимо нынешней Уфы пролегали речные транспортные пути между горными районами Южного Урала, где добывалась медная руда и выплавлялись медь и бронза, и потребителями продукции уральских металлургов в бассейне Волги и Оки. По Волге же можно попасть в Каспий; лишь небольшое пространство отделяет Волгу от Дона, впадающего в Азовское море, откуда открыт путь в море Черное; через верховья Волги и через систему волоков можно попасть в реки бассейна Балтийского моря и в само море. Великая речная транспортная система Восточной Европы служит людям на протяжении многих тысячелетий!

ЧЕРЕЗ ВЕКА И СТРАНЫ

Не надо удивляться, что название уральской реки имеет сходство с латышским и литовским словом: санскрит – язык Древней Индии, куда как дальше отстоящей от современной Прибалтики, чем Урал, – имеет большое родство с языком литовским, а люди, говорившие на одном из индоевропейских языков – тохарском, жили на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Да и рассказ средневекового английского мореплавателя Вульфстана, посетившего в IX веке землю западнобалтского народа пруссов, о том, что у пруссов король и богатые люди пьют кобылье молоко, а бедные и рабы пьют мед, наводит на мысль, что подобный обычай мог скорее появиться в наших краях, а не в малопригодной для коневодства Пруссии с ее лесами, болотами и озерами. Вероятно, предки балтских народов были когда-то степняками, как были ими восточные германцы – остготы.

Вообще история хранит еще очень много загадок, а этническая и языковая карта мира три тысячи лет назад была мало похожа на современную. А тогдашнее индоевропейское население здешних мест, абашевцы, как раз и могло назвать реку словом «Уфа», что, как и название реки в Тульской области – «Упа», означало тогда просто «река». Впоследствии одна часть древнего индоевропейского населения была вытеснена отсюда финно-угорскими народами или погибла в войнах с ними, а другая часть слилась с этими народами и более поздними пришельцами – тюрками – и вошла в состав народов, и поныне живущих в наших краях: башкир, татар, удмуртов, мордвы, чувашей. Ведь ничто и никто не появляется ниоткуда и не исчезает в никуда: у всех из нас, живущих в XXI веке, были прямые предки, жившие в веке железном, и в бронзовом, да и в каменном тоже! Часто мы имеем облик и черты характера своих древних прародителей, даже не подозревая об этом…

Но слово «уфа» сохранилось в веках; долго помнили и о том, что оно означает. Отсюда записанное Рычковым со слов башкир название реки Уфа-Идель – просто перевод древнего слова на башкирский язык: никакой ошибки Рычков не допустил.

И название нашего города – Уфа – послание нам от наших далеких предков из бронзового века, которое жившие здесь на протяжении веков народы как эстафету донесли до нас через три тысячелетия. Спасибо им за это!

 

*  *  *

Карта из книги Марии Гимбутас «Балты. Люди янтарного моря».

На карте хорошо видно (выделено более темным), что территория проживания племен, отнесенных автором к предкам балтских народов, захватывает бассейн реки Белой.

Фактически эта территория простирается еще дальше на восток, в горные районы Урала, в Зауралье и Казахстан.

Предыдущая часть
Автор:Владимир АГТЕ
Читайте нас: